Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Каковы возможности современной космонавтики в строительстве километровых кораблей


20 сентября 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Государственный фонд естественных наук Китая (NSFC) призвал ученых присоединиться к пятилетнему проекту по изучению механики "сверхбольшого космического корабля, простирающегося на километры". В настоящее время это только проект, и пока даже не совсем понятно, как можно подступиться к его выполнению. Но умы уже терзают вопросы: насколько вообще реально построить столь крупный комический корабль, для каких целей он нужен и когда можно ожидать начала его строительства.

Ограничение сверху

В настоящее время на орбите Земли работает две многомодульных орбитальных станции — международная и китайская. МКС имеет размеры 110 на 75 метров — до километровых размеров ей еще очень и очень далеко, даже если добавлять какие-либо модули. Китайская станция и того меньше — в настоящее время она состоит всего из двух частей.

При этом стоимость доставки одного килограмма груза на орбитальную станцию для большинства миссий составляет более $2 тыс. за килограмм полезной нагрузки. Поэтому любой новый модуль — это десятки миллионов долларов только за вывод его на орбиту, не считая разработки, создания и тестирования аппарата.

Так, на производство и поддержание работоспособности Международной космической станции с 1995 года было потрачено более $200 млрд, что потребовало совместной работы и вложения денег 15 государств — участников проекта. Причем почти все из них уже не раз говорили о том, насколько сложно нести финансовые обязательства по этому объекту. В такой ситуации говорить о многокилометровом космическом корабле очень сложно. Во всяком случае, пока не будет решена эта проблема.

Вторая сложность является чисто физической. Пока у человечества нет иного способа выводить полезную нагрузку в космос, кроме как с помощью ракет-носителей. При этом полезная нагрузка составляет очень небольшую часть от массы всей ракеты, и по своим габаритам она должна помещаться под головной обтекатель ракеты-носителя. То есть модули космической станции имеют сейчас четкое ограничение по размеру.

Например, если выводить модуль на низкую опорную орбиту при помощи российской ракеты тяжелого класса "Протон", то будущий "блок" корабля не может быть больше 4,1 метра в диаметре, длиной 6,06 метра и не тяжелее 22 тонн. Таким образом, строить многокилометровую структуру в космосе придется очень долго.

Подходы к снаряду

Тем не менее о создании больших орбитальных станций люди грезят уже очень давно. Еще во времена лунной программы "Аполлон" (принята в 1961 году) американские инженеры предлагали создать целую космическую фабрику на орбите Земли. Доставлять туда и обратно грузы и персонал должны были многоразовые транспортные шаттлы.

После успешных полетов на Луну (1969 год) казалось, что построить многомодульную орбитальную станцию будет очень просто. Это было время оптимизма. Увы, задача оказалась гораздо сложнее — финансирование закончилось, а в деле построения орбитальных станций еще долго лидировал Советский Союз, сумевший в одиночку построить комплекс "Мир". Позже вершиной создания орбитальных космических конструкций стала международная МКС.

Время от времени NASA проводит конкурсы на разработку новых способов орбитального строительства, но пока в создание многокилометровых конструкций это не вылилось.

Надежды на изменение

Тем не менее сейчас есть несколько перспективных технологий, которые могут изменить ситуацию с орбитальным строительством в будущем. В первую очередь это космическая система Starship, разрабатываемая компанией SpaceX. Если она будет реализована в том виде, который заявлен, то это довольно сильно повлияет на ситуацию с выводом на орбиту полезной нагрузки.

Предполагается, что Starship сможет доставлять в космос до 150 тонн грузов за рейс. При чем многоразовость использования одних и тех же кораблей существенно снизит цену на такой вывод — она будет немногим выше стоимости топлива и может составить лишь $1,5–$2 млн.

Однако пока что это только "предполагается" — идут испытания, и далеко не факт, что создатели смогут достичь заявленных характеристик. Впрочем, ждать остается не так и долго, уже в ближайшие месяцы, а то и недели ожидается первый тестовый полет системы Starship.

Вторая любопытная технология для создания больших космических структур — это надувные модули, увеличивающие свои размеры прямо на орбите. Один такой модуль Beam, производства компании Bigelow Aerospace, уже находится в составе Международной космической станции. Он представляет собой небольшую конструкцию шарообразной формы размером всего 16 кубических метров.

С другой стороны, его разработчикам удалось добиться увеличения линейных размеров модуля почти в два раза — серьезное достижение. Эта технология в ближайшем будущем позволит частично обходить ограничения, заданные размерами головного обтекателя ракеты и "раскладывать" конструкции прямо на орбите.

Еще можно вспомнить о задумках по строительству космических станций прямо на орбите, но это гораздо более отдаленная перспектива, чем реализация проекта Starship и надувных конструкций.

Пока же многокилометровые орбитальные станции и космические корабли остаются элементами фантастических игр, книг и фильмов. Возможно, при дальнейшем развитии космонавтики первые сверхкорабли и станции появятся через 20–30 лет, но сейчас время теоретических разработок, конференций и проб. Впрочем, к моменту открытия окна возможностей орбитального строительства нужно подойти во всеоружии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer