Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Фронтовой истребитель МиГ-29. История и характеристики


19 августа 2021 года ТАСС


18 августа 2021 года в Астраханской области при выполнении планового полета потерпел крушение истребитель МиГ-29 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Самолет упал на территории полигона Ашулук. По сообщению пресс-службы Южного военного округа, летчик погиб. Полет выполнялся без боекомплекта.

18 августа 2021 года в Астраханской области при выполнении планового полета потерпел крушение истребитель МиГ-29 Воздушно-космических сил (ВКС) России. Самолет упал на территории полигона Ашулук. По сообщению пресс-службы Южного военного округа, летчик погиб. Полет выполнялся без боекомплекта.

Из истории создания МиГ-29

Создание истребителей четвертого поколения началось в СССР и США в конце 1960-х годов. В отличие от своих предшественников - МиГ-23, F-5 Tiger (США), Mirage F.1 (Франция) - эти самолеты должны были быть многоцелевыми (то есть обладать возможностью поражать цели как в воздухе, так и на поверхности), иметь повышенную маневренность и пониженный расход топлива, электродистанционную систему управления, новую авионику и высокоэффективные средства поражения.

В 1970-х годах США получили на вооружение сразу три типа истребителей четвертого поколения: легкий F-16, тяжелый F-15 и палубный F-14. По целому ряду параметров они превосходили имевшиеся в ВВС и ПВО СССР МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 второго и третьего поколения.

Советские военные специалисты и ученые также пошли по пути создания нескольких классов истребителей, каждый из которых создавался для решения определенной задачи. "Легкий" истребитель, по этой концепции, был предназначен для действий над своей территорией и в ближнем (до 150 км) тылу противника. Он должен был быть простым в пилотировании, производстве и эксплуатации. Перед конструкторами была поставлена задача оснастить самолет новейшим на тот момент электронным оборудованием и вооружением, обеспечить высокую маневренность и тяговооруженность.

Проектированием такого истребителя, получившего обозначение "изделие 9-12", занялось Отдельное конструкторское бюро Московского машиностроительного завода "Зенит" (ныне инженерный центр "ОКБ им. А. И. Микояна" АО "РСК "МиГ"). Предварительный проект был одобрен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О развитии военной авиатехники в 1975-1980 годах и создании дополнительных мощностей по обеспечению ее разработки и производства" от 26 июня 1974 года. Этим же документом создание "тяжелого" истребителя Т-10 (будущего Су-27) было поручено конструкторам завода "Кулон" (ныне - ОКБ Сухого, филиал ПАО "Компания Сухой").

В конструкторском бюро Микояна работа над "темой 9" (так называли создание "легкого" истребителя) велась сначала под руководством Александра Чумаченко, а с 1982 года - Михаила Вальденберга. Общей координацией занимался генеральный конструктор ОКБ Ростислав Беляков.

Над созданием двигателя РД-33 для нового истребителя трудились специалисты ленинградского завода №117 им. Климова (ныне - АО "Климов") под руководством Сергея Изотова и Валентина Старовойтенкова.

В 1976 году был завершен эскизный проект и изготовлен макет "изделия 9-12". В 1977 году они получили одобрение заказчика (специалистов ВВС).

Опытный экземпляр МиГ-29 (бортовой номер 901) был изготовлен к августу 1977 года. 6 октября 1977 года шеф-пилот ОКБ Александр Федотов совершил на нем первый полет. Всего для испытаний было построено 16 самолетов, два из которых потеряны из-за проблем с двигателями - один в июне 1978 года, а другой в октябре 1980 года. В обоих случаях пилоты успешно катапультировались.

Государственные испытания МиГ-29 завершились 27 октября 1983 года.

Серийное производство и боевая служба

С 1982 года, еще до завершения испытаний, серийное производство было развернуто на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда". Выпуском двигателей РД-33 занималось Московское машиностроительное предприятие (ныне АО "ММП им. В. В. Чернышева"). В июле 1983 года первые МиГ-29 начали поступать в 234-й гвардейский истребительный авиаполк (Кубинка, Московская обл.). Всего изготовлено свыше 1,6 тыс. экземпляров самолета, выпуск усовершенствованных модификаций продолжается до настоящего времени.

Истребитель применялся в ходе боевых действий в Афганистане, различных конфликтах на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.

Согласно информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС России состоят до 270 МиГ-29 разных модификаций. Военно-морской флот (ВМФ) России эксплуатирует несколько десятков таких истребителей. В частности, в 2016 году был сформирован 100-й корабельный истребительный авиаполк, оснащенный самолетами МиГ-29К, которые должны нести службу на единственном в ВМФ авианосце "Адмирал Кузнецов".

Еще в советское время МиГ-29 поставлялись в несколько стран Организации Варшавского договора (ГДР, Чехословакию, Румынию), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года МиГ-29 продавали не только Россия, но и страны бывшего СССР (Украина, Молдавия). В настоящее время истребитель числится в составе ВВС более 20 стран мира.

Конструкция истребителя

МиГ-29 - многоцелевой фронтовой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения. Выполнен по нормальной аэродинамической схеме, среднеплан с трапециевидным механизированным крылом. Имеет двухкилевое вертикальное оперение с цельноповоротными стабилизаторами. Самолет имеет т.н. интегральную компоновку: фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу при больших углах атаки.

Два двигателя РД-33 размещены в мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа. Газотурбинный двигатель РД-33 - двухвальный, двухконтурный с кольцевой камерой сгорания, регулируемым соплом и гидроэлектронной системой управления.

Подфюзеляжные воздухозаборники при рулении на земле закрываются специальными шторками, предотвращающими попадание мусора в двигатели.

Летно-технические характеристики

  • Длина самолета - 17,32 м.
  • Высота - 4,73 м.
  • Размах крыла - 11,36 м.
  • Максимальная скорость - 2450 км/ч (2,3 Маха).
  • Тяга одного двигателя в режиме "полный форсаж" - 8300 килограмм-сил.
  • Практический потолок - 18 тыс. м.
  • Практическая дальность полета на большой высоте - 1 тыс. 430 км (с подвесными топливными баками - 2 тыс. 100 км).
  • Максимальный взлетный вес - 18,1 тонны.
  • Максимальный вес боевой нагрузки - 2,18 тонны.
  • Экипаж - один человек (в учебно-боевой модификации - два).

Вооружение

Самолет оснащен пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на шести узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" разных типов (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Модифицированные МиГ-29 также получили возможность применять ракеты "воздух-поверхность": Х-29, Х-31 и др.

Модификации

Разработано более двадцати модификаций самолета, в том числе:

  • Двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ ("изделие 9-51").
  • "Изделие 9-13" - с увеличенным запасом топлива, новым комплексом радиоэлектронной борьбы и системой постановки активных помех.
  • МиГ-29С ("9-13С") - с модернизированной системой управления вооружением и возможностью применять ракеты Р-77.
  • Палубные МиГ-29К ("9-41") и МиГ-29 КУБ ("9-47").
  • МиГ-29М ("9-15") - глубокая модернизация с увеличенной до 3,2 тыс. км дальностью полета.
  • МиГ-29СМ/СМТ ("9-14"/"9-15") - с возможностью применения высокоточного оружия "воздух-поверхность".
  • МиГ-35 - многофункциональный, поколения "4++", с новой РЛС с фазированной антенной решеткой, новой системой управления двигателями, пониженной стоимостью эксплуатации и другие.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer