Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Куда ты, "Наука"? Почему российский модуль пытался улететь с МКС


30 июля 2021 года Сергей Кузнецов, N+1


История путешествия российского модуля «Наука» к Международной космической станции заканчивается драматично: вчера вечером, через несколько часов после успешной стыковки, модуль внезапно включил двигатели и начал поворачивать МКС. Модуль удалось укротить, ориентация станции восстановлена, повреждений не обнаружено, экипаж в безопасности. Рассказываем, что известно на этот час.


Такое уже было

Вчерашний инцидент — не первый подобный в истории МКС. Вечером 9 июня 2015 года, во время рутинной проверки систем связи между станцией и пристыкованным к ней кораблем «Союз ТМА-15М» двигатели корабля неожиданно включились, из-за чего ориентация МКС в пространстве начала меняться. Двигатели тогда быстро заглушили и ориентацию станции восстановили. О причинах инцидента официально не сообщалось, но ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники сообщал, что двигатели ориентации «Союза» включились во время тестирования системы автоматической системы «Курс», а причина случившегося — ошибка в программе.

История путешествия российского модуля «Наука» к Международной космической станции заканчивается драматично: вчера вечером, через несколько часов после успешной стыковки, модуль внезапно включил двигатели и начал поворачивать МКС. Модуль удалось укротить, ориентация станции восстановлена, повреждений не обнаружено, экипаж в безопасности. Рассказываем, что известно на этот час.

Как это было?

Модуль «Наука» пристыковался к надирному стыковочному узлу в переходном отсеке (ПхО) служебного модуля «Звезда» в 16:29 по московскому времени.

Стыковка прошла благополучно, хотя и не без драмы: когда до станции оставалось примерно 10 метров, крен МЛМ достиг 7 градусов — больше расчетного, и руководитель полета Владимир Соловьев сказал космонавту Олегу Новицкому, чтобы он перешел на ручной режим стыковки. Однако в этот момент автоматика начала сама выправлять крен, и Соловьев остановил Новицкого. В итоге вся процедура прошла без переключения на телеоператорный режим управления.

На этом путешествие «Науки», стартовавшей с Байконура 21 июля, закончилось. Открыть люки модуля планировалось вечером — до этого момента космонавтам предстояло еще многое сделать. И вот когда они наконец перешли к люкам, (по одним данным, открывали внутренний люк переходного отсека, по другим — занимались подключением компьютерной системы МЛМ к системе станции), «Наука» включила двигатели.

События, как рассказал на пресс-конференции через четыре часа представитель NASA Джоэл Монталбано, развивались так: в 19:34 по московскому времени системы МКС зафиксировали отклонение станции от нормального положения. По всей видимости, именно в этот момент «Наука» запустила двигатели, но ни экипаж, ни операторы еще не заметили этого.

Ориентацию станции поддерживают гиродины — гироскопы, установленные на американском сегменте. Но они не смогли перебороть силу, отклоняющую МКС от заданного положения.

В 19:42 отклонение превысило допустимый порог и автоматика выдала сигнал тревоги. Гиродины отключились, управление станцией взял на себя российский сегмент и модуль «Звезда» запустил двигатели, чтобы противодействовать «Науке». В течение следующих 45 минут российский ЦУП пытался отключить двигатели МЛМ. В некоторые моменты угловая скорость движения станции достигала 0,5 градуса в секунду.

В 20:29 двигатели «Науки» наконец замолкли, и российский ЦУП с помощью грузового корабля «Прогресс МС-17», пристыкованного к ПхО с противоположной стороны от «Науки», привел станцию в исходную ориентацию. 
   
По словам Монталбано, никаких видимых повреждений конструкции станции не замечено, а экипаж не был в опасности. Более того, на МКС о «дуэли» между «Звездой» и «Наукой» вообще узнали от ЦУПа в Хьюстоне — сами обитатели станции ничего подозрительного не заметили.
Роскосмос утром в пятницу сообщил, что специалисты главной оперативной группы управления (ГОГУ) «завершают комплекс процедур с двигательной установкой модуля „Наука“ в интересах безусловного обеспечения безопасности как Международной космической станции, так и всего экипажа», а открытие люков в переходный отсек (а потом и в МЛМ) запланированы на этот вечер. 

Что это было?

Причины самопроизвольного включения двигателей «Науки» пока официально не названы.

Согласно материалам российского ЦУПа, имеющимся в распоряжении N + 1, после стыковки была «зафиксирована некорректная работа программного обеспечения МЛМ».

Именно в результате этой некорректной работы «произошел несанкционированный запуск двигателей» модуля "Наука"». Как сказано в документе, самопроизвольно включились не главные двигатели (ДКС, двигатели коррекции и сближения) модуля тягой 4,09 килоньютона каждый, а значительно менее мощные двигатели причаливания и стабилизации (ДПС), тяга каждого из которых — 392 ньютона (подробнее о двигателях «Науки» читайте в нашем блоге). Сколько именно двигателей ДПС из 24 имеющихся включилось — не уточняется.
   
Двигатели работали на отвод — то есть пытались оттянуть МЛМ от стыковочного узла. Модуль пристыкован к станции «снизу» (относительно Земли), поэтому можно предположить, что МКС начала поворачиваться в вертикальной плоскости (по тангажу). По российским данным, скорость вращения станции была даже выше, чем по информации NASA — 0,6 градуса в секунду. NASA считает, что отклонение МКС от нормальной ориентации составило 45 градусов, в материалах ЦУПа говорится о развороте на 160 градусов (без уточнения в какой плоскости).
МЛМ выключил двигатели самостоятельно, а не по команде с Земли — у модуля просто закончилось все топливо в баках высокого давления. (Всего на борту МЛМ шесть баков для горючего и окислителя — четыре низкого давления, из них топливо поступает в ДКС, и два — высокого, оттуда топливо поступает в ДПС, которые и включились вечером в четверг).

Сколько точно топлива оставалось в баках «Науки» на момент стыковки неизвестно, но можно сделать предположение. На экране системы управления модулем слева, в пятой строчке сверху после буквы P есть число, значение которого меняется только тогда, когда включаются двигатели. Причем оно всегда меняется только в сторону уменьшения.
   
Момент включения определить очень легко — в центре экрана в этот момент загорается надпись ДПО ВКЛ. Можно предположить, что это число означает именно остаток топлива (убедиться, что это происходит не только в случае «Науки», можно, посмотрев вот это видео). Так что «Наука» могла сжечь около 500 килограммов топлива — в момент стыковки именно это значение было на экране.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer