Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уже "Крикун", а будет ли "шах и мат" – посмотрим


10 августа 2021 года Валерий Смирнов, Военно-промышленный курьер


Ажиотаж вокруг нового российского самолета Checkmate нарастает. Словно получив отмашку от руководства, отечественные СМИ наперебой перечисляют достоинства и технические совершенства новой машины, которая еще не то что не летала, но даже не делала пробежек по аэродрому. Эксперты, полуэксперты, аналитики и просто журналисты, весьма далекие от боевой авиации, соревнуясь друг с другом, взахлеб расхваливают Checkmate, показанный на авиасалоне «МАКС-2021». Дописались уже до того, что новый самолет называют «убийцей» F-35. В «Википедии» даже появилась страничка, посвященная Су-75 «Checkmate».

Ажиотаж вокруг нового российского самолета Checkmate нарастает. Словно получив отмашку от руководства, отечественные СМИ наперебой перечисляют достоинства и технические совершенства новой машины, которая еще не то что не летала, но даже не делала пробежек по аэродрому. Эксперты, полуэксперты, аналитики и просто журналисты, весьма далекие от боевой авиации, соревнуясь друг с другом, взахлеб расхваливают Checkmate, показанный на авиасалоне «МАКС-2021». Дописались уже до того, что новый самолет называют «убийцей» F-35. В «Википедии» даже появилась страничка, посвященная Су-75 «Checkmate».

Чучело или тушка?

Что имеем? Checkmate – это коммерческое название однодвигательного легкого тактического истребителя, созданного по технологии «стелс», который, возможно, получит внутреннее обозначение – Су-75. Истребитель разрабатывался в инициативном порядке ПАО «Сухой» с прицелом на ВКС России и в расчете на иностранный рынок. Грамотно с точки зрения маркетинга была спланирована утечка информации в Сеть еще до начала выставки. Выстроен отдельный павильон с подиумом и лазерной подсветкой. Самолет очень кстати подоспел к авиасалону и с большой помпой был представлен первому лицу государства. Владимир Путин с интересом осмотрел машину, но обещаний о господдержке или госзаказе высказано не было. Во всяком случае, такой информации на сегодня нет. Министерство обороны тоже не проявило интерес к проекту.

Но генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь настроены очень оптимистично. Заявлены сроки начала летных испытаний Checkmate – 2023 год, и год запуска самолета в серийное производство – 2026-й. Для подобных заявлений нужны веские основания, ведь разработка такой машины без инвестиций собственного государства или заинтересованных стран является рискованным делом. Хотя вице-премьер Юрий Борисов сообщил «Интерфаксу», что заказчик на новый самолет уже есть, правда, не уточнил, из какой страны. Складывается впечатление, что Ростех и ОАК, уже имея, что вполне вероятно, иностранного инвестора, рассчитывали на господдержку или госзаказ в лице Министерства обороны.

По образцу, представленному на выставке, сложно понять, что же было выставлено: натурный макет, демонстратор или же подсобранный образец, который доведут до летного состояния. Полумрак в ангаре, ограждение, не позволяющее подойти ближе, и цветная подсветка не давали возможности толком рассмотреть экспонат и сделать однозначные выводы. И мнения экспертов разошлись по этому поводу. Юрий Слюсарь, а также заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов утверждают, что это опытный образец и именно он поднимется в воздух меньше чем через год. Вероятно, у ПАО «Сухой» есть еще один экземпляр, на котором проводят статические испытания конструкции, так как при этом вся конструкция или ее часть, как правило, разрушается. И никуда полететь, понятное дело, он уже не сможет.

Заместитель главного конструктора самолета Алексей Булатов, которого цитирует ТАСС, сказал следующее: «Перед вами стоит образец – это не просто макет, это не просто демонстратор. Это самолет, который в воздух и поднимется. Необходимы, конечно, работы по подготовке его к полету. Меньше чем через год у нас закончатся статические испытания самолета, которые позволят нам выйти на организацию первого полета».

Су-75 и Су-57 – что общего

Проект под названием Checkmate может повторить судьбу самолета Су-57 и танка Т-14 «Армата». При всех очевидных достоинствах этих машин Министерство обороны не торопится заказывать их для себя, во всяком случае, в массовом порядке. Это настораживает и отпугивает потенциальных покупателей. И Су-57, и «Армата» Т-14 были с помпой представлены и на выставках, и на парадах в течение не одного года. Но до сих пор «Армат» в армии ровно столько, сколько нужно для парадного строя на Красной площади, а Су-57 не больше того, сколько необходимо для показа на авиасалонах. Министерство обороны занимается модернизацией танков Т-72 и Т-80, заказывает традиционные для ВКС РФ тяжелые двухдвигательные истребители Су-30 и Су-35 и не торопится осваивать новинки. Учитывая все это, не спешат покупать технику и иностранцы.

Бюджетное пятое

Организаторами шоу под названием Checkmate были озвучены летные и технические характеристики новинки, которые подхватили мейнстримовские СМИ, выдавая их как уже подтвержденные. Заявленные производителем данные действительно впечатляют, особенно потолок и дальность полета, но следует понимать, что расчетные теоретические выкладки могут быть весьма далеки от результатов, полученных в ходе испытаний. И это касается не только летно-технических данных, но и заявленной стоимости самолета.

Ведущие российские информационные агентства записали Checkmate в основные конкуренты Dassault Rafale, JAS 39 Gripen и самолетам пятого поколения Lockheed Martin F-35 и китайскому Shenyang J-35. Даются прогнозы, что российский самолет станет бюджетным вариантом однодвигательного самолета пятого поколения, созданного по технологии «стелс» для стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Латинской Америки. Именно поэтому на авиасалоне «МАКС-2021» в ангар с новым самолетом постоянно привозили многочисленные иностранные делегации.

Зарубежная пресса

За характерную форму воздухозаборника иностранная пресса окрестила новый самолет Screamer («Крикун»).

Обозреватели журнала Military Watch Magazine, ссылаясь на источник, близкий к российской оборонной промышленности, уверенно называют Объединенные Арабские Эмираты инвестором и основным заказчиком Checkmate. При этом проводится параллель с разработкой китайского самолета JF-17 для Пакистана на деньги заказчика, заинтересованного в этом самолете.

В феврале 2017 года Россия и ОАЭ на выставке IDEX 2017 заявляли о начале совместной разработки самолета пятого поколения. Однако американцы предложили арабам свой F-35 на интересных условиях, и от программы арабы вроде как отказались. Сейчас у Эмиратов стоят на вооружении французские самолеты Mirage 2000 и легкие американские F-16E Desert Falcon. Вполне вероятно, по мнению обозревателей Military Watch, что Эмираты возьмут на вооружение оба самолета – и американский F-35, и разрабатываемый Checkmate. Таким образом они смогут заменить основные самолеты, стоящие на вооружении, и снизить зависимость своих ВВС от поставок только одной страны.

Военный эксперт журнала The National Interest Марк Епископос отмечает, что новая российская разработка имеет хороший экспортный потенциал. Даже в случае неизбежного подорожания самолета в ходе испытаний и запуска в серию Checkmate может составить сильную конкуренцию американскому и китайскому «стелсам». И если заявленная стоимость в 25–30 миллионов долларов будет просто базовой ценой без учета конфигурации, состава оборудования и вооружения для конкретного заказчика, то и в этом случае самолет дешевле двухдвигательных Су-35С и Су-57 и, несомненно, вызовет интерес на рынке вооружений.

Другой журналист, пишущий для NI, Себастиан Роблин, более осторожен в своих высказываниях и оценках перспектив нового самолета. В качестве примера он приводит историю разработки и закупок самолета Су-57. До сих пор этот самолет не получил свои запроектированные двигатели, а Министерство обороны не торопится его заказывать. В результате есть заказ на 78 машин, но за прошлый год было выпущено всего четыре экземпляра, и этот факт плохо сказывается на экспорте самолета. Заказчики более склонны доверять машине, которая стоит на вооружении самой страны-производителя. В таком случае уже отлажена система поставок частей и оборудования для ремонта и обслуживания техники и не возникнет проблем с эксплуатацией самолета в других странах.

Отсутствие государственного финансирования тоже плохо сказывается на возможности продвижения новой техники на международном рынке. Слишком оптимистичны также, по мнению Себастиана Роблина, заявления руководства Ростеха и ОАК о запуске Chekmate в серийное производство к 2026 году. Существующие производственные линии загружены сборкой других самолетов «Сухого», и для запуска в серию новой машины понадобится развертывание нового производства.

На момент написания статьи стало известно, что генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь определил завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) как базовый для производства нового Су-75. На сегодняшний день завод производит Су-35С и Су-57.

Окажется ли новый самолет, метко прозванный в зарубежной печати «Крикуном», шахом и матом своим зарубежным аналогам – покажет время.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer