Шереметьевский профсоюз летного состава попросил «Аэрофлот» пересмотреть систему оплаты труда пилотов, предупреждая о риске утечки кадров. Соответствующее письмо главе авиакомпании Михаилу Полубояринову опубликовано на сайте профсоюза.
Из-за пандемии сократились перевозки и зарплаты. Теперь перевозки восстанавливаются, а зарплаты — нет. Потери некоторых пилотов доходят до 150 тысяч рублей в месяц. Из-за увольнений уже сейчас часть сотрудников попросили отказаться от отпусков в сентябре, говорит автор письма, глава Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.
«С этого года поменяли систему начисления заработной платы, поменяли оклады и уменьшили часовые ставки больше чем в два раза, и суммарно произошло сокращение заработных плат примерно в 2,5-3 раза с допандемийного уровня. Однако сейчас полеты по России уже восстановились до допандемийного уровня, и увеличивается количество рейсов за рубеж. Многие российские компании уже вернули зарплаты на прежний уровень, и этот уровень превышает зарплаты в «Аэрофлоте». Часть пилотов отчаялись через какие-то официальные пути увеличить заработную плату и создали группу в соцсетях, в которой обсуждаются вопросы, каким путем заставить работодателя пойти на увеличение заработной платы. Однако они неправильно действуют, потому что сначала надо каким-то образом уведомить работодателя о своих требованиях — это должно быть или коллективное письмо, или какая-то петиция, подписанная большим количеством работников. А в дальнейшем, если работодатель не исполняет эти требования, тогда можно и нужно проводить коллективные какие-то действия. Проблема не только в заработной плате — это и общий климат в компании, отсутствие каких-то перспектив у людей, а зарплаты — на третьем, четвертом месте», - Игорь Дельдюжов, глава Шереметьевского профсоюза летного состава.
Business FM поговорила с одним из пилотов «Аэрофлота» Александром. По его словам, дефицит пилотов может настать еще раньше, поскольку многие уже отказываются летать сверх санитарной нормы в 80 часов в месяц, продлевать рабочее время на 20 часов в месяц, а также летать с пересадкой на другой борт. Это наше законное право, говорит Александр:
— Во-первых, с ростом пассажиропотока, с увеличением рейсов зарплата, несомненно, увеличивается. Другое дело, что с января этого года у нас изменилась система оплаты, мы в добровольно-принудительном порядке подписали новые трудовые договоры. В противном случае могло пройти сокращение, и тут уже выбираешь: либо ты остаешься хоть на каких-то условиях работать в компании, либо можешь остаться вообще без работы. У нас есть окладная часть, есть надбавки за качество выполненной работы, и есть оплата за непосредственно налет. Оплата за налет уменьшилась в два раза. Час налета раньше оплачивался с 33-го часа, сейчас — с первого, но он в два раза уменьшился, то есть стало 2 тысячи вместо 4 тысяч. Получается, если летать максимально разрешенную санитарную норму — 90 часов в месяц, то сейчас будет выходить порядка 300 тысяч рублей, а раньше плюс к этому у нас еще были всякие премии. Вместе с премиями выходило тысяч 600. С января у нас налет был небольшой — около 30 часов ежемесячно, выходило максимум около 200 тысяч рублей. И лишь только за июль я получил около 230 тысяч.
— Сколько вы получили бы без этой системы при том же налете, что в январе, что в июле?
— Если навскидку, меньше 350 тысяч я точно не получал. Когда мы не летали, нам платили нормально, но за счет того, что все мы были в отпусках. У нас накопилось у кого по 100 дней, у кого по 150 дней отпуска, мы просто сидели в отпусках, не летали, получали зарплату по-среднему. Сейчас мы летаем около 80 часов, может быть, у кого-то даже больше. Это будет, я прикидывал, около 270 тысяч, а по старой системе я бы получил тысяч 400 точно, а то и больше. А сейчас получается, что фактически компания компенсирует свои убытки за счет своих работников.
Работники авиакомпаний, особенно те, которые были ориентированы на зарубежные маршруты, недозагружены, летному составу платится базовая ставка, но это не основная часть зарплаты, а все остальное платится за налет, объясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Если вы летаете недостаточно, то и зарплата ниже, чем раньше. Да, в этой ситуации люди недовольны, хотя мне кажется, что, наверное, надо бы к этому отнестись с пониманием. Авиакомпания не может просто платить за «неработу». Ведь есть трудовой договор, в конце концов, есть коллективный договор с Всероссийским профсоюзом летного состава у того же «Аэрофлота». Большой главный профсоюз, конструктивно ведет диалог, в отличие от Шереметьевского профсоюза, который небольшой профсоюз, но постоянно мутит воду и пытается по любому поводу о себе напомнить. Да, конечно же, никто не говорит, что проблем нет. Чего греха таить, зарплаты летного состава по российским меркам более чем достойные. При полноценном налете 80-90 часов в месяц в «Аэрофлоте» командир воздушного судна может получать 500 тысяч и более. Это неплохой заработок, и даже при сокращении налета он все равно выше средней зарплаты москвича. Надо как-то все это пережить, мы все оказались в одной лодке. Людей не увольняли, минимальный заработок люди получали, даже когда авиакомпании вообще не летали и ничего не зарабатывали. Все эти риски, расходы бизнес брал на себя», - Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.
Business FM направила запрос в «Аэрофлот». В пресс-службе авиакомпании ситуацию не комментируют.