Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Осадочек остался: раскрыта загадка происхождения пыли на МКС


14 сентября 2021 года Ольга Коленцова, Известия


Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

Российские ученые впервые выяснили, откуда берется пыль на космических орбитальных аппаратах, в том числе на МКС. Согласно данным, полученным специалистами Объединенного института ядерных исследований, у этой пыли три источника: метеориты, корпуса самих аппаратов и вулканические частицы, поднимающиеся с Земли. Опрошенные «Известиями» эксперты согласились с упомянутыми выводами. При этом они считают, что такая пыль практически безвредна для стенок космической техники. Защищать от нее необходимо только оптические приборы, но их уже и так ограждают с помощью специальных экранов.

В космосе не чисто

Со временем на космических аппаратах, находящихся на орбите, появляется осадок. Загрязнена и поверхность международной космической станции (МКС).

Сотрудники лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) провели работу с целью выяснить, что это за пыль и чем она может быть опасна. Ученые провели анализ состава пыли и на основе этой информации выявили основные источники происхождения субстанции. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе ОИЯИ.

Чтобы собрать пыль, обитатели МКС осуществили космический эксперимент. 10 марта 2009 года на внешней поверхности МКС был размещен рулон хлопчатобумажной ткани (полотенце) — россиянин Юрий Лончаков и американец Майкл Финк закрепили его на одном из кронштейнов. Спустя 10 лет, 29 мая 2019-го, уже другие космонавты — Олег Кононенко и Алексей Овчинин — сняли его и прямо в открытом космосе поместили в герметичный пакет. В сентябре того же года сверток вернулся на Землю, где его начали исследовать, в том числе и в лаборатории нейтронной физики ОИЯИ.

Ученые сравнивали внешний и внутренний фрагменты свернутой ткани. Они отличались даже визуально: внешний был желтым, а внутренний сохранил белый цвет. Исследователям удалось определить, что загрязненная часть полотенца содержит 20 элементов, которых нет в чистой.

Три источника пыли

Исходя из состава пыли, ученые пришли к выводу, что источников ее может быть несколько. Первый — это частицы космических тел, главным образом метеоритов.

— Большая часть метеоритов — это хондриты (то есть содержащие хондры — сферические или эллиптические образования преимущественно силикатного состава. — «Известия»). Они составляют до 85% от общего числа метеоритов, — рассказала начальник сектора нейтронного активационного анализа и прикладных исследований лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Инга Зиньковская. — У них особый состав и соотношение элементов. Изучив количественное соотношение элементов на загрязненной ткани и сравнив их с тем, что характерно для хондритов, мы сделали вывод, что магний, кремний, железо, уран и торий на ткани имеют космическое происхождение.

Второй источник — это сам корпус станции. Поскольку МКС в основном построена из алюминия, а трубопроводы изготовлены из коррозионно-стойких сталей и титановых сплавов, станцию сочли основным источником данных элементов на изучаемой ткани.

Третьим источником попадания чужеродных элементов на полотенце ученые назвали частицы, поднимающиеся с Земли, а именно вулканический пепел. В нем содержатся металлы барий, цирконий, рений, стронций, рубидий и редкоземельные элементы. Основную роль в переносе частиц на высоту орбиты МКС играет грозовая активность в период развития тайфунов и вулканических извержений — то есть молнии.

— Пыль от разных источников находится в космосе и оседает на поверхности космических аппаратов точно так же, как на поверхностях на Земле, — резюмировала Инга Зиньковская.

Уборка не требуется

Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценили проведенную работу и согласились со сделанными выводами.

— В космосе пыли действительно очень много, и в этом нет ничего удивительного, — сообщил профессор НИТУ «МИСиС» Александр Громов. — Однако сама работа ученых очень интересная, так как точный элементный состав такой пыли ранее был неизвестен. Кстати, одна из теорий глобального потепления говорит о том, что оно произошло из-за выхода Солнечной системы из пояса пыли. В итоге выросло количество радиации, которая попадает на нашу планету.

Ученые из ОИЯИ отметили, что пыль может причинять вред стенкам космических аппаратов. Мелкие частицы, движущиеся с космической скоростью, способны взаимодействовать с алюминиевыми корпусами модулей станции и другими конструктивными элементами. И если пыль на Земле легко протереть тряпкой, применительно к космической технике уборку осуществить намного сложнее.

Однако эксперты считают, что особой опасности такая пыль ни для МКС, ни для спутников не представляет и защищаться от нее не нужно.

— Защитить от пыли космические аппараты невозможно — примерно так же, как и автомобиль, на который налипает пыль из воздуха, — отметил Александр Громов. — Однако размер этих частиц очень маленький — они нано- и микромасштаба. Более крупные будут просто слетать с поверхности аппарата при его движении. А мелкая пыль особого вреда наносить не будет (скажем, трещины на МКС — точно не следствие ее существования). Она просто немного «изнашивает» поверхность.

Доцент кафедры космических систем и ракетостроения Московского авиационного института Алена Моржухина добавила, что концентрация пыли очень мала: на кубометр пространства попадаются одна-две частички.

— Учитывая такое малое количество пыли, надо, чтобы аппарат десятки лет находился на орбите, и только тогда пыль как-то может повлиять на состояние его поверхности, — сообщила эксперт. — Единственное, для чего она может представлять опасность, — это оптические приборы. Пылинки хоть и микроскопические, но движутся с высокой скоростью и могут поцарапать оптику. Но на нее в связи с этой проблемой уже и так ставят специальные защитные экраны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer