Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Возвращение "Бизона". На Урале восстановили уникальный советский бомбардировщик


12 августа 2021 года Мария Попова, ТАСС


М-4 — первая серийная базовая модель семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков. Всего было построено 34 таких самолета, включая два опытных образца. В советские годы его проектирование велось наперегонки с турбовинтовым самолетом Ту-95. Оба создавались в противовес конструируемым американским аналогам фирм "Боинг" — B-52 и "Конвэйр" — YB-60. На вооружение Дальней авиации СССР приняли и М-4, и Ту-95.

М-4 — первая серийная базовая модель семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков. Всего было построено 34 таких самолета, включая два опытных образца. В советские годы его проектирование велось наперегонки с турбовинтовым самолетом Ту-95. Оба создавались в противовес конструируемым американским аналогам фирм "Боинг" — B-52 и "Конвэйр" — YB-60. На вооружение Дальней авиации СССР приняли и М-4, и Ту-95.

— Американцев опередили буквально на несколько месяцев, — не без гордости рассказывает руководитель отдела экспозиции музейного комплекса Вадим Вагин. — Мы привыкли сейчас к парадигме, что есть ракеты баллистические, которые с сумасшедшей скоростью летят и поражают необходимые цели. Тогда, на момент начала 1950-х годов, их, естественно, еще не было. Конечно, были идеи, планировали, но тогда основным способом доставки атомного оружия должны были стать такие стратегические бомбардировщики. Нужно было доставить атомный заряд через Северный полюс и вернуться обратно — такую цель ставили перед конструкторами.

— Особенность этого самолета — велосипедное шасси, то есть колеса, на которых главная опора, находятся в фюзеляже. А по концам крыльев находятся поддерживающие шасси. Необычная схема, — пояснил Севостьянов. — Я очень горд и счастлив, что мы смогли найти этот самолет.

Генерал-лейтенант, командующий дальней авиацией в 2009–2016 годах, заслуженный военный летчик РФ, летчик-снайпер, кандидат военных наук Анатолий Жихарев в беседе с ТАСС подчеркнул, что восстановление этого самолета на Урале — большой вклад в сохранение истории.

 — В 1954 году была создана первая авиационная дивизия в гарнизоне Энгельс — появились уже самолеты, которые могли нести ядерное оружие до территории США, это самолеты выдающегося авиаконструктора [Владимира] Мясищева. И они выполнили свою функцию по защите нашего государства, когда у американцев было много планов по нападению на СССР и бомбежке наших городов, — когда узнали, что такие самолеты есть, они отказались от своих планов. И как раз это — роль самолетов Мясищева, в том числе М-4, 3-М. Его называли "Царь-самолет", — рассказал он.

Путь от Сызрани до Урала

Позже М-4 переоборудовали в самолеты-заправщики, в том числе и этот экземпляр. Его точную историю исследователям еще предстоит выяснить, но уже известно, что в прошлом он был выставлен на экспозиции в Сызрани.

Сотрудник музейного комплекса, в прошлом военный пилот Сергей Боровков говорит, что впервые встретился с этим легендарным самолетом, еще будучи курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков — вместе с товарищами охранял его в музее на аэродроме Троекуровка. Судьба свела пилота с этим бортом снова спустя 30 лет уже на Урале.

— Так же стоял в карауле и хлопал его по плоскостям, — рассказывает Боровков. — Он пришел где-то в конце 80-х своим ходом в Сызрань, даже подсыпали боковые полосы безопасности на аэродроме, чтобы он смог выполнить посадку — шасси же широкие. Летчики зарулили на "вечную стоянку", как говорится. Но, оказалось, не вечная. Ну а потом, где-то в середине 90-х, уже не осталось ни самолетов, ни вертолетов — там была достаточно большая коллекция, и потом все это куда-то пропало. Видно, держать на балансе невыгодно было — тяжелые времена были, порезали, убрали. А когда я его увидел здесь, у меня аж сердце застучало. Достойная старость самолету-труженику, который честно отслужил свое.

На Урал самолет привезли уже из Москвы, выкупив у одной из частных фирм. Виктор Севостьянов поделился, что охота за редким экземпляром шла уже давно — покупка и доставка деталей самолета на Урал заняли более полугода. В частности, сложность была в том, что машина имеет длину 47 м, размах ее крыла — 50 м, и многие из частей самолета являются негабаритными для транспортировки. Их доставили автомобильным транспортом, понадобилось порядка 10 трейлеров и фур.

— Просчитывали логистику — как его доставить из Москвы. Его части находились на разных площадках: фюзеляж был на одной, крылья — на другой. Нужно было это все предусмотреть. Самое сложное было на этапе вывоза из Москвы — были поворот и мост, где он сложно проходил, — рассказывает Вагин.

Редкую машину планируется представить 14 августа на празднике, посвященном Дню Военно-воздушных сил РФ. Машина станет самым большим экспонатом Музейного комплекса УГМК — одного из крупнейших в мире частных музеев военной и автомобильной техники.

Сто литров химикатов против русской смекалки

Для восстановления самолета руководство музейного комплекса привлекло команду реконструкторов из Нижнего Новгорода, которая участвовала в похожих работах в разных точках нашей страны и за рубежом. Руководитель реконструкции Олег Лейко отметил, что самолет ранее пытались собрать в других городах, однако планы не были реализованы. Машина была в плохом состоянии: разрезана болгаркой, покрыта ржавчиной и мхом — в борьбе с ними не помогла сотня литров специальной химии, говорит Лейко. На выручку пришла смекалка — было решено прибегнуть к нетипичному решению и воспользоваться пескоструйной очисткой корпуса.

— Думали классическую смывку применить, но поняли, что такой объем работ займет год и безумное количество средств. А так работу провели, наверное, за две недели. Принимаются решения на ходу — смотрим, что лучше для него, — рассказывает старший инженер сборки Ринат Габитов.

Со сборкой самолета решено не затягивать, говорит Севостьянов. Она началась около месяца назад, и уже сейчас машина готова к покраске.

Ринат признался, что его команда впервые работает над таким большим объектом и подготовка к процессу началась еще за месяц — специалист выезжал на Урал для осмотра фронта работ и составления списка материалов для закупки, часть была изготовлена на заказ.

Для сборки самолета было задействовано несколько 32-тонных кранов и другой техники — вес самолета конструкторского бюро Мясищева — 52 т. Нестандартные решения понадобились и при организации безопасности во время процесса — как для работников и посетителей, так и для самого самолета. Например, чтобы обезопасить процесс подъема корпуса для постановки самолета на шасси, через каждые 20 см поднятия выкладывали для страховки по ряду массивных шпал — конструкции из них под крылом самолета в результате достигали 4 м.

— Поразило, как можно было спроектировать такой самолет. И это в те годы, когда отсутствовало компьютерное проектирование, 3D-моделирования не было, — восхищается Габитов. — Причем нюанс в авиации — все очень точное, просто так деталь не войдет с люфтом — "болтается, ты засунул, потом затянули, и все". Нет. Тут настолько все точно, что в некоторых узлах нам приходилось болгаркой подтачивать, чтобы был хоть какой-то люфт.

Сюрпризы для реконструкторов

Некоторые детали оказались при сборке в состоянии, что называется, в хлам, показывает Ринат на груду тонких и местами разрушенных пластин. Где-то алюминий с годами стал превращаться в труху. Но их все равно восстанавливают — доращивают металл, выправляют.

— А многих элементов и нет: вот стабилизатор идет-идет гладенький, а потом — бах! И до хвоста такого куска нет. Его надо изготавливать. На это надо день, — кивает он. Но подчеркнул: задача — поставить максимально оригинальные детали.

— Внешность полностью сохранилась, — оценил работу Сергей Боровков. Заглядываем с Габитовым внутрь самолета — остался и характерный запах старого топлива, подмечает он. В дальнейшем машина получит и маскировочный серо-белый окрас. Кроме того, планируется восстановить кабину, сделав и ее экскурсионным объектом. Самолет расположится на небольшом постаменте на площадке у музея "Крылья Победы".

Анатолий Жихарев подчеркнул, что наряду с другими порезанными самолетами и этот мог "уйти в никуда", но благодаря музею и команде реставраторов останется для будущих поколений.

— Мне приходилось заниматься транспортировкой и сбором старого самолета — я был командиром дивизии в Энгельсе, и мы перевозили старый Ту-22, Ту-134УБЛ в Парк Победы в Саратов — это была целая эпопея, хотя мы старались побольше болты раскрутить. А здесь же — я подходил к этому самолету — его просто распилили. И собрать такой самолет — это вершина сложности, это какие должны быть мастера! Чтобы восстановить этот самолет, нужно приложить колоссальные усилия, это очень сложная задача, — оценил он работу реставраторов.

— Этот самолет для нас очень важен, потому что он закладывает ядро следующего нашего большого экспозиционного проекта, посвященного реактивной авиации, — рассказывает руководитель отдела экспозиции комплекса. — Главные экспонаты ее уже представлены — Ту-16 и М-4. Это бомбардировщики, соответственно, когда они выполняют какое-то свое боевое задание, их должны сопровождать — желательно, чтобы это были истребители. Есть у нас идея две эти группы собрать — два Як будут сопровождать Ту-16 и два МиГа будут стоять позади М-4. И еще три бомбардировщика планируется, в их числе Ту-22.

Уже сейчас самолет вызывает любопытство у прохожих, говорит Габитов. По краям площадки у ограждения словно в доказательство кучкуется ребятня, тыча пальцами в сторону бомбардировщика.

— Сколько собираем его — люди вокруг ходят. Я удивлялся, что даже девушки, женщины, которым, казалось бы, техника вообще неинтересна, с фотоаппаратами по кругу — чик-чик-чик, как шпионы прямо. А рядом Ми-29 стоит полностью собран — мимо проходят, — улыбается инженер.

Историкам еще предстоит узнать все тайны и судьбу знакового самолета и его летчиков. И кто знает, что расскажет в дальнейшем номер на хвосте машины, обнажившийся под напором пескоструя, о страницах нашей истории, свидетелем которых самолет стал?

"Мой порядковый номер на рукаве…" — продолжает тем временем играть колонка на площадке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком



Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer