Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда русские летчики впервые в бой вступили?


27 августа 2021 Николай Морозов, Военно-промышленный курьер


Когда наши летчики приняли боевое крещение, когда поднялись в воздух для борьбы с врагом в первый раз? Многие считают, что в 1914 году, в начале Первой мировой войны. Между тем произошло это на Первой Балканская войне (1912-1913 гг.)

В этой войне Греция, Черногория, Болгария и Сербия наголову разгромили войска Османской империи. Участвовали в ней и русские добровольцы-летчики. По просьбе командования болгарской армии в Петербурге сформировался добровольный отряд русских пилотов. Но это были летчики гражданские, не состоявшие на военной службе. Официально Российская империя не участвовала в этой войне, соблюдая нейтралитет.

Болгарская авиация

Первое боевое подразделение воздушных сил Болгарии было организовано в конце июля 1912 года. Его костяк составляли три летчика: Христофор Топаркевич, Симеон Петров, Никифор Богданов, обучавшиеся в летной школе Блерио в Париже. До начала мобилизации 12 сентября авиационное подразделение успело принять участие в больших армейских маневрах. К началу войны с Турцией 18 октября Болгария располагала всего одним самолетом, однако уже через несколько дней из Германии прибыло три «Альбатроса». Сразу же в воюющие государства стали прибывать добровольцы из различных стран мира.

В Болгарию направились русские, а в Турцию – немцы и представители других государств. Первый отряд был сформирован директором Первого российского товарищества воздухоплавания Щетининым.

В итоге к концу октября 1912 года в распоряжении болгарского командования были 22 подготовленных авиатора. Первое регулярное подразделение ВВС Болгарии было отправлено на фронт в самом начале войны. Командовал им поручик Радул Милков. Вскоре в боевом составе ВВС Болгарии насчитывался 21 летательный аппарат.

Естественно, что первоначально аппараты использовались исключительно для разведки и бомбардировок позиций противника путем сбрасывания ему на головы ручных гранат. Правда, в Софии было произведено и 80 бомб специально для вооружения летательных аппаратов. Самолеты — и болгарские, и турецкие — не имели бортового вооружения, в связи с чем до схваток в воздухе дело не дошло. Основной задачей тогдашней авиации были прежде всего разведывательные полеты.

Как вспоминали впоследствии русские добровольцы, жить приходилось в весьма тяжелых условиях: ночевали в ящиках от самолетов.

Первые бомбежки

Боевое крещение отряд принял в ноябре, когда по заданию болгарского командования он вылетал для разбрасывания листовок с требованием капитуляции турок в осажденной крепости Адрианополе. Затем русские летчики главным образом вели разведку и наносили по врагу бомбовые удары. Тогда летчики сбрасывали бомбы сами, а для этого необходимо было снизиться, чтобы не промахнуться. Сам же самолет при этом становился удобной мишенью для стрелков противника.

Эффективных способов уничтожения аэропланов противника тогда просто не существовало. Пробовали стрелять из пистолетов или ружей, кидать бомбы, поднявшись над вражеской машиной или, опять-таки сверху, поражать неприятеля гирей на тросе. Пытались даже подлетать к вражескому аэроплану и «сваливать» его в штопор воздушным потоком от своего винта. Но толку от этих экзотических методов было мало.

26 ноября летчик Иван Евсюков, возвращаясь с боевого задания, обнаружил турецкую колонну в районе Чаталжи и прошел над ней на высоте 100 метров. Такая невиданная доселе штурмовка вызвала в рядах османов панику, и они, побросав оружие, разбежались в разные стороны. А на следующий день Евсюков совершил три вылета для связи между 2-й и 3-й болгарскими армиями.

Во время одного из них его самолет был обстрелян из орудий, приспособленных для вертикальной стрельбы. В телеграмме, направленной с театра военных действий в Россию, отмечалось: «Поручение было выполнено летчиком Евсюковым в течение двух часов двадцати минут, причем он пролетел расстояние в 200 километров». В конце 1912 года за успешное выполнение ряда заданий приказом по болгарской армии Иван Евсюков был награжден орденом «За военные заслуги 5-й степени с мечами». Болгарское командование высоко оценило действия всех наших летчиков. Кроме орденов, все они получили офицерские звания.

У нас иногда пишут, что именно на балканской войне состоялись первые бомбежки с аэроплана. Это не так, верно лишь то, что первыми целями для бомбежки в самом деле были турки.

Первая в мировой истории бомбардировка с самолета произошла 1 ноября 1911 г. в ходе итало-турецкой войны. В этот день лейтенант Гавотти сбросил 4 гранаты весом по 4,4 фунта (1,8 кг) на турецкие войска в Ливии. В последующие дни итальянцы стали сбрасывать 10-килограммовые бомбы, снаряженные шариками от картечи. Турки не растерялись и заявили, что бомбардировки с воздуха — негуманный способ ведения боевых действий и что итальянцы разбомбили турецкий госпиталь.

Сто долларов воздушного наемника

У турок тоже была своя авиация. Им удалось нанять на службу несколько иностранных летчиков. Но надежным контингент воздушных наемников назвать было никак нельзя. Показательна в этом отношении история американца Берта Холла. Когда началась война, он сразу же предложил свои услуги туркам. Здесь он летал на моноплане французского производства, да и механиком у него был француз — Андре Пьерс. Его услуги стоили по тем временам чрезвычайно дорого — 100 долларов в день. При этом Холл специально оговорил, что единственной его задачей является исключительно разведка. Турецкое командование требовало от него еще и сбрасывать бомбы на неприятеля, но безуспешно.

Когда турки задержали выплату причитающихся ему денег, американец вместе с механиком перелетел на сторону болгар. Болгары платили ему те же самые сто долларов в сутки. Когда же болгары, в свою очередь, задержали на месяц выплату причитающегося ему вознаграждения, то он решил, что скорее всего поступил опрометчиво, и стал готовиться к перелету на другую сторону фронта. Однако болгары тоже не дремали, и его сразу же арестовали, обвинив в пособничестве туркам. Буквально за несколько часов до предполагаемого расстрела неудачливого «солдата удачи» отпустили…




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer