Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей


20 сентября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Ограничение сверху

В настоящее время на орбите Земли работает две многомодульных орбитальных станции — международная и китайская. МКС имеет размеры 110 на 75 метров — до километровых размеров ей еще очень и очень далеко, даже если добавлять какие-либо модули. Китайская станция и того меньше — в настоящее время она состоит всего из двух частей.

При этом стоимость доставки одного килограмма груза на орбитальную станцию для большинства миссий составляет более $2 тыс. за килограмм полезной нагрузки. Поэтому любой новый модуль — это десятки миллионов долларов только за вывод его на орбиту, не считая разработки, создания и тестирования аппарата.

Так, на производство и поддержание работоспособности Международной космической станции с 1995 года было потрачено более $200 млрд, что потребовало совместной работы и вложения денег 15 государств — участников проекта. Причем почти все из них уже не раз говорили о том, насколько сложно нести финансовые обязательства по этому объекту. В такой ситуации говорить о многокилометровом космическом корабле очень сложно. Во всяком случае, пока не будет решена эта проблема.

Вторая сложность является чисто физической. Пока у человечества нет иного способа выводить полезную нагрузку в космос, кроме как с помощью ракет-носителей. При этом полезная нагрузка составляет очень небольшую часть от массы всей ракеты, и по своим габаритам она должна помещаться под головной обтекатель ракеты-носителя. То есть модули космической станции имеют сейчас четкое ограничение по размеру.

Например, если выводить модуль на низкую опорную орбиту при помощи российской ракеты тяжелого класса "Протон", то будущий "блок" корабля не может быть больше 4,1 метра в диаметре, длиной 6,06 метра и не тяжелее 22 тонн. Таким образом, строить многокилометровую структуру в космосе придется очень долго.

Подходы к снаряду

Тем не менее о создании больших орбитальных станций люди грезят уже очень давно. Еще во времена лунной программы "Аполлон" (принята в 1961 году) американские инженеры предлагали создать целую космическую фабрику на орбите Земли. Доставлять туда и обратно грузы и персонал должны были многоразовые транспортные шаттлы.

После успешных полетов на Луну (1969 год) казалось, что построить многомодульную орбитальную станцию будет очень просто. Это было время оптимизма. Увы, задача оказалась гораздо сложнее — финансирование закончилось, а в деле построения орбитальных станций еще долго лидировал Советский Союз, сумевший в одиночку построить комплекс "Мир". Позже вершиной создания орбитальных космических конструкций стала международная МКС.

Время от времени NASA проводит конкурсы на разработку новых способов орбитального строительства, но пока в создание многокилометровых конструкций это не вылилось.

Надежды на изменение

Тем не менее сейчас есть несколько перспективных технологий, которые могут изменить ситуацию с орбитальным строительством в будущем. В первую очередь это космическая система Starship, разрабатываемая компанией SpaceX. Если она будет реализована в том виде, который заявлен, то это довольно сильно повлияет на ситуацию с выводом на орбиту полезной нагрузки.

Предполагается, что Starship сможет доставлять в космос до 150 тонн грузов за рейс. При чем многоразовость использования одних и тех же кораблей существенно снизит цену на такой вывод — она будет немногим выше стоимости топлива и может составить лишь $1,5–$2 млн.

Однако пока что это только "предполагается" — идут испытания, и далеко не факт, что создатели смогут достичь заявленных характеристик. Впрочем, ждать остается не так и долго, уже в ближайшие месяцы, а то и недели ожидается первый тестовый полет системы Starship.

Вторая любопытная технология для создания больших космических структур — это надувные модули, увеличивающие свои размеры прямо на орбите. Один такой модуль Beam, производства компании Bigelow Aerospace, уже находится в составе Международной космической станции. Он представляет собой небольшую конструкцию шарообразной формы размером всего 16 кубических метров.

С другой стороны, его разработчикам удалось добиться увеличения линейных размеров модуля почти в два раза — серьезное достижение. Эта технология в ближайшем будущем позволит частично обходить ограничения, заданные размерами головного обтекателя ракеты и "раскладывать" конструкции прямо на орбите.

Еще можно вспомнить о задумках по строительству космических станций прямо на орбите, но это гораздо более отдаленная перспектива, чем реализация проекта Starship и надувных конструкций.

Пока же многокилометровые орбитальные станции и космические корабли остаются элементами фантастических игр, книг и фильмов. Возможно, при дальнейшем развитии космонавтики первые сверхкорабли и станции появятся через 20–30 лет, но сейчас время теоретических разработок, конференций и проб. Впрочем, к моменту открытия окна возможностей орбитального строительства нужно подойти во всеоружии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer