Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ту-134: небесный "стиляга"


29 июля 2021 года Ростех


58 лет назад, в июле 1963 года, состоялся первый испытательный полет реактивного самолета Ту-134. Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, он задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Ту-134 стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. И хотя его полеты на регулярных авиарейсах завершены в 2019 году, «сто тридцать четвертый» все еще служит в подразделениях Минобороны РФ. Рассказываем об истории создания самолета и причинах его популярности.

58 лет назад, в июле 1963 года, состоялся первый испытательный полет реактивного самолета Ту-134. Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, он задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Ту-134 стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. И хотя его полеты на регулярных авиарейсах завершены в 2019 году, «сто тридцать четвертый» все еще служит в подразделениях Минобороны РФ. Рассказываем об истории создания самолета и причинах его популярности.

Наследник бомбардировщика и «Каравеллы»

К началу 1960-х годов в Советском Союзе возникла потребность в новом самолете для региональных авиалиний. Очень удачный поршневой Ил-14, летавший тогда между городами, брал на борт всего 36 пассажиров, а появившийся недавно реактивный Ту-104, созданный на основе бомбардировщика Ту-16, трудился в основном на международных авиалиниях и был наоборот великоват для этих целей. На одном из совещаний Андрей Николаевич Туполев ставит перед своим КБ задачу обеспечить авиасвязь между областными центрами. Так появился на свет региональный Ту-124, уменьшенная модификация Ту-104 на 56 пассажиров.

Практически одновременно с Ту-104 во Франции создается авиалайнер SE 210 Caravelle с необычной схемой: его двигатели располагались не на крыльях, а в хвостовой части. Весной 1960-го года Никита Хрущев побывал во Франции и прокатился на «Каравелле». Лидер СССР отметил низкий уровень шума и вибрации самолета, особенно ощутимый в сравнении с шумным Ту-104, на котором прибыла советская делегации. Вернувшись домой, Хрущев обратился к Туполеву с пожеланием сделать самолет, сопоставимый по уровню комфорта с французским.

Базой для новой машины повышенной комфортности стал Ту-124, который в это время как раз вставал в серию. 1 августа 1960 года вышло постановление о создании модификации Ту-124А с двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Работами по проекту сначала руководил Д.С. Марков, затем его сменил Л.Л. Селяков. На проектирование самолета ушло 3 года. Опытная машина была собрана в начале 1963 года. 29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем СССР А.Д. Калиной совершил первый полет на опытном Ту-124А. Начались заводские испытания самолета.

В октябре 1963 года английский лайнер ВАС111, разрабатывавшийся параллельно с Ту-124А и по той же схеме, попадает в катастрофу. Он подтолкнула ОКБ Туполева к установке горизонтального оперения увеличенной площади. Возросшие характеристики самолета требовали новой силовой установки. Ей стал разработанный ОКБ П.А. Соловьева  (сегодня «ОДК-Авиадвигатель», входит в Ростех) двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кг.

С ноября 1963 года самолет получает новое имя − Ту-124А (Ту-134). Ведущий конструктор проекта Александр Шенгардт объяснял изменения в названии так: «Пошла речь о премии, а старый индекс (124) «не тянул». Поэтому, зная особенности делопроизводства, мы во всех бумагах стали писать Ту-124А (Ту-134). Громоздко и неудобно, но деловые люди довольно быстро привыкли к индексу 134, и мы стали писать Ту-134».

Испытания и доводка самолета заняли еще 4 года и 3 месяца. В сентябре 1967 года Ту-134 совершает первый пассажирский авиарейс по маршруту Москва – Адлер.

Больше полувека в небе

Новый самолет полюбился и летчикам, и руководству страны, и простым пассажирам. Для того времени он отличался высоким уровнем комфорта. За длинный и узкий фюзеляж Ту-134 прозвали «стилягой», а за характерный высокий звук двигателей − «свистком». Одним из отличий первых модификаций была стеклянная носовая кабина штурмана, от которой позже отказались.

Сначала самолет обслуживал в основном международные линии и связывал Москву с крупными городами, однако с начала 1970-х Ту-134 становится главной «рабочей лошадкой» региональных рейсов. Важным преимуществом «сто тридцать четвертого» стала его возможность пользоваться короткими взлетными полосами низкого качества, которые часто встречались в региональных аэропортах.

Первым в отечественном авиастроении Ту-134 и все его модификации получили сертификацию международного уровня. Из 852 машин, построенных до закрытия программы в 1984 году, 134 машины было поставлено на экспорт соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны. К началу 1990-х только в СССР «сто тридцать четвертые» перевезли около 500 млн. пассажиров.

За первой моделью последовали улучшенные модификации и специальные версии. Например, Ту-134УБЛ для обучения летчиков дальней авиации, vip-модификация Ту-134А-3М, Ту-134БВ для доставки космических челноков, летающая лаборатория Ту-134ЛК, сельскохозяственный Ту134СХ и другие.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 подтвердил свою надежность и экономичность. Интересно, что в начале 1990-х годов случилась волна «репатриации» самолета: еще не выработавшие ресурс Ту-134 выкупались Россией у бывших соцстран для местного использования. К 2000-м годам полностью амортизировавшиеся по стоимости Ту-134 оказались очень выгодными в экономическом плане.

Основной эксплуатант «небесного стиляги», компания «Аэрофлот», продолжала поднимать его в небо до конца 2007 года. Путь в Европу для Ту-134 был закрыт еще в 2002 году – самолет не проходил по новым шумовым требованиям Евросюза. Коммерческая эксплуатация самолета на российских регулярных линиях закончилась 20 мая 2019 года – после полета из якутского Мирного в Иркутск Ту-134 отправился в музей истории авиации. Однако «сто тридцать четвертый» еще можно увидеть в небе – несколько десятков этих самолетов продолжает использовать Министерство обороны РФ.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer