Все больше российских авиакомпаний разрешают пассажиру занимать сразу два кресла. Теперь покупку дополнительного места на борту предлагает S7. Заплатить придется по полному двойному тарифу, клиент получит также и две нормы провоза багажа. Спрос на такую услугу был и раньше, но теперь он вырос из-за пандемии, отмечают в компании. Кто обычно пользуется такой опцией? И насколько это выгодно? Выяснял Владислав Викторов.
Изначально возможность покупки дополнительного места в самолете вводили для полных людей. Некоторые авиакомпании приводят на сайте данные о том, какому обхвату талии соответствуют кресла в эконом- или бизнес-классе. И если параметры пассажира превышают значения, перевозчик советует купить дополнительно место. Такой подход спровоцировал немало скандалов. Люди жаловались на дискриминацию и желание нажиться на их болезни. Вместе с тем соседи таких путешественников сетовали на некомфортные условия при полете. В итоге услуга прижилась.
S7 залетит к лоукостерам
Сейчас ей иногда пользуются семейные пары или люди, которые летят на дальние расстояния, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «Немалая часть пассажиров до сих пор опасается летать. Ввиду распространения коронавируса и продолжающейся пандемии они не очень-то хотят находиться в замкнутом пространстве в близком контакте с попутчиками, тем более если блок мест — это три кресла. Если вы летите вдвоем, и не хотите быть разделенными каким-то посторонним человеком, особенно если речь идет о продолжительном полете в несколько часов, то можно воспользоваться такой услугой».
Двойное кресло обычно обходится пассажиру дешевле, чем место в бизнес-классе. Так, например, два кресла в экономе из Москвы в Сочи с перелетом компанией S7 будут стоить 22 тыс. руб., а за одно место в бизнесе нужно заплатить 45 тыс. Кроме того, некоторые перевозчики, например, Air France, предлагают скидку в 25% на второе кресло для пассажиров крупного телосложения. И даже обещают вернуть деньги, если на рейсе в эконом-классе окажутся свободные места.
Для перевозчиков это выгодная услуга, говорит редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Средняя загрузка кресел у авиакомпании не превышает 80%, поэтому свободных кресел всегда остается достаточно много. Почему бы их не монетизировать?
Понятно, что 100% продать невозможно, даже у "Победы" средняя загрузка — 94,5%. Пара кресел на рейсе всегда остается.
При этом недостаточную загрузку авиакомпании иногда пытаются предотвратить овербукингом. Клиенты остаются за бортом, из-за чего часто возникают скандалы. Допустим, возможна ли такая ситуация, что пассажир купил дополнительное место, а перевозчик посадил на него человека, который не смог улететь? Скорее всего, нет, однако у авиакомпаний может быть разный подход к таким случаям, продолжает Илья Шатилин:
«Возможна ситуация, когда кресло снимут и вернут вам деньги для того, чтобы посадить туда какого-то пассажира. То есть нужно смотреть правила конкретной авиакомпании. Технические причины могут быть разные: овербукинг, поломка блока кресел. Теоретически авиакомпании выгоднее посадить туда пассажира, чем получить лишние проблемы с человеком, который не улетел, отправлять его какими-то другими рейсами, предоставлять ему гостиницу».
Несмотря на то, что услуга покупки дополнительного места существует давно, она до сих пор считается нишевой. Не так много компаний ее афишируют, и не у всех перевозчиков она доступна для покупки онлайн. А опытные пассажиры ищут способы и сесть на два кресла, и сэкономить. Так что в ход идут разные методы — например, заказать возвратное место рядом на своего родственника, а в последний момент отменить бронь.