Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Маск спешит на помощь NASA


15 августа 2021 года Андрей Загорский, КоммерсантЪ


Илон Маск предложил NASA свою помощь в создании скафандров для пребывания на Луне. Дело в том, что к 2024 году — когда запланирована высадка американских астронавтов на спутник Земли — создать необходимые для реализации проекта скафандры не получается. Почему компании, которые занимаются выполнением контракта, не выдерживают заявленные сроки? И сможет ли решить проблему Илон Маск и его компания SpaceX? Об этом — Андрей Загорский.

На днях инспектор NASA Пол Мартин опубликовал доклад, согласно которому заказанные скафандры будут готовы не ранее апреля 2025 года. Как говорится в докладе, на сроках сказываются проблемы с финансированием, пандемия коронавируса и технические трудности. Технологии для изготовления скафандров нового поколения NASA поставляют сразу 27 компаний. Проект стартовал еще в 2007 году и уже «съел» более $400 млн, а общая сумма затрат, как предполагается, превысит $1 млрд. Илон Маск не отказал себе в удовольствии прокомментировать ситуацию в Twitter таким образом: «Кажется, на кухне слишком много поваров». И подытожил: «SpaceX может сделать это, если потребуется».

Сейчас у крупных компаний действительно есть возможность встроиться в лунные проекты, и конкуренция в этой сфере довольно жесткая. Но у Маска имеются неплохие шансы заявить о своем лидерстве в космической сфере, считает генеральный директор компании Success Rockets Олег Мансуров:

«Если говорить про лунную гонку, то ситуация там сейчас такова, что есть новые крупные игроки, как SpaceX и Blue Origin, которые соревнуются между собой, и есть старые игроки вроде Boeing, Lockheed Martin и других. В этом плане сейчас есть окно возможностей быть первым и взять на себя государственные контракты, в том числе связанные с миссией «Артемида». Поэтому каждый из участников — будь то частное или государственное учреждение — будет проявлять здесь максимальную гибкость и предлагать порой даже нереальные условия по реализации проекта или нереальные сроки.

При этом все шансы и заделы у основных игроков есть, особенно, у SpaceX. Компания может стать лидером не только на американском рынке, но и в мире по космическому направлению».

SpaceX уже создавала снаряжение для NASA: так, в ее скафандрах летают астронавты, которых компания доставляет на МКС на корабле Crew Dragon. Те способны защитить экипаж в случае пожара или разгерметизации. Однако скафандры, позволяющие выжить на Луне — гораздо более сложная в изготовлении продукция. Так что эту задачу будет нелегко решить и Маску, отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев:

«Лунный скафандр намного сложнее, чем скафандры, на которых, скажем, выходят в космос с МКС. В первую очередь это связано с лунными условиями, где есть вероятность повреждения. Хоть там и маленькая сила тяжести — лишь 1/6 от земных условий — но все-таки случаи падения на поверхность в любом случае нужно предусмотреть, чтобы скафандр его выдержал. Второе — это пыль. Какие-то меры надо принимать — и скафандр от пыли защищать, и чтобы пыль на скафандре не переносилась вовнутрь корабля. Можно вспомнить еще радиацию, уровень которой на Луне существенно выше, чем на орбите МКС.

Наконец, чтобы сделать скафандр, нужно иметь уникальные компетенции, которых у Маска просто нет. Ему нужно нанять множество специалистов, создать соответствующую технику.

И если NASA разместит Маску такой заказ, то он, конечно, этим займется, и, наверное, все сделает. Но это производство действительно надо строить с нуля».

В апреле SpaceX уже получила контракт NASA стоимостью около $3 млрд на разработку первого коммерческого посадочного модуля, который должен будет доставить на поверхность Луны двух американских астронавтов. Такое решение в космическом агентстве объяснили с одной стороны недостатком средств, а с другой — тем, что предложение компании Маска было самым выгодным (Blue Origin оценила свои услуги почти в $6 млрд, а Dynetics — в $8,5 млрд).

NASA вполне может привлечь компанию Маска к доработке лунных скафандров, но речь, скорее всего, будет идти не о полной передаче контракта SpaceX, а о ее участии в проекте совместно с другими игроками, которые уже им занимаются. Такое мнение высказал инженер Космического центра Сколковского института науки и технологий Никита Велиев:

«Это сложно — так взять и кому-то передать контракт, просто потому что вы чего-то не успеваете.

Но, наверное, какая-то вероятность есть, потому что все-таки компании Илона Маска проявили себя хорошо в тех контрактах NASA, где была возможность.

Скорее всего, это будет обстоять не просто как передача проекта — что теперь это делаете не вы, а теперь это делает Илон Маск — а, вероятно, это будет какая-то коллаборативная работа. Возможно, даже как какой-то общий совместный фонд для того, чтобы помочь ускорить процесс, может быть, объединить какие-то технологии».

Лунная программа NASA состоит из трех этапов. Первый, запланированный на этот год, предусматривает беспилотный полет корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на землю. Второй — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту — должен состояться в 2023 году. На третьем этапе миссии, через три года, NASA рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer