Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МКС подправили орбиту


30 июля 2021 года Иван Якунин, КоммерсантЪ


Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Дмитрий Рогозин анонсировал отправку нового модуля на Международную космическую станцию (МКС). Хотя предыдущий блок долетел до цели с проблемами, а после стыковки спровоцировал внештатную ситуацию. Модуль «Наука» присоединился к станции накануне. За его доставкой на орбиту пристально следили, потому что из-за сбоя в полете у него не запустился один из двигателей. Стыковка состоялась, но система вновь повела себя непредсказуемо: двигатель вдруг запустился и начал отклонять станцию с курса. Дмитрий Рогозин признавал проблемы модуля «Наука», который не могли ввести в эксплуатацию больше 25 лет. Его историю расскажет Иван Якунин.

Шел 1995 год. Борис Ельцин и Леонид Кучма разделяют черноморский флот, начинается первая чеченская война. Россия создает таможенный союз с Белоруссией, убивают Владислава Листьева. А Российское космическое агентство начинает строить модуль «Наука», который, даже по самым визионерским меркам, должны будут запустить в 2010-м. Изначально эта конструкция предполагалась как грузовой отсек, но со временем стало понятно, что такой малофункциональный фрагмент космонавтам не нужен. В итоге теперь, по заверениям Дмитрия Рогозина, на нем установлена современнейшая электроника. Но и из 90-х кое-что осталось, признался “Ъ FM” советник гендиректора РКК «Энергия» Александр Александров. Он занимался разработкой модуля и обучал пилотов обращаться с ним.

«Были, конечно, причины и экономического характера. Менялась концепция. Также у нас были отклонения от того, что мы хотели бы сделать, а получали другое. Были замечания и по двигательной установке.

Время шло, модуль стоял, прибавлялись задачи.

Они модернизировались, менялись. Но, тем не менее, мы все-таки пришли к финишу. Корпус был сделан действительно в те самые 90-е годы, и надо было его постоянно сертифицировать, если мы хотели, чтобы он летел в будущих 2000-х годах. Но система управления двигателями и вся математика были переделаны практически заново», — вспоминает Александров.

Но именно с двигателями и возникли главные проблемы. И об этом стало известно вовсе не от Роскосмоса. Дело в том, что на модуле находится роботизированная рука, сделанная в Европе: своей такой у России нет. Поэтому Европейское космическое агентство как регулятор следило за запуском «Науки» к МКС и отчитывалось о состоянии систем. Так публика, например, узнала о недостающих данных телеметрии.

Но модуль в итоге долетел, и тут началось самое интересное. Когда не надо, вдруг заработал двигатель. Космонавтам, чтобы компенсировать воздействие тяги, пришлось запускать два других модуля. В итоге станция осталась на нужной высоте, но не без последствий. NASA из-за инцидента пришлось отложить запуск своего корабля к МКС — видимо, нужно переделывать расчеты. Роскосмос сообщил, что специалисты просто работали с остатками топлива, но такие случаи чреваты серьезными последствиями, говорит инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев:

«Вообще, работа любых двигателей может быть опасна как минимум отклонением орбиты и ее последующей корректировкой.

И в целом это затратная история, потому что мы измеряем в количестве массы, которую нужно отправить на определенную высоту, и, естественно, любое движение, особенно незапланированное, измеряется в количестве потраченного топлива. Но сомнительно, что в подобных ситуациях что-то действительно угрожает жизни пилотов».

По итогу у россиян на МКС теперь есть новый модуль для экспериментов весом 20 т. Там имеются 14 рабочих мест, но на станции всего семь человек. Особенность «Науки» в том, что она — как конструктор: под каждое исследование можно устанавливать новое оборудование.

Это сильное подспорье, соглашается научный журналист Виталий Егоров:

«Сама “Наука” — не научный прибор, это средство для проведения научных экспериментов. На ней установлены современные рабочие места, которые можно менять. То есть привез на станцию, поставил, провел эксперимент, увез обратно. Раньше это тоже можно было делать, но, во-первых, в российском сегменте места не хватало, а, во-вторых, сейчас готовить эксперименты можно проще, дешевле и быстрее».

Парадокс в том, что Россия обещала вскоре выйти из проекта МКС, напоминает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Предыдущий модуль, который стоял на месте «Науки», затопили в Тихом океане. То же ждет и российскую установку, полагает ученый:

«На совещании президента в апреле был поставлен срок действия нашего участия в МКС — до 2024-2025 года. А это означает, что наш российский блок нужно отстыковывать и, видимо, затопить».

Но руководство Роскосмоса это не останавливает. Дмитрий Рогозин заявил, что уже осенью к МКС полетит еще один российский модуль, под названием «Причал». Он будет служить для приема космических кораблей. Выдержит ли станция новую стыковку — неизвестно. И поддержат ли в NASA Рогозина после инцидента с «Наукой», неясно. Но пока у России нет своей орбитальной станции, МКС — единственная цель.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer