«Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) покупает контрольный пакет туристического оператора «Библио-Глобус». Об этом РБК рассказали источник, близкий к Шереметьево, и партнер туроператора. Это подтвердила директор по связям с общественностью Шереметьево Анна Захаренкова.
По словам Захаренковой, Шереметьево подписал соглашение о намерениях о покупке 75% ООО «Туроператор БГ». Завершение сделки запланировано на конец сентября 2021 года. Финансовые условия не раскрываются. РБК направил запрос в «Библио-Глобус».
Что известно про сделку
«Туроператор БГ» — основное юридическое лицо «Библио-Глобуса». Именно оно заключает договоры с партнерскими турагентствами (более 25 тыс., по данным самой компании), которые продают путевки на отдых непосредственно клиентам.
«Туроператор БГ» на 100% принадлежит Юлии Туголуковой, следует из ЕГРЮЛ. Она вместе с мужем Александром Туголуковым в 1994 году основала группу «Библио-Глобус», которая является крупнейшим оператором внутреннего туризма. Туголукова продолжит возглавлять совет директоров компании, замечает собеседник РБК. Вырученные от сделки средства семья Туголуковых может направить на развитие других проектов, например отелей, добавляет федеральный чиновник, знакомый с участниками сделки.
В 2015 году Туголуков рассказывал РБК, что еще до банкротства авиакомпании «Трансаэро» владельцы «Библио-Глобуса» обсуждали с этим перевозчиком слияние активов, но этого не произошло. Бизнесмен говорил, что прекрасно понимает, почему авиакомпания не пошла на такую сделку: «класть яйца в одну корзину очень рискованно, от тебя тогда отвернутся другие туроператоры».
В 2019 году старейший в мире туроператор Thomas Cook Group планировал приобрести «Библио-Глобус». Сумма сделки была разделена на несколько этапов: сначала владельцы российского бизнеса получили бы $10 млн, а максимальная сумма, на которую могли рассчитывать продавцы при условии достижения компанией определенных показателей по операционной прибыли в течение трех лет, — $150 млн. Но сделка, которая была практически закрыта, не состоялась. Но в последние годы бизнес Thomas Cook Group был убыточным и компания не смогла договориться с банками-кредиторами, поэтому в сентябре 2019 года ей пришлось объявить о ликвидации. «Библио-Глобус» сразу же расторг сделку по продаже.
Шереметьево заплатит за «Библио-Глобус» больше, чем предлагал Thomas Cook, говорит источник, знакомый с условиями сделки (представитель аэропорта это не комментирует).
Возможные причины продажи «Библио-Глобуса»
Среди основных причин сделки по продаже «Библио-Глобуса» один из собеседников РБК называет сократившийся спрос на зарубежные путешествия по причине закрытия границ из-за пандемии COVID-19. Туроператор привлекает стратегического инвестора, чтобы создать альянс на падающем туристическом рынке, добавляет другой собеседник.
Приобретение 75% «Туроператора БГ» является существенным шагом в достижении стратегических целей группы Шереметьево за счет создания условий для привлечения и роста туристического пассажиропотока, говорит Захаренкова. По ее словам, сделка также позволит оптимизировать использование инфраструктуры терминального комплекса и аэродрома. Покупка крупного туроператора позволит диверсифицировать бизнес и добиться дополнительной загрузки рейсов, подтверждает один из собеседников РБК.
По итогам 2020 года пассажиропоток Шереметьево упал на 60,3%, до 19,8 млн человек. Количество туристов, которые воспользовались услугами «Библио-Глобуса», тоже сократилось — на 47%, до 1,9 млн человек. В 2020 году выручка «Туроператора БГ» выросла в 14 раз, до 6,7 млрд руб., а чистый убыток составил почти 1 млрд руб. против чистой прибыли 7 тыс. руб. годом ранее, следует из финансовой отчетности компании по РСБУ. Выручка МАШ сократилась на 51%, до 19,1 млрд руб., 2020 год аэропорт закончил с чистым убытком 187,5 млн руб. против чистой прибыли 22 млрд руб. годом ранее. 66,1% Шереметьево принадлежит бизнесменам Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко (возглавляет совет директоров аэропорта) и Александру Скоробогатько. 30,5% — у Росимущества.
Стратегическим партнером «Библио-Глобуса» в области авиаперевозок является авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), которая в Москве базируется в Шереметьево с весны 2020 года. По словам представителя «России» Сергея Старикова, и «Библио-Глобус» (сотрудничество с ним началось в 2015 году), и Шереметьево — стратегические партнеры авиакомпании. «Данное партнерство дает нам статус одного из крупнейших авиационных игроков на туристическом рынке страны», — отметил он. 9 августа «Россия» совместно с «Библио-Глобусом» возобновила полеты на курорты Египта — в Хургаду и Шарм-эш-Шейх. Эти полеты стали возможны в том числе и после того, как специалисты компании «Шереметьево Безопасность» (55% принадлежит МАШ, 45% — «Аэрофлоту») взяли под контроль соблюдение процедур авиационной безопасности в египетских аэропортах.
Зачем аэропортам свои туроператоры
«Операторы аэропортов заинтересованы в обеспечении стабильного спроса на свои услуги. Партнерство с туроператорами открывает возможности и по загрузке, и, отчасти, по развитию маршрутной сети», — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Шереметьево может давать скидки на обслуживание пассажиров тем авиакомпаниям, которые будут сотрудничать с его туроператором, добавляет аналитик «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. По ее словам, пассажирам в аэропорту могут быть предоставлены дополнительные услуги: отдельная стойка регистрации, приоритетное прохождение предполетных процедур, доступ в бизнес-зал или создание отдельного зала для клиентов, скидки в duty-free, на такси, парковку и т. д.
В марте 2021 года компания «Рампорт Аэро», владеющая аэропортом в Жуковском, зарегистрировала туроператора «Жиатур». Он сконцентрируется на предложении пляжного и экскурсионного отдыха на популярных туристических направлениях, таких как ОАЭ, Бали, Мальдивы, Кипр, Египет и Греция. Рейсы для туроператора будет осуществлять авиакомпания RedWings, на авиасалоне МАКС-2021 в июле также обсуждалось сотрудничество с авиакомпанией NordStar.
РБК направил запросы в пресс-службы Домодедово и Внуково с просьбой прокомментировать их интерес к выводу на рынок собственных туроператоров или покупке существующих игроков.