Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Влияние "Науки". Как проблемы со стыковкой модуля сказались на земной космонавтике


3 августа 2021 года Михаил Котов, ТАСС


Михаил Котов — о значении российского многофункционального лабораторного модуля и его роли в переносе старта американского космического корабля.

Последние 10 дней с момента старта российского модуля "Наука" стали одними из самых нервных и тревожных для всех любителей космонавтики. Минимум информации, проблемы с двигателями, успешная стыковка, а затем внезапное включение двигателей, когда модуль уже был пристыкован к станции. Пожалуй, что-то подобное можно вспомнить только во время старта американского космического корабля Starliner CST-100 от компании Boeing в 2019 году. Там тоже все пошло не так почти сразу, и статус миссии повис между неудачей и фатальностью.

Как это ни странно, но нынешнему запуску американской миссии могла помешать именно "Наука". Или дело было все-таки в погоде?

Волевым решением

Мало кто верил, что многофункциональный лабораторный модуль "Наука" будет запущен. После того как у него нашли загрязнение в топливной системе, судьба модуля повисла на волоске — шли года, а справиться с металлической стружкой все не получалось. Считалось, что так как модулю уже больше двух десятков лет, из которых более пяти лет он не мог выйти из цехов, то если однажды он выедет оттуда, то, скорее всего, сразу в музей.

Однако в августе 2020 года состоялась отправка многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) на Байконур, а в январе 2021 года стало известно о дате запуска — 15 июля этого же года. Увы, но запуск пришлось отложить, аппарат был возвращен в монтажно-испытательный корпус. Официально причины возвращения не были названы, в интернете же основной версией стало отсутствие термоизоляции на датчиках модуля. В результате дата запуска перенеслась на 21 июля, а стыковка с МКС была назначена на 29 июля.

Запуск "Науки" был очень ожидаемым событием — уже много лет, с момента создания Международной космической станции, Россия не запускала модулей таких габаритов. Поэтому МЛМ для некоторых стал своеобразным символом возвращения России в большую космонавтику. Правда, это не совсем так — два года назад в точку Лагранжа L2 системы Земля — Солнце Роскосмос запустил космическую обсерваторию "Спектр-РГ". Но именно "Наука" стала более близкой и понятной обществу.

Ракета "Протон-М", при помощи которой осуществлялась доставка модуля, отработала отлично, и очень многие поспешили обрадоваться и поздравить Роскосмос с успешным запуском. Увы, как оказалось, cразу после запуска появилось множество сообщений о проблемах. Причем определить, какие из них реальные, а какие нет, было невозможно, еще и Роскосмос хранил молчание.

Как стало известно, циклограмму полетов изменили, и первые сутки модуль не включал курсовые двигатели и не менял свою орбиту. Из-за возникших проблем Роскосмос отложил отстыковку модуля "Пирс" от МКС минимум на сутки. Ситуация становилась все более сложной и напряженной. Появились сообщения о том, что если двигатели не получится запустить, то "Наука" потеряет орбиту, начнет неконтролируемое снижение и упадет на Землю. Специалистам из Центра управления полетами удалось решить эту проблему — сначала изменили орбиту, использовав менее мощные двигатели причаливания и стыковки. Затем, еще спустя сутки, смогли запустить основные двигатели и провести требуемую коррекцию.

Внезапный поворот

В итоге стыковка, назначенная на 29 июля, произошла успешно. Но позднее, когда все уже расслабились, внезапно запустились двигатели ориентации "Науки" по оси тангажа. Это привело к тому, что станция начала медленно поворачиваться. Для того чтобы остановить вращение, были включены двигатели сначала модуля "Звезда", а потом и космического корабля "Прогресс".

Случившаяся нештатная ситуация стала причиной переноса открытия люков в модуль, еще какое-то время ушло на то, чтобы проверить возможные повреждения на станции. Пришли к выводу, что инцидент все же не представлял опасности для экипажа, а МКС не получила повреждений. Руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев сообщил, что инцидент 29 июля произошел из-за кратковременного сбоя программного обеспечения, в результате которого была ошибочно реализована прямая команда на включение двигателей модуля на увод. То есть "Наука" попыталась продолжить стыковаться в автоматическом режиме, что повлекло за собой вращение всей МКС.

В это же время NASA заявило о том, что в связи с ситуацией на Международной космической станции переносит на резервную дату тестовый запуск космического корабля Starliner CST-100, назначенный на 30 июля. И тут возникла очень странная ситуация.

С одной стороны, NASA и Boeing говорят о том, как российский модуль помешал запуску. А с другой — в это время на американском космодроме была очень плохая погода, сначала метеорологи давали лишь 40–50% на то, что полет состоится (это очень мало, в таких случаях, как правило, запуск переносят). Позже и вовсе пресс-служба Boeing опубликовала твит о том, что ракета спрятана в башне обслуживания от шторма.

В настоящее время все проблемы на МКС устранены, космонавты продолжают свою деятельность и уже начали подготовку модуля к работе. Впереди еще около 10 выходов в открытый космос для подключения роботизированной руки, установки шлюзовой камеры и множества иных важных операций. Шум от событий, как и обычно, схлынул. Впереди остается лишь работа.

Если посмотреть назад и попытаться ответить — стоил ли запуск "Науки" всех нервов и проблем? Да, ведь буря в прессе уляжется, о нештатных ситуациях будут помнить только профессионалы, а российский сегмент получил один из важнейших инструментов для проведения исследований.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer