Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шанс на выход из пике: стоит ли Boeing принимать помощь от России


13 августа 2021 года Михаил Котов, ТАСС


В начале текущей недели в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша сообщили о том, что институт готов оказать помощь американской компании Boeing в решении проблем космического корабля Starliner. Это произошло на следующий день после того, как стало известно, что у корпорации серьезные проблемы с запуском частично многоразового пилотируемого транспортного космического корабля и нет понимания, когда он все-таки может состояться.

В начале текущей недели в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша сообщили о том, что институт готов оказать помощь американской компании Boeing в решении проблем космического корабля Starliner. Это произошло на следующий день после того, как стало известно, что у корпорации серьезные проблемы с запуском частично многоразового пилотируемого транспортного космического корабля и нет понимания, когда он все-таки может состояться.

Неравная гонка

С имиджевой точки зрения сложности с космическим кораблем Starliner стали одним из самых сильных ударов для Boeing. Дело в том, что в большинстве других случаев (проблемы с ракетой Space Launch System, SLS, падения самолетов Boeing 737 MAX и многолетняя невозможность доделать военный топливозаправщик KC-46) у компании есть возможность объяснить трудности и задержки сложностью проектов. SLS так и вообще до начала создания Starship от SpaceX была самой большой из создаваемых в мире ракет.

В случае с кораблем Starliner ситуация совсем иная — тут налицо гонка двух компаний, в которой Boeing проигрывает по всем статьям. И в такой ситуации свалить вину на проблемы в реализации из-за высокой технологичности проекта не получится, ведь у гораздо менее опытного конкурента получилось лучше. Значит, дело в Boeing?

Я бы сказал, что все началось в феврале 2010 года, когда NASA объявило начало отбора по программе коммерческой доставки экипажей на Международную космическую станцию Commercial Crew Program. Из 36 компаний-претендентов были отобраны сначала пять финалистов, а в итоге 16 сентября 2014 года их осталось всего две — опытный Boeing и молодая компания Space Exploration Technologies, которая впоследствии будет переименована в SpaceX.

В мае 2014 года они завершили начальный этап сертификационного процесса и перешли ко второй фазе программы. NASA озвучило, что победителю (или нескольким) гарантируется как минимум одна тестовая миссия с экипажем и от двух до шести штатных пилотируемых миссий на Международную космическую станцию (МКС). Стоит ли говорить, что почти все были уверены в легкой победе Boeing, имеющей огромный багаж по созданию космических аппаратов и самолетов. Более того, лояльность к компании демонстрировали и, мягко говоря, неравные контракты, которые NASA заключило с двумя финалистами. Соглашение с Boeing составило $4,2 млрд, со SpaceX — $2,6 млрд. При этом контрактные обязательства были одинаковы. То есть NASA хотело получить от SpaceX то же самое, но за меньшие деньги. Казалось, что победа в кармане у Boeing, но время показало, что это далеко не так.

Вырывая победу

К одной и той же задаче компании подошли по разному. Если SpaceX старалась максимально использовать задел от прошлых миссий, то Boeing решил экспериментировать — условия позволяли. SpaceX для проекта взяла ракету Falcon 9 и грузовой космический корабль Dragon 2, уже многократно испытанные в реальных условиях. Работа заключалась теперь в том, чтобы из грузового корабля создать пилотируемый.

Boeing же решил обратиться к ракете "Атлас-5", но в уникальной, никогда ранее не использовавшейся конфигурации 422, с двумя двигателями RL-10 на разгонном блоке "Центавр" и двумя твердотопливными ускорителями. Корабль Starliner они тоже делали с нуля.

Результат известен. Долгое время компании шли достаточно ровно, иногда казалось даже, что Boeing немного опережает. Но если у SpaceX тестовая миссия по запуску корабля без экипажа прошла без сучка и без задоринки, то Boeing споткнулся. 20 декабря 2019 года миссия Boe-OFT закончилась неудачей, космический корабль Starliner не смог состыковаться с Международной космической станцией. Причиной этого называют сбой в его программном обеспечении, которое активировалось гораздо раньше, чем требовалось: еще находясь прикрепленной к разгонному блоку, начала работать и тратить топливо впустую. Таким образом, к моменту, когда пора было совершать орбитальный маневр, в топливных баках корабля осталось слишком мало топлива, поэтому миссию прекратили и стыковку с МКС не совершили. Однако впоследствии выяснилось, что это была не единичная ошибка, и Starliner удалось вернуть целым лишь благодаря удаче. 

Тем временем SpaceX продолжила запускать теперь уже пилотируемые миссии, а Boeing дорабатывал свой Starliner еще полтора года. Старт был назначен на 4 августа 2021-го, но его сначала перенесли на один день (сославшись на проблемы, которые возникли при стыковке российского многофункционального лабораторного модуля "Наука"), затем еще на несколько, а теперь и вовсе отложили на неопределенный срок.

Помощь зала

Boeing застрял на одном месте, в то время как SpaceX совершает уже вторую пилотируемую миссию, а на 2022 год назначена первая коммерческая пилотируемая экспедиция на корабле Crew Dragon. И вот в таких условиях не будет ли логичным для американской многоопытной корпорации принять руку помощи от России? С учетом явного системного кризиса в организации, когда на кон поставлено слишком многое.

Есть большая вероятность того, что, если Starliner не получится исправить в ближайшее время, NASA может начать процедуру разрыва контракта. Да, вложено много денег и времени, но результаты пока совсем неудовлетворительные.

Отмечу, что на американских ракетах "Атлас-5" стоят российские двигатели РД-180. А если они доверяют РФ в вопросах вывода своих кораблей во внеземное пространство, наверное, нет ничего ужасного в том, чтобы принять помощь и в вопросах двигателей самого корабля.

Видится мне, что если помощь, предложенная центром им. М.В. Келдыша, будет принята, то это может стать началом хорошей традиции, опирающейся на регулярно повторяемый, но не всегда на деле используемый постулат о том, что космос — общий для всех людей. Так что Boeing стоит подумать еще раз и поторопиться, пока предложение актуально.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer