Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сильное "Звено": определены сроки испытаний "самолета судного дня"


13 августа 2021 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Первый полет нового российского «самолета судного дня» на базе лайнера Ил-96-400 запланирован на 2023 год. Сейчас в производстве уже находятся два этих лайнера. Назначение таких машин — быть запасными воздушными командными пунктами на случай полномасштабной войны. С их борта высшее военное руководство может управлять стратегическими ядерными силами и войсками по всей стране. Эксперты отмечают, что от наличия такой техники зависит возможность нанесения неотвратимого ответного удара, а значит, и весь потенциал ядерного сдерживания страны.

Первый полет нового российского «самолета судного дня» на базе лайнера Ил-96-400 запланирован на 2023 год. Сейчас в производстве уже находятся два этих лайнера. Назначение таких машин — быть запасными воздушными командными пунктами на случай полномасштабной войны. С их борта высшее военное руководство может управлять стратегическими ядерными силами и войсками по всей стране. Эксперты отмечают, что от наличия такой техники зависит возможность нанесения неотвратимого ответного удара, а значит, и весь потенциал ядерного сдерживания страны.

Воздушный штаб

Согласно графику работ (есть в распоряжении «Известий»), контракт на опытно-конструкторскую работу (ОКР) «Звено-3С» по созданию новых воздушных пунктов управления (ВзПУ) военное ведомство подписало с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в сентябре 2018 года. Сами самолеты, известные как «изделия 9631», строятся на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), которое назначено главным исполнителем. Первый полет борт должен совершить в 2023 году. Тогда же начнутся и его заводские испытания. Ожидается, что все работы займут один год. Уже в 2024-м первый «самолет судного дня» выйдет на госиспытания. В тоже время окончательное завершение разработки запланировано на 2027 год.

Головная машина переоборудуется из Ил-96-400Т (М), имеющихся на ВАСО. Такие удлиненные самолеты создавались как специализированная транспортная версия пассажирского лайнера Ил-96. В предыдущие годы они полностью прошли испытания и получили гражданский сертификат.

Компания ВАСО уже начала закупку металла и компонентов для постройки в рамках ОКР «Звено-3С» второго воздушного командного пункта (документы закупок имеются в распоряжении «Известий»). В отличие от первого образца, он будет создан на базе модернизированного Ил-96-400М новой постройки. В нем используют обновленную версию двигателей ПС-90А1 и радикально усовершенствованную кабину экипажа, которая позволит сократить количество пилотов до двух человек. Эта модификация пока не поднималась в воздух.

Дальность и продолжительность полета Ил-96 в варианте ВПУ должна значительно вырасти по сравнению с предшественником — Ил-80. Радиокомплекс нового самолета позволит передавать команды стратегическим ядерным силам в радиусе 6 тыс. км, а также использовать коммуникационные спутники.

— Задача таких «самолетов судного дня» с мощными комплексами связи — не дать обезглавить военное руководство одним ударом, — рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков. — В угрожаемый период при опасности ядерного конфликта они могут долго курсировать в воздухе с президентом, министром обороны или начальником Генштаба на борту, вместе с «ядерным чемоданчиком». В отличие от наземного штаба, такой подвижный воздушный пункт управления практически невозможно уничтожить внезапным ядерным или высокоточным ударом. Наличие его в небе будет гарантировать неминуемость российского удара возмездия. А значит, никто на атаку не решится.

Старые модели, построенные на базе Ил-86, отличались недостаточной продолжительностью полета без дозаправки. Понятно, что созданные по программе «Звено-3» машины будут обладать радикально увеличенными возможностями. В первую очередь, платформа дальнемагистрального лайнера позволит ему находиться в воздухе больше времени. Оборудуют ее и новейшими системами связи, в том числе с атомными субмаринами, находящимися в подводном положении на боевом дежурстве, заключил эксперт.

Продолжительность непрерывного полета новых машин можно будет дополнительно увеличить. В отличие от пассажирских и грузовых модификаций, на них установят штангу для дозаправки от воздушных танкеров. Это придаст самолетам возможность находиться в воздухе гораздо дольше, чем любым коммерческим лайнерам.

Ответ «звездным войнам»

Предыдущее поколение воздушных командных пунктов Ил-80 создали на основе среднемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-86. Разработку этого варианта инициировали еще в СССР из-за резкого обострения отношений с США и разработки там концепции «Стратегической оборонной инициативы», известной также под прозвищем «программа звёздных войн». Первый его полет состоялся в 1985 году. Всего было построено четыре машины. Конкретные их характеристики до сих пор остаются секретными.

Приняли Ил-80 на вооружение в 1992 году уже в новой стране, в реалиях экономического кризиса и разоружения. Поэтому самолеты использовались не слишком активно. Нет данных об их применении в ходе какого-либо реального конфликта.

Известно, что в варианте ВПУ полностью заменили оборудование и внутреннее наполнение пассажирского самолета, модернизировали систему электропитания, чтобы обеспечить энергией установленную сложную аппаратуру связи.

Машину максимально защитили от поражающих факторов ядерного взрыва, а размещенное на ней оборудование — от воздействия электромагнитного излучения. «Самолет судного дня» лишили большинства иллюминаторов, оснастили системой дозаправки в воздухе, дополнительным аппаратным отсеком в носовой части фюзеляжа.

Ил-80 оборудовали самой передовой на то время системой связи. В большом обтекателе на «спине» самолета установлена аппаратура спутниковой коммуникации, придающая ему очень характерный «горбатый» вид.

В 2015 году началась опытно-конструкторская работа по модернизации Ил-80 в рамках программы «Звено-2». Переоборудованию подвергся один самолет. Главные изменения внесли в бортовой комплекс связи и управления. Два года назад замминистра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что эта ОКР успешно завершена и заявил о начале обновления остальных воздушных командных пунктов.

«Самолеты судного дня», с которых высшее военное руководство может управлять вооруженными силами, есть только у двух государств мира — у России и США. Самыми известными из подобных американских самолетов являются E-4В, созданные в 1970-е годы на базе авиалайнеров Boeing 747. Они предназначены для президента, главы Пентагона или замещающих их лиц. Заявляется, что с дозаправкой в воздухе этот самолет может находиться в полете до семи дней.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer