Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пассажир без паспорта


23 июля 2021 года Михаил Козачков, Время


Серьезный скандал назревает в гражданской авиации Казахстана. Как стало известно нашему корреспонденту, в главной транспортной прокуратуре начали проверку инцидента, случившегося в начале июля. Выяснилось, что пассажир авиакомпании “Эйр Астана” приобрел билет на рейс Актобе - Алматы в бизнес-классе, но пропустил время вылета. Когда же мужчина связался с авиа­компанией, чтобы перебронировать билет, ему ответили, что он… уже воспользовался услугой! При более детальном разбирательстве стало ясно: вместо этого человека в Алматы улетел кто-то другой.

Серьезный скандал назревает в гражданской авиации Казахстана. Как стало известно нашему корреспонденту, в главной транспортной прокуратуре начали проверку инцидента, случившегося в начале июля. Выяснилось, что пассажир авиакомпании “Эйр Астана” приобрел билет на рейс Актобе - Алматы в бизнес-классе, но пропустил время вылета. Когда же мужчина связался с авиа­компанией, чтобы перебронировать билет, ему ответили, что он… уже воспользовался услугой! При более детальном разбирательстве стало ясно: вместо этого человека в Алматы улетел кто-то другой.

В тот день из Актобе в Алматы должен был вылететь довольно известный в стране человек - экс-депутат мажилиса, бывший аким Актобе, заместитель акима области, госинспектор администрации президента, заместитель гендиректора “Казаэронавигации” и первый руководитель РГП “Казахавтодор” Серикжан МУКАШЕВ.

Его трудовая биография впечатляющая. Более десяти лет назад он влип в неприятную ситуацию с бортпроводницей “Эйр Астаны”. Прямо на борту у них случился конфликт, авиакомпания заявила об этом публично, и Мукашев сразу же покинул мажилис. А в 2018 году Серикжан Шайзадаевич оказался фигурантом уголовного дела о взятке и получил три года лишения свободы. Чем сейчас занимается господин Мукашев, точно не известно. Но, как говорят в Актобе, человек с таким послужным списком не может остаться на улице, поэтому трудится внештатным советником акима Актюбинской области Ондасына УРАЗАЛИНА.

И вот как-то Серикжан Шайзадаевич собрался в Алматы, купил билет, но на вылет опоздал. Ничего другого не оставалось, как позвонить в call-центр, чтобы зарегистрироваться на другой рейс. Особенность тарифа бизнес-класса заключается в том, что такой билет можно сдать без штрафов либо улететь по нему в другой раз. Именно так и хотел поступить Мукашев, но ему в авиакомпании объяснили, что его билет уже использован. Мужчина возмутился: как же так, он ведь никуда не летал, что вообще у них там за бардак? И вот тогда в “Эйр Астане” решили разобраться во всех обстоятельствах.

Как оказалось, официально пассажир Мукашев действительно прошел регистрацию в VIP-зале аэропорта Актобе, ему выдали посадочный талон и проводили на борт. Наверняка пожелали мягкой посадки. Вот только если настоящий Мукашев в аэропорт не приехал, кто же улетел в Алматы вместо него?

На этот вопрос тоже удалось найти ответ. По данным авиакомпании, из Актобе в тот день вылетел некий Бауржан МЕНДЕБАЕВ. Если поискать это имя в интернете, то можно сразу же наткнуться на человека с точно такими же данными. В 2019 году господин Мендебаев был назначен на долж­ность заместителя прокурора Актюбинской области, даже комментировал в СМИ громкие дела. Правда, сейчас на сайте прокуратуры области в числе руководителей Бауржана Батырхановича уже нет.

Итак, что же получается? Вместо очень серьезного в прошлом человека, депутата, высокопоставленного чиновника на рейс проник предположительно экс-заместитель прокурора области. Но мог ли он осуществить такое в одиночку?

Напрашивается неприятное предположение: на рейс по чужому посадочному талону Мендебаева проводили сотрудники аэропорта. Причем вряд ли это смогла бы провернуть девочка со стойки регистрации - тут нужен уровень повыше. Как минимум руководитель VIP-зала, а быть может, сам председатель правления аэропорта Дастан МАЛИЕВ дал команду либо кто-то из его замов.

Конечно, кому-то может показаться, что вся эта ситуация яйца выеденного не стоит. Ну сел вместо одного пассажира другой. Может, при регистрации ошиблись, случайно напечатали посадочный талон с другой фамилией, все ошибаются.

Но дело в том, что любой аэропорт, тем более международный, - это стратегический объект, за которым осуществляется особый надзор со стороны правоохранительных органов и спецслужб. Хорошо, что зайцем прокатился сотрудник правоохранительной системы, а ведь там мог оказаться находящийся в розыске граж­данин или вообще террорист. Учитывая, что он сел в самолет по чужому документу, его удостоверение или паспорт никем не проверялись. Вообще, проходил ли Мендебаев досмотр, пропускали ли его вещи через рентген?

Кроме того, попадание на рейс незарегистрированного пассажира - это еще и серьезное нарушение, например, закона о противодействии терроризму. Есть даже статья такая, правда, не в Уголовном, а в Административном кодексе - “неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении”. За это нарушение можно схлопотать штраф до 500 МРП.

Но это если в главной транспортной прокуратуре решат, что такого наказания достаточно. А может, в надзорном органе сочтут, что имело место превышение или злоупотребление должностными полномочиями кем-то из руководителей воздушной гавани Актобе. Это ведь ненормально, когда человека провожают на борт без досмотра, а потом еще и сажают в самолет по чужому посадочному талону. И если сегодня не отреагировать адекватно, то завтра подобные случаи начнут происходить по всей стране. Заплатил 500 МРП - и никаких проблем. И это будет ровно до тех пор, пока с помощью какого-нибудь топ-менеджера аэропорта не пронесут бомбу на борт самолета.

Редакция попыталась выяс­нить, что о случившемся думают невольные участники этих событий. В авиакомпании “Эйр Астана” комментировать ситуацию отказались, указав, что регистрацию и досмотр пассажиров проводят наземные службы аэропорта. В воздушной гавани обещали сообщить свою официальную позицию до конца недели, но к моменту выхода публикации мы еще не получили ответа на наш запрос.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer