Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шанс на выход из пике: стоит ли Boeing принимать помощь от России


13 августа 2021 года Михаил Котов, ТАСС


В начале текущей недели в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша сообщили о том, что институт готов оказать помощь американской компании Boeing в решении проблем космического корабля Starliner. Это произошло на следующий день после того, как стало известно, что у корпорации серьезные проблемы с запуском частично многоразового пилотируемого транспортного космического корабля и нет понимания, когда он все-таки может состояться.

В начале текущей недели в Исследовательском центре им. М.В. Келдыша сообщили о том, что институт готов оказать помощь американской компании Boeing в решении проблем космического корабля Starliner. Это произошло на следующий день после того, как стало известно, что у корпорации серьезные проблемы с запуском частично многоразового пилотируемого транспортного космического корабля и нет понимания, когда он все-таки может состояться.

Неравная гонка

С имиджевой точки зрения сложности с космическим кораблем Starliner стали одним из самых сильных ударов для Boeing. Дело в том, что в большинстве других случаев (проблемы с ракетой Space Launch System, SLS, падения самолетов Boeing 737 MAX и многолетняя невозможность доделать военный топливозаправщик KC-46) у компании есть возможность объяснить трудности и задержки сложностью проектов. SLS так и вообще до начала создания Starship от SpaceX была самой большой из создаваемых в мире ракет.

В случае с кораблем Starliner ситуация совсем иная — тут налицо гонка двух компаний, в которой Boeing проигрывает по всем статьям. И в такой ситуации свалить вину на проблемы в реализации из-за высокой технологичности проекта не получится, ведь у гораздо менее опытного конкурента получилось лучше. Значит, дело в Boeing?

Я бы сказал, что все началось в феврале 2010 года, когда NASA объявило начало отбора по программе коммерческой доставки экипажей на Международную космическую станцию Commercial Crew Program. Из 36 компаний-претендентов были отобраны сначала пять финалистов, а в итоге 16 сентября 2014 года их осталось всего две — опытный Boeing и молодая компания Space Exploration Technologies, которая впоследствии будет переименована в SpaceX.

В мае 2014 года они завершили начальный этап сертификационного процесса и перешли ко второй фазе программы. NASA озвучило, что победителю (или нескольким) гарантируется как минимум одна тестовая миссия с экипажем и от двух до шести штатных пилотируемых миссий на Международную космическую станцию (МКС). Стоит ли говорить, что почти все были уверены в легкой победе Boeing, имеющей огромный багаж по созданию космических аппаратов и самолетов. Более того, лояльность к компании демонстрировали и, мягко говоря, неравные контракты, которые NASA заключило с двумя финалистами. Соглашение с Boeing составило $4,2 млрд, со SpaceX — $2,6 млрд. При этом контрактные обязательства были одинаковы. То есть NASA хотело получить от SpaceX то же самое, но за меньшие деньги. Казалось, что победа в кармане у Boeing, но время показало, что это далеко не так.

Вырывая победу

К одной и той же задаче компании подошли по разному. Если SpaceX старалась максимально использовать задел от прошлых миссий, то Boeing решил экспериментировать — условия позволяли. SpaceX для проекта взяла ракету Falcon 9 и грузовой космический корабль Dragon 2, уже многократно испытанные в реальных условиях. Работа заключалась теперь в том, чтобы из грузового корабля создать пилотируемый.

Boeing же решил обратиться к ракете "Атлас-5", но в уникальной, никогда ранее не использовавшейся конфигурации 422, с двумя двигателями RL-10 на разгонном блоке "Центавр" и двумя твердотопливными ускорителями. Корабль Starliner они тоже делали с нуля.

Результат известен. Долгое время компании шли достаточно ровно, иногда казалось даже, что Boeing немного опережает. Но если у SpaceX тестовая миссия по запуску корабля без экипажа прошла без сучка и без задоринки, то Boeing споткнулся. 20 декабря 2019 года миссия Boe-OFT закончилась неудачей, космический корабль Starliner не смог состыковаться с Международной космической станцией. Причиной этого называют сбой в его программном обеспечении, которое активировалось гораздо раньше, чем требовалось: еще находясь прикрепленной к разгонному блоку, начала работать и тратить топливо впустую. Таким образом, к моменту, когда пора было совершать орбитальный маневр, в топливных баках корабля осталось слишком мало топлива, поэтому миссию прекратили и стыковку с МКС не совершили. Однако впоследствии выяснилось, что это была не единичная ошибка, и Starliner удалось вернуть целым лишь благодаря удаче. 

Тем временем SpaceX продолжила запускать теперь уже пилотируемые миссии, а Boeing дорабатывал свой Starliner еще полтора года. Старт был назначен на 4 августа 2021-го, но его сначала перенесли на один день (сославшись на проблемы, которые возникли при стыковке российского многофункционального лабораторного модуля "Наука"), затем еще на несколько, а теперь и вовсе отложили на неопределенный срок.

Помощь зала

Boeing застрял на одном месте, в то время как SpaceX совершает уже вторую пилотируемую миссию, а на 2022 год назначена первая коммерческая пилотируемая экспедиция на корабле Crew Dragon. И вот в таких условиях не будет ли логичным для американской многоопытной корпорации принять руку помощи от России? С учетом явного системного кризиса в организации, когда на кон поставлено слишком многое.

Есть большая вероятность того, что, если Starliner не получится исправить в ближайшее время, NASA может начать процедуру разрыва контракта. Да, вложено много денег и времени, но результаты пока совсем неудовлетворительные.

Отмечу, что на американских ракетах "Атлас-5" стоят российские двигатели РД-180. А если они доверяют РФ в вопросах вывода своих кораблей во внеземное пространство, наверное, нет ничего ужасного в том, чтобы принять помощь и в вопросах двигателей самого корабля.

Видится мне, что если помощь, предложенная центром им. М.В. Келдыша, будет принята, то это может стать началом хорошей традиции, опирающейся на регулярно повторяемый, но не всегда на деле используемый постулат о том, что космос — общий для всех людей. Так что Boeing стоит подумать еще раз и поторопиться, пока предложение актуально.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer