Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


День ВВС: топ-10 отечественных военных самолетов


12 августа 2021 года Ростех


Днем основания ВВС России считается 12 августа 1912 года, когда был подписан приказ о создании воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. За эти сто с лишним лет авиаконструкторы подняли отечественную военную авиацию до невероятных высот, сделав Россию одной из ведущих авиадержав мира. Дореволюционный опыт, подъем первых пятилеток, прорывы военных лет, эпоха «холодного» противостояния и надежды новой России – все это нашло отражение в грозных крылатых машинах. Военная авиация была и остается двигателем не только для гражданского авиастроения, но и для экономики, науки и промышленности в целом. О том, что смогла предъявить миру наша страна, посредством каких военных самолетов он внесла наибольший вклад в авиаисторию – в нашем материале.

Днем основания ВВС России считается 12 августа 1912 года, когда был подписан приказ о создании воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. За эти сто с лишним лет авиаконструкторы подняли отечественную военную авиацию до невероятных высот, сделав Россию одной из ведущих авиадержав мира. Дореволюционный опыт, подъем первых пятилеток, прорывы военных лет, эпоха «холодного» противостояния и надежды новой России – все это нашло отражение в грозных крылатых машинах. Военная авиация была и остается двигателем не только для гражданского авиастроения, но и для экономики, науки и промышленности в целом. О том, что смогла предъявить миру наша страна, посредством каких военных самолетов он внесла наибольший вклад в авиаисторию – в нашем материале.


1. «Илья Муромец»: первый тяжелый бомбардировщик

«Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского, впервые взлетевший в декабре 1913 года, стал первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. В гражданской версии этот гигантский для своего времени биплан мог брать на борт до 16 пассажиров, оснащался комнатой отдыха, туалетом, обогревом и электрическим освещением.

В Первую мировую войну «Илья Муромец» сменил гражданскую форму на военную и стал первым российским тяжелым бомбардировщиком. «Богатыри» совершали успешные вылеты в составе бомбардировочной эскадры, занимались разведкой. Всего было собрано более 70 самолетов этой модели, около 60 из них участвовали в боях Первой мировой. Самолеты Сикорского ознаменовали появление в России дальней, транспортной и гражданской авиации.
 

2. По-2: «крылатая парта» и самолет-невидимка

Учебный самолет У-2, позже переименованный в По-2 в честь своего создателя Николая Поликарпова – самый массовый в мире биплан. Первый полет состоялся 24 июня 1927 года, всего было выпущено более 33 тысяч таких самолетов. Задуманный как «летающая парта» (через его школу прошли десятки тысяч пилотов), легкий в управлении и надежный, он очень быстро стал многоцелевой машиной. Сельское хозяйство, связь, медицина, транспорт, аэрофотосъемка, боевое применение – все это было подвластно У-2.

С первых дней Великой Отечественной войны самолет стал незаменимым тружеником фронта и тыла. Благодаря своей малой скорости он мог летать на минимальной высоте, недоступной более скоростным машинам. Особенно масштабным было использование У-2 в качестве бомбардировщика, в том числе силами прославленного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, летчиц которого немцы прозвали «ночными ведьмами». Интересный факт: в 1950-е годы, уже в реактивную эпоху неуловимый самолет Поликарпова успешно использовался в Корейской войне.  

3. Ил-2: «летающий танк» Великой Отечественной

Легендарный штурмовик ВОВ, самый массовый боевой самолет в истории, выпущенный количеством более 36 тыс. машин. Первые серийные Ил-2 поступили на вооружение в 1941 году и очень быстро стали основной ударной силой советской авиации.

Конструктор Ильюшин называл свой самолет «летающим танком», враги − «черной смертью», «чумой» и «мясорубкой». Штурмовик отличался боевым характером и прекрасными данными: мощный двигатель, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды, а главное – броня, включенная в работу конструкции самолета, и бронестекло.. Военные пилоты особо ценили Ил-2 за его надежность. Были случаи, когда самолет возвращался с боевого задания, имея до 500 пробоин.

4. МиГ-15: истребитель-долгожитель

Истребитель МиГ-15, впервые взлетевший в 1947 году, – самый массовый реактивный истребитель в мире. Всего было выпущено более 17 тыс. единиц. В различных модификациях он находился на вооружении более 40 стран и до сих пор эксплуатируется в нескольких странах.
Мировое признание МиГ-15 получил в ходе Корейской войны 1950-х годов. Иностранная пресса называла самолет «корейским сюрпризом»: МиГ-15 эффективно противостоял не только тяжелым бомбардировщикам B-29, но и американским истребителям. Именно на МиГ-15 пилот Евгений Пепеляев, воевавший в Корее, стал одним из самых результативных асов в истории реактивной авиации. 

5. МиГ-21: «Калашников» советской авиации

Сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21 выпускался 30 лет подряд в Советском Союзе, по лицензии изготавливался в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда. Бюджетный «МиГ» разлетелся по всему миру и до сих пор время от времени проявляет себя в военных конфликтах.

МиГ-21 − самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации и самый популярный истребитель третьего поколения. Без учета китайских версий их было выпущено почти 11,5 тыс. Для ОКБ Микояна и Гуревича он стал первым самолетом с треугольным крылом. Боевую деятельность МиГ-21 начал во время войны во Вьетнаме. Здесь высокоманевренный перехватчик показал себя во всей красе, одержав при сравнительно небольших потерях более 150 воздушных побед.

6. МиГ-25: король стратосферы

После принятия на вооружение в 1972 году МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по практическому потолку (более 20 тыс. м) позволили этой машине стать лидером третьего поколения среди истребителей-перехватчиков. Миг-25 – самолет-рекордсмен, поставивший 39 мировых рекордов, в том числе до сих пор не превзойденный в реактивной авиации рекорд высоты полета – 37 650 м!
МиГ-25 оказался очень удачной платформой для создания машин различного назначения: перехватчики, разведчики, разведчики-бомбардировщики, самолеты прорыва ПВО противника. Самая глобальная модернизация МиГ-25 была вынужденной: после угона в 1976 году одного из истребителей в Японию пришлось заменять большую часть оборудования. Однако это способствовало ускорению разработки на базе МиГ-25 первого советского истребителя четвертого поколения МиГ-31.

7. Ту-160: главный стратег

Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».

Основная особенность этого стратегического бомбардировщика – крылья с изменяемой геометрией, созданные для удобства взлета и полетов на сверхзвуковых скоростях. Сегодня Ту-160 является главным самолетом дальней авиации ВКС РФ – воздушного компонента ядерной триады России.

8. Су-27: укротитель «Кобры»

Этот многоцелевой всепогодный истребитель стал визитной карточкой российских ВВС и спасением для отечественного авиапрома в провальные 1990-е годы. Су-27 не раз демонстрировал преимущество перед зарубежными «одноклассниками» в учебных боях, а в 1989 году задал новую планку – впервые на нем была показана новая фигура высшего пилотажа «Кобра». Один из главных «козырей» Су-27 – интегрированная аэродинамическая компоновка, когда крылья, фюзеляж и гондолы двигателей образуют практически одно целое, придавая самолету уникальные характеристики.

Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще нельзя назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он стал фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для создания первого российского истребителя пятого поколения Су-57. Модификации Су-27 − сегодня одни из самых распространенных боевых самолетов в мире.

9. МиГ-31: авиационный спецназ

Истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31, впервые полетевший в 1975 году, − первый советский самолет четвертого поколения. Он создавался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. МиГ-31 – это самолет обороны, и сегодня одна из его главных задач – охрана арктических территорий страны.

МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полной комплектации «тридцать первый» по этому показателю находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134. Для управления столь сложной и большой машиной в экипаж был добавлен штурман-оператор.

10. Су-57: высшая лига авиации

Применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости и совершенная авионика – все это о первом российском истребителе пятого поколения Су-57, серийно выпускающемся с 2019 года. Этот самолет – олицетворение хайтека в современных российских ВВС. Он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики с высокой степенью автоматизации, а в основе его радиолокационной системы − активная фазированная антенная решетка (АФАР), самая современная технология обнаружения на данный момент.

Управляемый вектор тяги двигателей придает Су-57 сверхманевренность. Композитные материалы и «умная» обшивка делают его практически невидимым для противника. Истребитель может применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух − воздух», управляемые ракеты класса «воздух − поверхность», корректируемые авиационные бомбы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer