Третья с начала года авиакатастрофа произошла на Камчатке утром 12 августа. Вертолет Ми-8 авиакомпании «Витязь-Аэро», перевозивший туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, упал в Курильское озеро в Южно-Камчатском заказнике на юге полуострова и утонул. Из шестнадцати человек спастись удалось восьми. По основной версии, в катастрофе виноваты пилоты.
Информация об авиапроисшествии поступила спасателям в 9:50 по камчатскому времени. Сообщалось, что на борту было три члена экипажа и 13 пассажиров, в том числе один ребенок. Это были туристы из Москвы и Санкт-Петербурга. Восьми, в том числе двум членам экипажа, удалось спастись.
Как рассказали сотрудники службы охраны заповедных территорий Кроноцкого заповедника, в управлении которого находится заказник, вертолет с туристами на борту при заходе на посадку в туман упал в воду возле кордона «Озерный».
По словам госинспектора Кроноцкого заповедника Евгения Денгеса, в 9:25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 м.
«Судя по звуку, вертолет пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок — вертолет ударился о воду. Мы тут же спустили на воду два катера и за три-четыре минуты добрались до места крушения, которое определили по волне. На поверхности воды было восемь человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Мы несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили»,— рассказал госинспектор.
Вертолет упал в воду недалеко от островка Сердце Алаида, почти в 5 км от берега, он лежит на глубине около 125 м.
Утром на место ЧС вылетели вертолеты МЧС и «Медицины катастроф» со спасателями, медиками и водолазами на борту. Первыми в район падения вертолета прибыли медики из поселка Озерновского, они оказали первую помощь восьми выжившим в катастрофе.
Четверых наиболее пострадавших пассажиров рейса днем доставили на вертолете санавиации в Петропавловск-Камчатский.
Как сообщил главврач краевой больницы Андрей Кисляков, двое пострадавших находятся в реанимации в тяжелом состоянии.
«Один — в тяжелом состоянии, у него тяжелая сочетанная травма и перелом голени. Сейчас проводится операция, чтобы спасти ему ногу. Также у него ушиб грудной клетки и шок второй-третьей степени. Второй пациент тоже в реанимационном отделении, у него тяжелая сочетанная травма, ушиб грудной клетки, открытый вдавленный перелом грудины, перелом подвздошной кости и отростка поясничного позвонка. Ему также оказывается помощь. Еще один из пострадавших будет на амбулаторном лечении — у него легкие травмы и ушиб кисти. И четвертая пострадавшая — это девушка. У нее подозрения на закрытую черепно-мозговую травму. Тоже сейчас ее обследуем»,— сообщил главный врач.
Вместе с тем прибывшие на место спасатели и водолазы поняли, что не могут приступить к поисково-спасательным работам, так как имеющееся при себе снаряжение позволяет работать только на глубине до 20 м. А вертолет лежит на глубине более ста. Подходящее снаряжение и специалисты на Камчатке есть только у военных. К ним за помощью и обратился оперативный штаб. После 19 часов по местному времени военный вертолет Ми-8 с шестью спасателями-глубоководниками войск и сил на Северо-Востоке России вылетел на озеро.
Эти водолазы имеют опыт работы на глубинах более 100 м»,— сообщил корреспонденту “Ъ” источник в военном ведомстве.
Выживший турист из Санкт-Петербурга Виктор Стрелкин рассказал, что во время полета он спал и понял, что что-то произошло, когда вода потоком ударила в лицо. «Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито, и через это отверстие я стал подниматься наверх,— рассказал он.— По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность, составляла 8–9 метров. Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, звали на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог и понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью, буквально через пять минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй спасли гида Анастасию. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших, второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».
Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России (СКР) возбудило уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта по факту крушения вертолета.
По основной версии следствия, к аварии могла привести ошибка пилотирования в сложных метеоусловиях.
Кроме того, следствие и специалисты Межгосударственного авиационного комитета собираются изучить техническое состояние самого вертолета, проходившего очередной ремонт совсем недавно — в 2020 году. Прокуратура также ведет проверку.
Вертолет, упавший в озеро, был введен в эксплуатацию в 1984 году. В июне 2022 года истекает срок летной годности воздушного судна. О командире экипажа Николае Сорокине, бывшем военном летчике, говорят как об очень опытном пилоте. Но, по данным «Камчатка-Информ», в 2015 году он управлял вертолетом Ми-8, который совершил жесткую посадку в Быстринском районе Камчатки. Тогда обошлось без жертв, командир был оштрафован. Его фамилии нет в списке спасшихся во время сегодняшней катастрофы. Контролировать расследование катастрофы решил лично председатель СКР Александр Бастрыкин.