Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МКС подправили орбиту


30 июля 2021 года Иван Якунин, КоммерсантЪ


Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Шел 1995 год. Борис Ельцин и Леонид Кучма разделяют черноморский флот, начинается первая чеченская война. Россия создает таможенный союз с Белоруссией, убивают Владислава Листьева. А Российское космическое агентство начинает строить модуль «Наука», который, даже по самым визионерским меркам, должны будут запустить в 2010-м. Изначально эта конструкция предполагалась как грузовой отсек, но со временем стало понятно, что такой малофункциональный фрагмент космонавтам не нужен. В итоге теперь, по заверениям Дмитрия Рогозина, на нем установлена современнейшая электроника. Но и из 90-х кое-что осталось, признался “Ъ FM” советник гендиректора РКК «Энергия» Александр Александров. Он занимался разработкой модуля и обучал пилотов обращаться с ним.

«Были, конечно, причины и экономического характера. Менялась концепция. Также у нас были отклонения от того, что мы хотели бы сделать, а получали другое. Были замечания и по двигательной установке.

Время шло, модуль стоял, прибавлялись задачи.

Они модернизировались, менялись. Но, тем не менее, мы все-таки пришли к финишу. Корпус был сделан действительно в те самые 90-е годы, и надо было его постоянно сертифицировать, если мы хотели, чтобы он летел в будущих 2000-х годах. Но система управления двигателями и вся математика были переделаны практически заново», — вспоминает Александров.

Но именно с двигателями и возникли главные проблемы. И об этом стало известно вовсе не от Роскосмоса. Дело в том, что на модуле находится роботизированная рука, сделанная в Европе: своей такой у России нет. Поэтому Европейское космическое агентство как регулятор следило за запуском «Науки» к МКС и отчитывалось о состоянии систем. Так публика, например, узнала о недостающих данных телеметрии.

Но модуль в итоге долетел, и тут началось самое интересное. Когда не надо, вдруг заработал двигатель. Космонавтам, чтобы компенсировать воздействие тяги, пришлось запускать два других модуля. В итоге станция осталась на нужной высоте, но не без последствий. NASA из-за инцидента пришлось отложить запуск своего корабля к МКС — видимо, нужно переделывать расчеты. Роскосмос сообщил, что специалисты просто работали с остатками топлива, но такие случаи чреваты серьезными последствиями, говорит инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев:

«Вообще, работа любых двигателей может быть опасна как минимум отклонением орбиты и ее последующей корректировкой.

И в целом это затратная история, потому что мы измеряем в количестве массы, которую нужно отправить на определенную высоту, и, естественно, любое движение, особенно незапланированное, измеряется в количестве потраченного топлива. Но сомнительно, что в подобных ситуациях что-то действительно угрожает жизни пилотов».

По итогу у россиян на МКС теперь есть новый модуль для экспериментов весом 20 т. Там имеются 14 рабочих мест, но на станции всего семь человек. Особенность «Науки» в том, что она — как конструктор: под каждое исследование можно устанавливать новое оборудование.

Это сильное подспорье, соглашается научный журналист Виталий Егоров:

«Сама “Наука” — не научный прибор, это средство для проведения научных экспериментов. На ней установлены современные рабочие места, которые можно менять. То есть привез на станцию, поставил, провел эксперимент, увез обратно. Раньше это тоже можно было делать, но, во-первых, в российском сегменте места не хватало, а, во-вторых, сейчас готовить эксперименты можно проще, дешевле и быстрее».

Парадокс в том, что Россия обещала вскоре выйти из проекта МКС, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Предыдущий модуль, который стоял на месте «Науки», затопили в Тихом океане. То же ждет и российскую установку, полагает ученый:

«На совещании президента в апреле был поставлен срок действия нашего участия в МКС — до 2024-2025 года. А это означает, что наш российский блок нужно отстыковывать и, видимо, затопить».

Но руководство Роскосмоса это не останавливает. Дмитрий Рогозин заявил, что уже осенью к МКС полетит еще один российский модуль, под названием «Причал». Он будет служить для приема космических кораблей. Выдержит ли станция новую стыковку — неизвестно. И поддержат ли в NASA Рогозина после инцидента с «Наукой», неясно. Но пока у России нет своей орбитальной станции, МКС — единственная цель.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer