Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Российским космонавтам добавят на орбите жилья и работы


21 июля 2021 года Михаил Котов, Взгляд


Самый знаменитый космический долгострой России – модуль «Наука», создававшийся целых двадцать пять лет – наконец-то отправился на МКС. Почему промышленность билась с ним так долго, с какими проблемами пришлось столкнуться при его создании и почему этот модуль так важен для российских космонавтов, работающих на орбите?

Самый знаменитый космический долгострой России – модуль «Наука», создававшийся целых двадцать пять лет – наконец-то отправился на МКС. Почему промышленность билась с ним так долго, с какими проблемами пришлось столкнуться при его создании и почему этот модуль так важен для российских космонавтов, работающих на орбите?

История модуля «Наука» началась еще в 1995 году. Тогда, создавая для будущей МКС модуль «Заря», ГКНПЦ имени Хруничева принял решение создавать и его дублер – на всякий случай. Дублер назывался ФГБ-2 и предназначался на случай непредвиденной ситуации, если с «Зарей» что-то пойдет не так.

Многострадальный модуль

С «Зарей» все прошло без сучка и задоринки. Поэтому уже спустя несколько лет было принято решение оставшийся ненужным модуль, готовый примерно на восемьдесят процентов, превратить в многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ). Создавалась «Наука» не быстро, но изначально предполагалось, что модуль будет запущен в 2013-2014 годах. В 2013-м космонавты даже успели пройти обучение и подготовку для подключения модуля и работе с ним.

Однако в 2013 году глава РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что МЛМ «Наука» после завершения на «Энергии» всех электроиспытаний отправится на доработку изготовителю – в Центр им. Хруничева. Причина – загрязнение топливной системы. Проблема в том, что топливная система такого модуля – это десятки метров трубопроводов, зачастую жестко закрепленных к корпусу, что сильно затрудняет к ним доступ. Кроме того, на «Науке» очень сложные сильфонные топливные баки, встроенные в корпус.

Начались попытки промыть систему и избавиться от металлических опилок, попавших в нее. Эти попытки затянулись на годы. За это время поменяли множество клапанов и кусков трубопровода. Сильфонные баки разрезали, промыли и снова заварили, нарушив тем самым их герметичность. Сначала предполагалось, что успеют справиться с загрязнением к 2017 году, затем даты поползли вправо и стало казаться, что «Наука» уже никогда не выйдет из заводских цехов.

Однако в начале 2020 года появились новости о начале финальных испытаний многоцелевого лабораторного модуля. «Наука» в апреле прошла тесты в вакуумной камере, а испытания летом 2020 года подтвердили герметичность модуля.

Что может «Наука»?

На Международной космической станции уже есть три научных модуля: американская лаборатория «Дестини», европейская «Коламбус» и японский модуль «Кибо» (один из самых больших на орбитальной станции) – и все они находятся не в российском сегменте. Поэтому нашим космонавтам приходилось заниматься научными экспериментами где придется, практически «в проходах» не приспособленных для этого модулей.

«Наука», которая станет одним из самых больших модулей, призвана решить эту проблему. В ней много места, специально подготовленного для экспериментов. А самое главное, она оснащена большим количеством унифицированных рабочих мест, расположенных как внутри, так и снаружи модуля.

До «Науки» при разработке и постановке каждого эксперимента ученым и конструкторам приходилось фактически с нуля проектировать отдельную систему подведения воды, охлаждающих агентов, электричества, сетевые кабели. В «Науке» это унифицировано. Каждое специально выделенное рабочее место имеет понятные стандартизированные разъемы, технологическую карту, которую сразу можно дать разработчику оборудования для эксперимента. При постановке эксперимента на Международной космической станции не придется мучиться с подключением, использовать дополнительные провода или переживать, что оборудование «не подойдет».

«Наука» добавит к российскому сегменту сразу 14 таких унифицированных рабочих мест внутри модуля и еще 16 снаружи. Рабочие места спроектированы таким образом, что на каждом из них можно будет ставить не один эксперимент, а возможно больше. Это многократно увеличит научные возможности для российских ученых.

Отдельно стоит сказать о специализированном оборудовании. Часть его летит прямо в модуле, но в основном оно будет доставлено впоследствии на грузовых космических кораблях «Прогресс». Среди оборудования: мощная электровакуумная печь для проведения экспериментов для выращивания кристаллов из расплава металлов и специальный перчаточный бокс – герметичный ящик с внутренними рукавами для работы с особо чистыми материалами.

На модуле «Наука» для работы в открытом космосе установлен европейский манипулятор ERA. Он сможет дотягиваться до любого места в радиусе почти десяти метров. При этом он очень четко позиционируется – точность захвата всего около пяти миллиметров.

Правда, до того, как «Наука» сможет заработать на полную мощность, требуется около десяти выходов в открытый космос. Российские космонавты должны будут подключить все кабели модуля и активировать установленное снаружи оборудование.

Прогнозы и перспективы

В настоящее время сроки работы Международной космической станции ограничены 2025 годом. Казалось бы, какой смысл отправлять модуль «Наука» в космос, если осталось так мало времени?

Во-первых, срок работы орбитальной станции явно не итоговый. Изначально, при создании МКС, срок ее действия был ограничен 15 годами, но затем еще дважды специальная комиссия его продлевала. Сначала до 2020-го, а затем и до 2025 года.

Если особых проблем не будет, то наверняка станцию продлят еще на несколько лет. Россия еще не приняла окончательное решение по уходу из проекта МКС, поэтому есть шансы, что «Наука» спокойно проработает все положенные ей по номиналу десять лет и сильно продвинет российскую космическую науку.

Но даже если этот срок окажется меньше, возможность использовать научный модуль пусть четыре-пять лет – это уже неоценимый опыт, который поможет в будущем. Отдельно стоит сказать, что кроме основных научных возможностей, МЛМ «Наука» еще и улучшит качество жизни российских космонавтов. В модуле есть дополнительное спальное место для одного человека и дополнительный туалет.

Очень хорошо, что история, которая длилась вот уже более десяти лет, постепенно подходит к концу. Будем надеяться, что дальше «Науку» ждут не переносы и задержки, а планомерная и полноценная работа. Осталось дождаться стыковки и красивых фотографий космонавтов в новом модуле. Квартирный вопрос даже в космосе – штука важная.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer