Что необходимо знать и уметь будущим создателям самолётов в современном цифровом мире? Каким требованиями должна отвечать система подготовки кадров для авиастроения? На эти и другие вопросы ответил в статье для издания «Перспективное развитие» ректор Московского авиационного института Михаил Асланович Погосян.
Михаил Погосян, академик РАН, ректор Московского авиационного института:
— Цифровая трансформация, внедрение современных подходов в технологиях и управлении в значительной степени определяют конкурентоспособность на перспективных рынках — в том числе рынке авиационной техники. Развитие технологий ставит новые вызовы перед системой подготовки кадров, которая должна отвечать меняющимся условиям и, в какой то степени, предугадывать эти изменения.
Сегодня перед системой высшего образования стоит задача развивать не только базовые направления подготовки авиационных инженеров, но и новые компетенции, связанные с созданием передовых технологий. Это касается компетенций в области математического моделирования, новых материалов, композитных конструкций, внедрения аддитивных технологий, роботизации производства, электрификации инженерных систем, обеспечения экологических требований к авиационной технике. И задача вуза — давать своим студентам не только базовую инженерную подготовку, но и те специфические навыки и знания, которые будут востребованы при решении новых задач в авиационной индустрии и других высокотехнологичных отраслях.
Один из трендов сегодняшнего дня — технологии суперкомпьютерного моделирования, позволяющие оптимизировать сложные процессы в технических системах. Существенное увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров позволяет решать принципиально новые задачи на самых ранних этапах разработки. Проектирование композитных конструкций тоже невозможно без широкого использования современных IT-технологий, которые позволяют моделировать поведение этих конструкций на различных этапах создания авиационных комплексов и их эксплуатации.
Московский авиационный институт сегодня — один из самых динамично развивающихся высокотехнологичных университетов России, активное расширяющий взаимодействие с индустрией. МАИ и его научные лаборатории участвуют в таких перспективных проектах, как широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929, сверхзвуковой пассажирский самолёт и ряде других проектов, реализуемых совместно с предприятиями авиационного кластера Ростеха и другими партнёрами.
С одной стороны, университет активно участвует в научно-исследовательских проектах по заказам индустрии, с другой, мы ведём практико-ориентированную подготовку молодых специалистов с необходимыми компетенциями. Сегодня мы открываем программы подготовки, связанные с проектированием композитных конструкций, суперкомпьютерным моделированием сложных технических систем, технологиями аддитивного производства и целым рядом других перспективных направлений.
При этом задачи, которые стоят перед МАИ и отраслью, не ограничиваются подготовкой молодых специалистов. Сегодня в рамках цифровой трансформации стоит не менее важная задача переподготовки тех кадров, которые уже работают в индустрии. Программы дополнительного профессионального образования по указанным направлениям — это одна из сторон нашей совместной работы с Объединённой авиастроительной корпорацией, Объединённой двигателестроительной корпорацией, холдингом «Вертолёты России», холдингом «Технодинамика», Уральским заводом гражданской авиации и другими партнёрами.
На мой взгляд, система подготовки авиационных инженеров в нашей стране соответствует современным мировым требованиям и российские специалисты востребованы на международном рынке. Я знаю многих людей с дипломом Московского авиационного института, которые успешно работают в рамках международных проектов у нас в стране и за рубежом.