Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новая игрушка для Пентагона


16 августа 2021 Виталий Орлов, Военно-промышленный курьер


Перспективность ударной авиации как вида военной техники большинством военных экспертов принята, что называется, по умолчанию. Постоянное изменение тенденций ведения боевых действий смещает привычные акценты. В настоящее время основным направлением стали ракеты воздушного базирования, что логично инициировало качественное обновление имеющихся образцов ударной авиации. Россия и США – признанные лидеры в этом сегменте вооружений. Американцы первыми создали истребитель пятого поколения и получили прекрасный технический и технологический задел для разработки самолета следующего, шестого поколения, получившего название F/A-XX.

Перспективность ударной авиации как вида военной техники большинством военных экспертов принята, что называется, по умолчанию. Постоянное изменение тенденций ведения боевых действий смещает привычные акценты. В настоящее время основным направлением стали ракеты воздушного базирования, что логично инициировало качественное обновление имеющихся образцов ударной авиации. Россия и США – признанные лидеры в этом сегменте вооружений. Американцы первыми создали истребитель пятого поколения и получили прекрасный технический и технологический задел для разработки самолета следующего, шестого поколения, получившего название F/A-XX.

О проекте

Руководство ВВС США рассматривает истребитель шестого поколения в качестве эффективной замены устаревших самолетов F/A-18E/F «Супер Хорнет» палубного базирования. В планах американских военных получение к 2037 году не просто нового самолета, а полноценного модельного ряда, в котором основными проектами станут FX, предназначенный для ВВС, и F/A-XX – для ВМС. Кроме того, поставка истребителей будет осуществляться в двух вариантах – пилотном и беспилотном.

Учитывая неожиданно большие сроки, отводимые на разработку проекта, а о нем впервые заговорили еще в 2012 году, можно утверждать, что американцы создают самолет, претендующий на неоспоримое доминирование в небе. Именно такое мнение высказывал Дэйв Маджумдар – эксперт аналитического издания National Interest.

По словам аналитика, стремительно ворвавшиеся в элитный американский клуб «пятого поколения» Россия и Китай представили образцы, объективно превосходящие американские аналоги. В разработке своего Су-57 Россия сделала акцент на высокую технологичность, сверхманевренность и мощное вооружение. Поэтому проект F/A-XX не что иное, как попытка Соединенных Штатов догнать Россию.

На сегодня новому проекту роздано немало авансов. Ему отводится роль революционера в боевом авиастроении. Ключевой особенностью будущего истребителя считают инновационную систему вооружения смешанного типа, управляемую искусственным интеллектом.

“Поражение средств ПВО противника будет происходить не силами ударного вооружения, а путем отключений этих средств при помощи вируса, внедренного с очень большого расстояния”

В планах американских конструкторов – оружие, функционирующее на абсолютно новых физических принципах, например, лазерных установок, задачей которых станет поражение средств радиоэлектронного подавления. С лазером, считают разработчики, истребитель получит возможность вывода из строя ракетных головок самонаведения всех существующих типов ракет.

Постоянная эволюция технологий инициировала у США желание разработать и ввести в действие систему дистанционного внедрения компьютерных вирусов, сыграв таким образом на опережение. То есть поражение средств ПВО противника будет происходить не силами ударного вооружения, а путем отключений этих средств при помощи вируса, внедренного с очень большого расстояния.

Тем не менее самолет планируется вооружить ракетами, оснащенными инновационными системами наведения, для ведения воздушного боя. По заверениям производителей, такие ракеты будут абсолютно неуязвимы.

В сравнении с истребителем пятого поколения серьезные изменения претерпела и силовая установка. Большое количество электроники в сочетании с лазерной установкой потребовало наличие мощных энергонакопителей. Планируется, что при полете на высоких скоростях и форсаже F/A-XX будет задействовать традиционный силовой агрегат реактивного типа, а перемещение на малых и крейсерских скоростях обеспечат электрогенераторы. Они же станут источником питания лазерной установки.

Предварительно озвученные тактико-технические характеристики американского истребителя шестого поколения выглядят следующим образом. Скорость F/A-XX превысит 5 Махов (1 Мах соответствует скорости звука на определенной высоте полета) и составит примерно 5600 километров в час. Конструктивная схема – «бесхвостка». Продолжительность нахождения в воздухе – 50 часов (для беспилотной версии). Боевые возможности – совмещение функций самолета-разведчика и ударного истребителя. По заявлениям американских разработчиков, новый самолет по своим характеристикам будет превосходить все существующие типы ударных истребителей.

Интересным представляется тот факт, что выход F/A-XX в серию планируется на 2040-е годы. Это полностью соответствует проектным данным нового бомбардировщика LRS-B. Таким образом, мировое военное авиастроение в период 30–40-х годов XXI века ожидают масштабные революционные изменения, в ходе которых придут представители новой боевой авиации с новыми видами вооружения и искусственным интеллектом.

Летные испытания

Итак, в рамках совместной программы NGAD (Next Generation Air Dominance), осуществляемой авиастроительными корпорациями и ВВС США, проведены летные испытания нового самолета, получившего индекс «X». Излишне говорить, что мероприятие прошло в условиях строжайшей секретности.

По результатам проведенного испытания директор по закупкам ВВС США Уилл Ропер сделал заявление, в котором, в частности, сказал: «Мы не только построили и реально подняли в воздух полномасштабный демонстрационный образец, но и побили все существующие в этом деле рекорды. Разработчики полностью готовы к созданию истребителей следующего поколения. И эта готовность высока, как никогда раньше».

Издание Defence News отметило, что проект NGAD имеет гриф «Секретно», а восторженный спич одного из руководителей ВВС США относился к летным испытаниям образца, демонстрирующего возможности авиационных технологий шестого поколения. В качестве такого образца мог выступать прототип летательного аппарата шестого поколения как в пилотируемой, так и в беспилотной версии.

Но вернемся к Роперу. Он утверждает о возможности существенного влияния решения, принятого по программе, на бюджет текущего финансового года. Он уверен, что работы по программе NGAD способны встряхнуть ВПК США и инициировать образование новой аэрокосмической компании.

Онлайн-издание The Drive считает, что на самом деле директор по закупкам имел в виду развитие цифровой инженерии. И тут же напоминает, что последними поднявшимися в воздух прототипами истребителей США стали Lockheed Martin X-35 и Boeing X-32 – участники программы начала 2000-х годов Joint Strike Fighte.

В сентябре прошлого года все тот же Ропер заявлял о подготовке ВВС США к кардинальному изменению стратегии приобретения перспективных самолетов истребительного крыла. Согласно ей на создание новых образцов летательных аппаратов авиационной промышленности должно отводиться не более пяти лет. Он заявил о том, что анонсируемые изменения программы NGAD вступят в силу уже в октябре 2019 года.

Такой подход, по мнению Ропера, идентичен ситуации, возникшей при разработке самолетов семейства Century Series. Тогда за относительно краткий период времени была создана линейка истребителей от F-100 до F-106. Примерно в то же время директор ВВС США по закупкам обозначил три принципа, которые, по его мнению, лягут в основу программы NGAD:

  • открытая архитектура;
  • цифровая инженерия;
  • гибкость разработок программного обеспечения.

К этому Ропер добавил: ускоренное обновление авиапарка однотипных боевых самолетов создает атмосферу неопределенности у потенциальных противников Соединенных Штатов, к которым он в первую очередь причисляет Россию и Китай. В настоящее время в ВС США на вооружении состоят два истребителя пятого поколения – F-35 Lightning II (представленный тремя вариантами) и F-22 Raptor.

Что об этом думают в Москве

Новость о проведении летных испытаний американского истребителя шестого поколения и последующем «шоке оборонного сообщества» оценил российский военный эксперт Алексей Леонков. В частности, он сказал: «Когда слышишь американские заявления о разработке истребителя нового поколения, возникает логичный вопрос: «А где он?». Очевидно, что виртуальное пространство позволяет построить практически любую модель и заявлять о создании самолета, который вот-вот полетит». Он глубоко убежден в том, что появление летательных аппаратов шестого поколения возможно лишь тогда, когда предыдущее (пятое) поколение себя технически, технологически и функционально исчерпает.

Эксперт считает, что подобные заявления американской стороны следует воспринимать с известной долей скепсиса. Он акцентировал внимание на том, что разговоры об инновационной разработке ходят давно, но в реальности даже истребители пятого поколения продолжают выпускаться с недостатками.

«Поэтому такое заявление должностных лиц Соединенных Штатов необходимо расценивать как пропаганду», – подытожил Леонков.

Какой из всего сказанного следует вывод? Очевидно, что современная американская действительность напоминает детские и не совсем здоровые фантазии. Американцы на генетическом уровне неспособны признать присутствие в мировом пространстве великого множества стран, обладающих своим мнением и реализующих собственные проекты.

Более чем странное заявление Ропера в очередной раз это подтвердило. Любование своими военными игрушками в сочетании с бряцаньем оружием – это так по-американски, что к этому все уже привыкли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer