Проект Ил-96-400М является важным начинанием для российской гражданской авиации, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров.
Россия создает Ил-96-400М
Заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов посетил Воронежский авиазавод, где осмотрел летно-испытательную станцию, поднялся на борт Ил-96-300 и посетил цеха, где строятся Ил-112В и опытный образец Ил-96-400М. Сообщается, что предприятие собирается в течение 2021 года завершить строительство Ил-96-400М.
Первоначально модификация Ил-96-400М называлась Ил-496. Проект предусматривает полное обновление авионики, что позволит сократить экипаж лайнера до стандартных для современного рынка двух человек. Сегодня семейство Ил-96 обслуживают три человека.
Проект был предложен в середине десятых годов в рамках стартовавших проектов по импортозамещению. В сентябре 2017 года на него из средств федерального бюджета выделили 1,5 млрд рублей, но в первоначальные сроки работы не были выполнены.
Планировалось закончить первый опытный самолет к 2019 году, а в 2020 году начать серийное производство обновленной версии Ил-96.
Планы по серийному производству сохраняются, в Воронеже говорят про 2023 год, но есть вопросы по коммерческой привлекательности лайнера. РФ создаст модернизированный вариант Ил-96 и может наладить его производство, но будет ли спрос на машины?
Новые машины нужны специальному летному отряду «Россия». В президентском авиапарке на сегодня 11 лайнеров типа Ил-96, которые можно заменить на новую модификацию, но в целом это ограниченный рынок, неспособный оправдать серийное производство.
Проблемой Ил-86 и его развития – Ил-96 является четырехдвигательная компоновка. Первый советский широкофюзеляжный лайнер создавался, ориентируясь на Boeing-747, но уже в восьмидесятые годы началась эра двухдвигательных магистральных лайнеров.
Началось это с Airbus-A310, после которого все широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры в мире, за исключением циклопического A380, создавались в рамках двухдвигательной компоновки – она значительно дешевле в коммерческой эксплуатации.
Неэкономичность и двигатели – это бич советской гражданской авиации. Если до 1991 года это не было проблемой – рынки были поделены политическими системами, – то с распадом СССР дело обернулось сворачиванием российского гражданского авиастроения.
Ил-96-400М является развитием лайнера, который не был востребован на рынке, но для России это важный проект, позволяющий сохранить компетенции по созданию больших гражданских самолетов, что может пригодиться в будущем.
У модернизации Ил-96 есть будущее
«Семейство Ил-96 уходит корнями в Ил-86, являющийся одним из самых надежных самолетов в мире. Ил-86 и Ил-96 не соответствуют современным требованиям по экономичности: в России нет подходящей силовой установки для двухдвигательной компоновки, поэтому данные лайнеры вынуждены продолжать летать на четырех двигателях», – констатирует Гусаров.
Ил-96-400М является удлиненной версией Ил-96-300, рассчитанной на перевозку от 300 до 435 пассажиров на расстояние до девяти тысяч км. Машина должна была стать флагманом советской гражданской авиации, но из-за распада СССР серийно производилась с 1988 по 1993 год.
Всего выпущена 31 машина. Кроме спецотряда «Россия», он эксплуатируется кубинским национальным авиаперевозчиком Cubana.
«Ил-96-400М – это очень большой широкофюзеляжный самолет. В рамках проекта перерабатываются системы, бортовое оборудование, машина должна быть приведена к современному виду. Если мы посмотрим на западные гражданские самолеты, то в них них идут аналогичные процессы. Все лайнеры модернизируются, молодых по срокам разработки самолетов там нет», – заключает Гусаров.
Ярким примером является платформа Boeing-737, выпускающаяся с шестидесятых годов и пережившая смену четырех поколений. Пусть это и среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер, для мирового авиапрома развитие платформ – это нормально.
Однако у нас нестандартная ситуация, мы возвращаемся к машинам, от которых в РФ отказались и десятилетия не развивали. В такой ситуации сложно наверстать упущенное, но для Москвы важно сохранение компетенций.
«До недавнего времени в некоторых модификациях производился Boeing-747, который старше Ил-96 в два раза. Мы имеем хорошую конструкцию, надежный самолет, а единственный вопрос заключается в двигателях», – резюмирует Гусаров.
Смысл проекта Ил-96-400М заключается в сохранении компетенций, переработке конструкций (параллельно происходит ее оцифровка и замена старых материалов на новые) и полном переоснащении оборудования лайнера.
«В перспективе возможна установка двигателя ПД-35 – его обещают разработать к 2025-2026 годам. Это силовая установка такой размерности и тяги, позволяющая сделать Ил-96-400М двухдвигательным лайнером», – констатирует Гусаров.
В случае успеха проекта ПД-35 мы можем в виде Ил-96-400М в сжатые сроки получить современный двухдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который будет конкурентоспособен на мировом рынке.
«Проект Ил-96-400М работает как на сохранение компетенций, так и на перспективу», – заключает Гусаров.