Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Маск спешит на помощь NASA


15 августа 2021 года Андрей Загорский, КоммерсантЪ


Илон Маск предложил NASA свою помощь в создании скафандров для пребывания на Луне. Дело в том, что к 2024 году — когда запланирована высадка американских астронавтов на спутник Земли — создать необходимые для реализации проекта скафандры не получается. Почему компании, которые занимаются выполнением контракта, не выдерживают заявленные сроки? И сможет ли решить проблему Илон Маск и его компания SpaceX? Об этом — Андрей Загорский.

На днях инспектор NASA Пол Мартин опубликовал доклад, согласно которому заказанные скафандры будут готовы не ранее апреля 2025 года. Как говорится в докладе, на сроках сказываются проблемы с финансированием, пандемия коронавируса и технические трудности. Технологии для изготовления скафандров нового поколения NASA поставляют сразу 27 компаний. Проект стартовал еще в 2007 году и уже «съел» более $400 млн, а общая сумма затрат, как предполагается, превысит $1 млрд. Илон Маск не отказал себе в удовольствии прокомментировать ситуацию в Twitter таким образом: «Кажется, на кухне слишком много поваров». И подытожил: «SpaceX может сделать это, если потребуется».

Сейчас у крупных компаний действительно есть возможность встроиться в лунные проекты, и конкуренция в этой сфере довольно жесткая. Но у Маска имеются неплохие шансы заявить о своем лидерстве в космической сфере, считает генеральный директор компании Success Rockets Олег Мансуров:

«Если говорить про лунную гонку, то ситуация там сейчас такова, что есть новые крупные игроки, как SpaceX и Blue Origin, которые соревнуются между собой, и есть старые игроки вроде Boeing, Lockheed Martin и других. В этом плане сейчас есть окно возможностей быть первым и взять на себя государственные контракты, в том числе связанные с миссией «Артемида». Поэтому каждый из участников — будь то частное или государственное учреждение — будет проявлять здесь максимальную гибкость и предлагать порой даже нереальные условия по реализации проекта или нереальные сроки.

При этом все шансы и заделы у основных игроков есть, особенно, у SpaceX. Компания может стать лидером не только на американском рынке, но и в мире по космическому направлению».

SpaceX уже создавала снаряжение для NASA: так, в ее скафандрах летают астронавты, которых компания доставляет на МКС на корабле Crew Dragon. Те способны защитить экипаж в случае пожара или разгерметизации. Однако скафандры, позволяющие выжить на Луне — гораздо более сложная в изготовлении продукция. Так что эту задачу будет нелегко решить и Маску, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

«Лунный скафандр намного сложнее, чем скафандры, на которых, скажем, выходят в космос с МКС. В первую очередь это связано с лунными условиями, где есть вероятность повреждения. Хоть там и маленькая сила тяжести — лишь 1/6 от земных условий — но все-таки случаи падения на поверхность в любом случае нужно предусмотреть, чтобы скафандр его выдержал. Второе — это пыль. Какие-то меры надо принимать — и скафандр от пыли защищать, и чтобы пыль на скафандре не переносилась вовнутрь корабля. Можно вспомнить еще радиацию, уровень которой на Луне существенно выше, чем на орбите МКС.

Наконец, чтобы сделать скафандр, нужно иметь уникальные компетенции, которых у Маска просто нет. Ему нужно нанять множество специалистов, создать соответствующую технику.

И если NASA разместит Маску такой заказ, то он, конечно, этим займется, и, наверное, все сделает. Но это производство действительно надо строить с нуля».

В апреле SpaceX уже получила контракт NASA стоимостью около $3 млрд на разработку первого коммерческого посадочного модуля, который должен будет доставить на поверхность Луны двух американских астронавтов. Такое решение в космическом агентстве объяснили с одной стороны недостатком средств, а с другой — тем, что предложение компании Маска было самым выгодным (Blue Origin оценила свои услуги почти в $6 млрд, а Dynetics — в $8,5 млрд).

NASA вполне может привлечь компанию Маска к доработке лунных скафандров, но речь, скорее всего, будет идти не о полной передаче контракта SpaceX, а о ее участии в проекте совместно с другими игроками, которые уже им занимаются. Такое мнение высказал инженер Космического центра Сколковского института науки и технологий Никита Велиев:

«Это сложно — так взять и кому-то передать контракт, просто потому что вы чего-то не успеваете.

Но, наверное, какая-то вероятность есть, потому что все-таки компании Илона Маска проявили себя хорошо в тех контрактах NASA, где была возможность.

Скорее всего, это будет обстоять не просто как передача проекта — что теперь это делаете не вы, а теперь это делает Илон Маск — а, вероятно, это будет какая-то коллаборативная работа. Возможно, даже как какой-то общий совместный фонд для того, чтобы помочь ускорить процесс, может быть, объединить какие-то технологии».

Лунная программа NASA состоит из трех этапов. Первый, запланированный на этот год, предусматривает беспилотный полет корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на землю. Второй — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту — должен состояться в 2023 году. На третьем этапе миссии, через три года, NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer