Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


День ВВС: топ-10 отечественных военных самолетов


12 августа 2021 года Ростех


Днем основания ВВС России считается 12 августа 1912 года, когда был подписан приказ о создании воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. За эти сто с лишним лет авиаконструкторы подняли отечественную военную авиацию до невероятных высот, сделав Россию одной из ведущих авиадержав мира. Дореволюционный опыт, подъем первых пятилеток, прорывы военных лет, эпоха «холодного» противостояния и надежды новой России – все это нашло отражение в грозных крылатых машинах. Военная авиация была и остается двигателем не только для гражданского авиастроения, но и для экономики, науки и промышленности в целом. О том, что смогла предъявить миру наша страна, посредством каких военных самолетов он внесла наибольший вклад в авиаисторию – в нашем материале.

Днем основания ВВС России считается 12 августа 1912 года, когда был подписан приказ о создании воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. За эти сто с лишним лет авиаконструкторы подняли отечественную военную авиацию до невероятных высот, сделав Россию одной из ведущих авиадержав мира. Дореволюционный опыт, подъем первых пятилеток, прорывы военных лет, эпоха «холодного» противостояния и надежды новой России – все это нашло отражение в грозных крылатых машинах. Военная авиация была и остается двигателем не только для гражданского авиастроения, но и для экономики, науки и промышленности в целом. О том, что смогла предъявить миру наша страна, посредством каких военных самолетов он внесла наибольший вклад в авиаисторию – в нашем материале.


1. «Илья Муромец»: первый тяжелый бомбардировщик

«Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского, впервые взлетевший в декабре 1913 года, стал первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. В гражданской версии этот гигантский для своего времени биплан мог брать на борт до 16 пассажиров, оснащался комнатой отдыха, туалетом, обогревом и электрическим освещением.

В Первую мировую войну «Илья Муромец» сменил гражданскую форму на военную и стал первым российским тяжелым бомбардировщиком. «Богатыри» совершали успешные вылеты в составе бомбардировочной эскадры, занимались разведкой. Всего было собрано более 70 самолетов этой модели, около 60 из них участвовали в боях Первой мировой. Самолеты Сикорского ознаменовали появление в России дальней, транспортной и гражданской авиации.
 

2. По-2: «крылатая парта» и самолет-невидимка

Учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2 в честь своего создателя Николая Поликарпова – самый массовый в мире биплан. Первый полет состоялся 24 июня 1927 года, всего было выпущено более 33 тысяч таких самолетов. Задуманный как «летающая парта» (через его школу прошли десятки тысяч пилотов), легкий в управлении и надежный, он очень быстро стал многоцелевой машиной. Сельское хозяйство, связь, медицина, транспорт, аэрофотосъемка, боевое применение – все это было подвластно У-2.

С первых дней Великой Отечественной войны самолет стал незаменимым тружеником фронта и тыла. Благодаря своей малой скорости он мог летать на минимальной высоте, недоступной более скоростным машинам. Особенно масштабным было использование У-2 в качестве бомбардировщика, в том числе силами прославленного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, летчиц которого немцы прозвали «ночными ведьмами». Интересный факт: в 1950-е годы, уже в реактивную эпоху неуловимый самолет Поликарпова успешно использовался в Корейской войне.  

3. Ил-2: «летающий танк» Великой Отечественной

Легендарный штурмовик ВОВ, самый массовый боевой самолет в истории, выпущенный количеством более 36 тыс. машин. Первые серийные Ил-2 поступили на вооружение в 1941 году и очень быстро стали основной ударной силой советской авиации.

Конструктор Ильюшин называл свой самолет «летающим танком», враги − «черной смертью», «чумой» и «мясорубкой». Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня, включенная в работу конструкции самолета, и бронестекло.. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин.

4. МиГ-15: истребитель-долгожитель

Истребитель МиГ-15, впервые взлетевший в 1947 году, – самый массовый реактивный истребитель в мире. Всего было выпущено более 17 тыс. единиц. В различных модификациях он находился на вооружении более 40 стран и до сих пор эксплуатируется в нескольких странах.
Мировое признание МиГ-15 получил в ходе Корейской войны 1950-х годов. Иностранная пресса называла самолет «корейским сюрпризом»: МиГ-15 эффективно противостоял не только тяжелым бомбардировщикам B-29, но и американским истребителям. Именно на МиГ-15 пилот Евгений Пепеляев, воевавший в Корее, стал одним из самых результативных асов в истории реактивной авиации. 

5. МиГ-21: «Калашников» советской авиации

Сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21 выпускался 30 лет подряд в Советском Союзе, по лицензии изготавливался в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда. Бюджетный «МиГ» разлетелся по всему миру и до сих пор время от времени проявляет себя в военных конфликтах.

МиГ-21 − самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации и самый популярный истребитель третьего поколения. Без учета китайских версий их было выпущено почти 11,5 тыс. Для ОКБ Микояна и Гуревича он стал первым самолетом с треугольным крылом. Боевую деятельность МиГ-21 начал во время войны во Вьетнаме. Здесь высокоманевренный перехватчик показал себя во всей красе, одержав при сравнительно небольших потерях более 150 воздушных побед.

6. МиГ-25: король стратосферы

После принятия на вооружение в 1972 году МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по практическому потолку (более 20 тыс. м) позволили этой машине стать лидером третьего поколения среди истребителей-перехватчиков. Миг-25 – самолет-рекордсмен, поставивший 39 мировых рекордов, в том числе до сих пор не превзойденный в реактивной авиации рекорд высоты полета – 37 650 м!
МиГ-25 оказался очень удачной платформой для создания машин различного назначения: перехватчики, разведчики, разведчики-бомбардировщики, самолеты прорыва ПВО противника. Самая глобальная модернизация МиГ-25 была вынужденной: после угона в 1976 году одного из истребителей в Японию пришлось заменять большую часть оборудования. Однако это способствовало ускорению разработки на базе МиГ-25 первого советского истребителя четвертого поколения МиГ-31.

7. Ту-160: главный стратег

Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Основная особенность этого стратегического бомбардировщика – крылья с изменяемой геометрией, созданные для удобства взлета и полетов на сверхзвуковых скоростях. Сегодня Ту-160 является главным самолетом дальней авиации ВКС РФ – воздушного компонента ядерной триады России.

8. Су-27: укротитель «Кобры»

Этот многоцелевой всепогодный истребитель стал визитной карточкой российских ВВС и спасением для отечественного авиапрома в провальные 1990-е годы. Су-27 не раз демонстрировал преимущество перед зарубежными «одноклассниками» в учебных боях, а в 1989 году задал новую планку – впервые на нем была показана новая фигура высшего пилотажа «Кобра». Один из главных «козырей» Су-27 – интегрированная аэродинамическая компоновка, когда крылья, фюзеляж и гондолы двигателей образуют практически одно целое, придавая самолету уникальные характеристики.

Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще нельзя назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он стал фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57. Модификации Су-27 − сегодня одни из самых распространенных боевых самолетов в мире.

9. МиГ-31: авиационный спецназ

Истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31, впервые полетевший в 1975 году, − первый советский самолет четвертого поколения. Он создавался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. МиГ-31 – это самолет обороны, и сегодня одна из его главных задач – охрана арктических территорий страны.

МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полной комплектации «тридцать первый» по этому показателю находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134. Для управления столь сложной и большой машиной в экипаж был добавлен штурман-оператор.

10. Су-57: высшая лига авиации

Применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости и совершенная авионика – все это о первом российском истребителе пятого поколения Су-57, серийно выпускающемся с 2019 года. Этот самолет – олицетворение хайтека в современных российских ВВС. Он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики с высокой степенью автоматизации, а в основе его радиолокационной системы − активная фазированная антенная решетка (АФАР), самая современная технология обнаружения на данный момент.

Управляемый вектор тяги двигателей придает Су-57 сверхманевренность. Композитные материалы и «умная» обшивка делают его практически невидимым для противника. Истребитель может применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух − воздух», управляемые ракеты класса «воздух − поверхность», корректируемые авиационные бомбы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer