На Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде похоронили выдающегося нижегородского промышленника, президента и председателя совета директоров НАО «Гидромаш» Владимира Лузянина. Проститься с ним пришли сотни человек — как простые рабочие завода, где он проработал больше 70 лет, так и высокопоставленные чиновники, главы предприятий и федеральных корпораций.
Церемония прощания с Владимиром Лузяниным, скончавшимся 18 августа 2021 года на 93-м году жизни, была организована на его родном предприятии — «Гидромаше», где он работал с 1950 года, в том числе с 1969-го был руководителем. Проводить в последний путь легендарного нижегородского промышленника собрались около тысячи человек. К гробу подходили молодые рабочие, прямо в спецовках с надписью «Гидромаш» пришедшие из цехов. В стороне стояли заплаканные женщины. Между собой они тихо вспоминали, как президент до последнего приезжал на работу и любил приходить на производство, со всеми здоровался, общался и любой мог ему что-то рассказать или на что-то пожаловаться.
Проститься с Владимиром Лузяниным приехали руководители всех крупнейших предприятий города и области, как прошлых лет, так и нынешних, и добрая половина Нижегородского кремля.
Сотрудники заводов, дождавшись своих руководителей, подходили к гробу группами. Владимир Лузянин входил в советы директоров НИТЕЛа и завода им. Г. И. Петровского, и для многих промышленников и чиновников был не только коллегой, но и другом, наставником. «Он входил в наш “генеральский клуб”, был заводилой, увлекал людей. Улыбка эта его!.. Мы его цитировали... Спасибо, Ильич», — вспоминал на траурном митинге заместитель приволжского полпреда президента Игорь Паньшин.
«Дорогой Ильич! Мы все тебя так звали, — голос председателя областного законодательного собрания Евгения Люлина дрожал. — Есть такие созидающие люди, как звезды, вокруг которых вертится вся жизнь. Таким был наш Ильич. О его возрасте обычно говорят: “дожил до 92-х”. А он не “дожил”! Он до последнего жил, ярко и полноценно». По словам спикера, имя Владимира Лузянина войдет в историю региона наряду с именами других руководителей нижегородских предприятий, кто уберег промышленность области в сложные времена: «В 90-е Лузянин был в числе основателей Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и сплотил нас. Стиснув зубы, защищал промышленность, от власти в том числе. Он сохранил для нас право гордиться регионом».
Обращаясь к вдове, детям и внукам покойного, гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев признался, что уход Владимира Лузянина для него — личная потеря: «Он был вплетен в нашу жизнь, идет ли речь о семейных делах, промышленных вопросах или жизни города. В случае с Владимиром Ильичом “не забудем” — это не фигура речи, не дань печальной процедуре. Он действительно был ярчайшим: высокого роста, с громким голосом, восхитительным чувством юмора и любовью к жизни. Он по-настоящему любил жизнь, наслаждался ею и нас учил этому».
Глава «Росатома» отметил, что Нижегородская область — единственный в стране регион, где, благодаря Владимиру Лузянину, костяк руководителей промышленных предприятий «остается влиятельной силой».
Также он напомнил, что в последнее время «Гидромаш» начал активнее развивать производство компонентов для атомной промышленности: «Мы будем поддерживать это сотрудничество. Это наш долг перед Владимиром Ильичом и его трудовым коллективом. Сделаем все, чтобы продолжить его начинания».
Заместитель нижегородского губернатора Дмитрий Краснов с волнением процитировал стихи политика Евгения Примакова: «“Я твердо все решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду…” Это про нашего Владимира Ильича. Он всегда говорил правду, только правду и ничего, кроме правды. Уникальный человек, учитель с большой буквы. Доброй души. Будем нести знамя вашей человечности всю жизнь. Честь имею!».
Председатель гордумы Нижнего Новгорода Олег Лавричев от лица депутатов и главы города сказал, что «осиротела вся авиационная отрасль»: «Ушла эпоха, легенда. Это был человек, в котором высокие профессиональные качества сочетались с гражданской ответственностью, добротой, заботой и тонким чувством юмора».
Президент ГАЗа Николай Пугин назвал Владимира Лузянина «великим гидромашевцем, нижегородцем и россиянином»:
Я счастлив, что жил с ним в одном городе. Мы часто встречались и дружили. Это был настоящий товарищ, с которым можно было посоветоваться по любому вопросу. Владимир Ильич очень любил людей».
«Да, для Владимира Ильича люди — это все, — согласился директор материально-технического снабжения “Гидромаша” Вадим Сомов. — Он так и говорил: “Можно все потерять в один день, но то, что вложил в людей, никогда не потеряешь”. Живи достойно сам и дай достойно жить другим — это его формула жизни».
После траурного митинга в память о бессменном руководителе завод дал протяжный гудок. Гроб в сопровождении Нижегородского губернского оркестра пронесли по территории предприятия, где у каждого корпуса к процессии присоединялись сотрудники «Гидромаша». Похоронили Владимира Лузянина на центральной аллее Бугровского кладбища. Туда на церемонию прощания успел прилететь из Европы председатель управляющего совета концерна Liebherr Вилли Либхерр с сыном Яном – первый зарубежный партнер «Гидромаша», найденный в 90-е Владимиром Лузяниным. Много лет они дружили семьями.