Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Маск спешит на помощь NASA


15 августа 2021 года Андрей Загорский, КоммерсантЪ


Илон Маск предложил NASA свою помощь в создании скафандров для пребывания на Луне. Дело в том, что к 2024 году — когда запланирована высадка американских астронавтов на спутник Земли — создать необходимые для реализации проекта скафандры не получается. Почему компании, которые занимаются выполнением контракта, не выдерживают заявленные сроки? И сможет ли решить проблему Илон Маск и его компания SpaceX? Об этом — Андрей Загорский.

На днях инспектор NASA Пол Мартин опубликовал доклад, согласно которому заказанные скафандры будут готовы не ранее апреля 2025 года. Как говорится в докладе, на сроках сказываются проблемы с финансированием, пандемия коронавируса и технические трудности. Технологии для изготовления скафандров нового поколения NASA поставляют сразу 27 компаний. Проект стартовал еще в 2007 году и уже «съел» более $400 млн, а общая сумма затрат, как предполагается, превысит $1 млрд. Илон Маск не отказал себе в удовольствии прокомментировать ситуацию в Twitter таким образом: «Кажется, на кухне слишком много поваров». И подытожил: «SpaceX может сделать это, если потребуется».

Сейчас у крупных компаний действительно есть возможность встроиться в лунные проекты, и конкуренция в этой сфере довольно жесткая. Но у Маска имеются неплохие шансы заявить о своем лидерстве в космической сфере, считает генеральный директор компании Success Rockets Олег Мансуров:

«Если говорить про лунную гонку, то ситуация там сейчас такова, что есть новые крупные игроки, как SpaceX и Blue Origin, которые соревнуются между собой, и есть старые игроки вроде Boeing, Lockheed Martin и других. В этом плане сейчас есть окно возможностей быть первым и взять на себя государственные контракты, в том числе связанные с миссией «Артемида». Поэтому каждый из участников — будь то частное или государственное учреждение — будет проявлять здесь максимальную гибкость и предлагать порой даже нереальные условия по реализации проекта или нереальные сроки.

При этом все шансы и заделы у основных игроков есть, особенно, у SpaceX. Компания может стать лидером не только на американском рынке, но и в мире по космическому направлению».

SpaceX уже создавала снаряжение для NASA: так, в ее скафандрах летают астронавты, которых компания доставляет на МКС на корабле Crew Dragon. Те способны защитить экипаж в случае пожара или разгерметизации. Однако скафандры, позволяющие выжить на Луне — гораздо более сложная в изготовлении продукция. Так что эту задачу будет нелегко решить и Маску, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

«Лунный скафандр намного сложнее, чем скафандры, на которых, скажем, выходят в космос с МКС. В первую очередь это связано с лунными условиями, где есть вероятность повреждения. Хоть там и маленькая сила тяжести — лишь 1/6 от земных условий — но все-таки случаи падения на поверхность в любом случае нужно предусмотреть, чтобы скафандр его выдержал. Второе — это пыль. Какие-то меры надо принимать — и скафандр от пыли защищать, и чтобы пыль на скафандре не переносилась вовнутрь корабля. Можно вспомнить еще радиацию, уровень которой на Луне существенно выше, чем на орбите МКС.

Наконец, чтобы сделать скафандр, нужно иметь уникальные компетенции, которых у Маска просто нет. Ему нужно нанять множество специалистов, создать соответствующую технику.

И если NASA разместит Маску такой заказ, то он, конечно, этим займется, и, наверное, все сделает. Но это производство действительно надо строить с нуля».

В апреле SpaceX уже получила контракт NASA стоимостью около $3 млрд на разработку первого коммерческого посадочного модуля, который должен будет доставить на поверхность Луны двух американских астронавтов. Такое решение в космическом агентстве объяснили с одной стороны недостатком средств, а с другой — тем, что предложение компании Маска было самым выгодным (Blue Origin оценила свои услуги почти в $6 млрд, а Dynetics — в $8,5 млрд).

NASA вполне может привлечь компанию Маска к доработке лунных скафандров, но речь, скорее всего, будет идти не о полной передаче контракта SpaceX, а о ее участии в проекте совместно с другими игроками, которые уже им занимаются. Такое мнение высказал инженер Космического центра Сколковского института науки и технологий Никита Велиев:

«Это сложно — так взять и кому-то передать контракт, просто потому что вы чего-то не успеваете.

Но, наверное, какая-то вероятность есть, потому что все-таки компании Илона Маска проявили себя хорошо в тех контрактах NASA, где была возможность.

Скорее всего, это будет обстоять не просто как передача проекта — что теперь это делаете не вы, а теперь это делает Илон Маск — а, вероятно, это будет какая-то коллаборативная работа. Возможно, даже как какой-то общий совместный фонд для того, чтобы помочь ускорить процесс, может быть, объединить какие-то технологии».

Лунная программа NASA состоит из трех этапов. Первый, запланированный на этот год, предусматривает беспилотный полет корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на землю. Второй — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту — должен состояться в 2023 году. На третьем этапе миссии, через три года, NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer