По одной из версий экспертов авиационной отрасли, причина крушения грузопассажирского самолета Ан-26 — техническое состояние самолета, выпущенного еще в 1982 году. В региональных пассажирских авиаперевозках в России сегодня эксплуатируются 74 самолета Ан-24 и Ан-26 из того же модельного ряда, что и борт, разбившийся утром 6 июля вблизи поселка Палана на Камчатке. Однако компании и дальше будут использовать судна этой модели — альтернатива им появится только в 2025 году, рассказали «Известиям» специалисты. Впрочем, эту версию подверг сомнению министр транспорта Владимир Савельев. Вечером 7 июля он заявил об «абсолютной летной годности» разбившегося самолета. Проблема не в качестве техники как таковой, а в том, как она обслуживается и как эксплуатируется в региональных компаниях, говорят эксперты.
Фактор ветра
Эксперты, изучившие обстоятельства катастрофы, рассматривают сейчас три версии произошедшего. Заместитель гендиректора АО «Камчатское авиационное предприятие» Сергей Горб убежден, что всему виной «сильный боковой ветер» — его слова приводит официальный сайт правительства Камчатского края. Этот ветер с небольшими перерывами не утихает и на второй день после аварии, из-за него вечером 6 июля спасателям пришлось на несколько часов отложить поиски.
Причиной авиапроисшествия также может быть ошибка пилота — 35-летнего Дмитрия Никифорова. Как сообщил «Известиям» источник, близкий к следствию, вместо того чтобы следовать штатным схемам захода на посадку, пилот пытался сократить маршрут, используя для этого нештатный навигатор. В результате борт врезался в сопку Пятибратка.
Президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук в беседе с «Известиями» был категоричен.
"Прежде чем обвинять пилота, нужно разобраться с техникой, на которой вынуждены летать экипажи таких компаний", — сказал он.
От дальнейших комментариев собеседник «Известий» отказался, и его реакция понятна: на борту погибшего самолета в качестве бортмеханика находился член президиума Профсоюза летного состава России Рюстем Завгаров.
Правительственную комиссию по факту происшествия возглавил министр транспорта Владимир Савельев. Он и руководитель Росавиации Александр Нерадько в среду прибыли в Палану — административный центр Камчатского края.
Мощная камчатская база
Третью версию экспертов — техническую неисправность Ан-26 — подверг сомнению министр транспорта Владимир Савельев. Вечером 7 июля он заявил об «абсолютной летной годности» разбившегося самолета.
Завкафедрой «Безопасность полетов в гражданской авиации» Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Анатолий Костылев также считает, что неисправный самолет в небе — большая редкость, а катастрофы, подобные камчатской, происходят во всем мире каждый год.
"Даже есть такая дисциплина — проблема столкновения исправных воздушных судов с землей", — сказал эксперт.
Как заметил председатель совета директоров Национальной ассоциации объединений офицеров запаса вооруженных сил Владимир Богатырев, самолеты Ан-24 и Ан-26 надежны, у модели «отличный двигатель». Проблема не в качестве техники как таковой, а в том, как она обслуживается и как эксплуатируется в региональных компаниях.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, отвечая на вопросы «Известий», заявил, что «Камчатское авиапредприятие» не могло выпустить в рейс неисправное судно. По словам собеседника издания, именно у КАП самая мощная на Дальнем Востоке авиатехническая база и большие возможности по видам и объемам работ и диагностике.
Альтернатива Ан-26 и Як-40
В реестре эксплуатантов и воздушных судов на сайте Росавиации, по данным на 6 июня, «Известия» обнаружили девять авиакомпаний, использующих самолеты Ан-24 и Ан-26, — всего таких воздушных судов 74.
В парке КАП пять самолетов АН-26. Все они находятся в состоянии летной годности.
"У разбившегося самолета даже не было проблем по остатку летного ресурса", — отметил Олег Пантелеев.
Также на Камчатке летают на Як-40 примерно того же возраста, и отказаться от этих самолетов ни камчатская компания, ни другие в ближайшее время не смогут, уверен эксперт.
Олег Пантелеев пояснил «Известиям», что сегодня в мире не выпускают пассажирские самолеты на 40–50 мест, способные садиться на размокающий грунт — именно такое аэродромное покрытие всё еще часто встречается в отдаленных городах и поселках нашей страны. В марте 2021 года появилась информация о том, что в 2025 году Уральский завод гражданской авиации выпустит в продажу самолет ТВРС-44, обладающий теми же свойствами. А пока что в регионах по-прежнему будут возить пассажиров на 40-летних судах.
Кстати, делают они это успешно. По итогам 2020 года в списке перевозчиков, оказавшихся «в плюсе», большинство — региональные компании, а крупным год пандемии дался труднее. Причина в том, что внутрирегиональные перевозки субсидируются из местных бюджетов, иначе цены на билеты будут неподъемными для населения. Это же относится и к «Камчатскому авиапредприятию».
Тема региональных авиаперевозок на Камчатке уже звучала на федеральном уровне. 15 августа 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин после встречи с общественностью Петропавловска-Камчатского поручил правительству РФ проработать вопрос субсидирования малой авиации для районов Крайнего Севера. Этому решению предшествовала встреча премьера с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым. Глава региона заявил, что для полуострова малая авиация — «жизненная необходимость», и попросил предусмотреть федеральную поддержку нерегулярного авиасообщения в труднодоступных районах.
«Известия» направили в правительство РФ запрос о мерах, принятых кабинетом министров.
Соболезнования и компенсации
По данным МЧС, до конца дня 7 июля спасатели подняли со дна Охотского моря тела 19 погибших. Одного из них, мужчину 2004 года рождения, опознали местные жители. Глава правительственной комиссии Владимир Савельев сделал официальное заявление о том, что погибли все 28 человек, находящихся на борту Ан-26.
Утром 7 июля президент России Владимир Путин выразил соболезнования губернатору Камчатского края Владимиру Солодову.
— С прискорбием узнал о катастрофе самолета Ан-26 вблизи города Петропавловск-Камчатский. Эта трагедия оборвала жизни членов экипажа и пассажиров, принесла безмерное горе утраты их родным. Прошу передать слова сочувствия и поддержки семьям и близким погибших, — говорится в телеграмме от имени президента.
Во второй половине дня руководитель Минтранса Владимир Савельев, как председатель правительственной комиссии по оказанию помощи семьям погибших, доложил главе государства о ходе работы комиссии.
"Министр совместно с губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым встретились и ответили на вопросы родственников погибших", — сообщила «Известиям» пресс-служба Минтранса.
Принято решение оказать всем родственникам погибших финансовую поддержку в общей сумме по 3 млн 525 тыс. рублей каждой семье. В том числе от властей Камчатского края на каждого погибшего выплаты составят по 500 тыс. рублей. Кроме того, авиакомпания «Камчатское авиационное предприятие» приняла решение о выплате по 1 млн рублей за каждого погибшего. Родственникам также положены страховые выплаты в размере 2 млн 25 тыс. рублей и дополнительные выплаты, если погибшие родственники в момент крушения выполняли трудовые обязанности.
Правительству Камчатского края поручено организовать размещение родственников погибших, прибывших к месту трагедии, а при необходимости — отправку тел к местам погребения.