Крупнейшие российские авиакомпании вступили в гонку по уровню оплаты труда пилотов, выяснили «Известия». «Аэрофлот» планирует провести двухэтапное повышение зарплаты летчиков начиная с ноября. С этого же месяца заработок пилотов S7 Airlines может вернуться на «доковидный» уровень. Также допандемийный размер зарплаты в ближайшее время начнет выплачивать летным экипажам авиакомпания «Россия». В Nordwind уже повысили жалованье, а в лоукостере «Победа» пообещали сделать зарплаты своих летчиков самыми высокими в отрасли. Об этом «Известиям» рассказали представители перевозчиков и источники в компаниях. Рост зарплат происходит в условиях дефицита пилотов, но этот шаг может обернуться дополнительными убытками для перевозчиков, считают эксперты.
Выше заработок
Крупнейшие российские авиакомпании вступили в гонку по оплате труда пилотов из-за их нехватки, выяснили «Известия». Сразу несколько перевозчиков планируют в ближайшее время повысить зарплату летчиков, а кто-то из игроков это уже сделал.
Двухэтапное повышение зарплаты планируется в «Аэрофлоте», сообщил «Известиям» источник в группе. По его словам, параметры не определены и решение пока не принято, но первый этап намечен на начало ноября и предполагает существенное увеличение оплаты труда экипажей. Собеседник добавил, что один из рассматриваемых вариантов — повышение зарплат летчиков на 20–25%.
Второй этап планируется провести ближе к запуску весеннего расписания, когда будут понятны финансовые результаты зимнего сезона и появятся достаточно понятные прогнозы по разлету самолетов на следующее лето, пояснил источник «Известий» в группе «Аэрофлот». Он добавил, что зарплаты пилотам планируется повысить до уровня рынка, чтобы не допустить перетока кадров в другие авиакомпании, в том числе иностранные.
В авиакомпании «Россия», входящей в группу «Аэрофлот», зарплата пилотов в ближайшее время выйдет на допандемийный уровень, сказал «Известиям» официальный представитель компании Сергей Стариков. В одной из рассылок пилотам Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия», с которой ознакомились «Известия», сказано, что с октября командиры воздушных судов могут ощутить разницу в зарплатах, так как для них будет введена ежемесячная надбавка в размере 150 тыс. рублей.
Гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков пообещал командирам воздушных судов сделать их зарплаты выше, чем в других компаниях, следует из обращения главы лоукостера, направленного пилотам в начале сентября (есть у «Известий»).
В S7 заработок пилотов планируется вернуть на «доковидный» уровень с 1 ноября, указано в сообщении профсоюза пилотам (есть у «Известий»). В конце прошлого года зарплаты пилотов S7 на самолетах Airbus A320 и Boeing 737 сократились на 15–25% при налете в 90 часов, рассказал «Известиям» источник в компании. Он добавил, что о возвращении с 1 ноября к прежнему положению об оплате труда пилотам сообщил заместитель летного директора по воздушным судам Embraer E170 Игорь Мельхов.
Пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова подтвердила, что сейчас обсуждается внесение изменений в положение об оплате труда пилотам, но не уточнила, о каком повышении идёт речь. По ее словам, на рынке сложилась сложная ситуация: авиаотрасль еще не восстановилась от последствий пандемии. Хотя пассажиропоток практически вернулся к доковидным показателям, тарифы в среднем значительно ниже, чем до распространения коронавируса.
— После высокого летнего сезона мы входим в трудный осенне-зимний период, когда в целом спрос ниже, и это накладывается на ситуацию с ограничениями по международным воздушным линиям и конкуренцию с другими перевозчиками по выставленным емкостям внутри страны, — отметила она.
По словам Ирины Дуньковой, с 1 октября 2021 года также планируется пересмотреть зарплату бортпроводникам.
Самые первые
Nordwind повысила оплату труда летчиков с начала сентября, сообщил «Известиям» источник в компании. Например, командирам воздушных судов Airbus A330 и Boeing 777 за 90 часов налета стали выплачивать более 540 тыс. рублей, а вторым пилотам — свыше 400 тыс. рублей.
В Smartavia отметили, что прошли год пандемии без существенного изменения системы оплаты труда летного состава. Это удалось сделать благодаря тому, что пилоты пошли навстречу руководству и вместе с сотрудниками других подразделений компании некоторое время находились в отпусках без сохранения заработной платы.
— В 2021 году после восстановления полетной программы, при достаточно высоком и стабильном налете у командиров воздушных судов и вторых пилотов авиакомпании заработная плата в среднем выше медианы по рынку, что соответствует корпоративной стратегии оплаты труда персонала, — заявил представитель перевозчика Виктор Аношкин.
В Red Wings конкурентоспособные как уровень зарплат пилотов, так и условия труда для них, сказали в компании. Перевозчик уже больше года увеличивает количество летчиков в связи с появлением в парке новых типов судов — SSJ100 и Boeing 777, и с набором справляется, добавил представитель компании. По словам источника в Red Wings, командир самолета SSJ 100 за месячный налет в 70 часов получает «на руки» около 400 тыс. рублей.
Повышение зарплат пилотам обернется для авиакомпаний дополнительным ростом расходов до 3%, полагает источник «Известий» в крупном перевозчике. При этом, по его словам, сейчас на рынке наблюдается избыточная провозная емкость: предложение внутри страны в эту зиму вырастет на 40–60% по сравнению с прошлой. Это может способствовать дальнейшему падению выручки авиаперевозчиков, добавил собеседник.
— Стоимость авиабилетов по России имеет тренд к снижению, а аэропорты и топливные операторы сокращать себестоимость авиаперевозки не спешат. Повышать зарплаты пилотам в таких условиях — это либо путь к банкротству, либо экономии на чем-то другом, — заключил источник в крупном перевозчике.
Повышение зарплат крупными авиакомпаниями — реакция на возникший риск дефицита членов летных экипажей в условиях восстанавливающегося рынка, сказал главный эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.
— Мы постепенно возвращаемся к исходной истории — дефициту летных квалифицированных кадров. Пандемия сняла актуальность этой проблемы, — пояснил он.
По словам эксперта, повышение зарплат пилотам обернется для авиакомпаний дополнительными убытками, так как перевозчики на фоне традиционного снижения спроса в зимний период и конкурентного рынка не могут повышать стоимость авиабилетов.