20 июля в Жуковском открылся юбилейный, 15-ый Международный авиационно-космический салон. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, МАКС-2021 традиционно собирает большое количество ведущих российских авиапроизводителей и иностранных компаний, а также множество любителей авиации. Напомним, что авиасалон открыт для посетителей на пять дней вместо трех во избежание массовых скоплений.
В этом году зрителей ждет сразу несколько «сюрпризов» на МАКСе. Отправляйтесь в Жуковский, чтобы все увидеть своими глазами, а подробней об авиационных новинках Ростеха читайте в нашем материале.
МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14
Главной гражданской премьерой авиасалона, безусловно, стал российский среднемагистральный авиалайнер МС-21-310 с новейшими отечественными двигателями ПД-14. По отдельности эти флагманские продукты российского авиапрома уже демонстрировались на прошлом МАКСе в 2019 году, но вместе перед широкой публикой появятся впервые. Новый МС-21 выступает и в статике, и в полетной программе.
Несмотря на санкционные запреты, программа МС-21 продолжает развиваться. Недавно, вслед за российскими двигателями, самолет получил и российские композитные крылья, созданные по уникальной инфузионной технологии. Для производства крыльев в Ульяновске был построен специальный завод.
Авиалайнер МС-21 станет конкурентом самых востребованных моделей Airbus и Boeing, причем не только в России, но и в мире. Такие преимущества, как повышенный комфорт и более высокая эффективность, позволят вернуть большую часть российского рынка и получить хорошие позиции у зарубежных авиаперевозчиков. По словам гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, одна из основных задач проекта − довести уровень производства МС-21 к 2025 году до 36 самолетов в год, а в дальнейшем и до уровня 72 самолетов в год.
Региональный турбовинтовой Ил-114-300
Еще одним важным героем гражданской экспозиции и летной программы нынешнего МАКСа является новый российский региональщик Ил-114-300. Судно рассчитано, прежде всего, на внутренний рынок и в ближайшем будущем вытеснит с региональных маршрутов устаревшие модели «Ан» и импортные самолеты.
Этот простой в эксплуатации турбовинтовой самолет может использоваться в сложных погодных условиях в малооборудованных аэропортах с грунтовыми взлетными полосами. В настоящее время Ил-114-300 проходит испытания, строится второй летный образец, который собирается уже с применением серийных технологий.
Большинство комплектующих для Ил-114-300 разработано предприятиями Ростеха. В будущем самолет может стать универсальной платформой, на базе которой могут создаваться грузовые, грузопассажирские, санитарные, патрульные машины. В планах ОАК – выпуск до 12 самолетов в год.
Легкий военно-транспортный Ил-112В
Транспортник Ил-112В − еще одна премьера текущего авиасалона. Эта машина во многом напоминает Ил-114-300 с поправкой на транспортную специфику. «Сто двенадцатый» также неприхотлив, может работать в сложных условиях на слабо оборудованных аэродромах. Характеристики самолета позволяют использовать его не только для сугубо военных нужд, но и для коммерческих перевозок.
По транспортной эффективности Ил-112В в два раза превосходит устаревший Ан-26 и может составить конкуренцию иностранным образцам в своем классе. Общая потребность российской авиации в подобных самолетах составляет около 200 машин. К 2025 году планируется выйти на объем производства до 12 самолетов в год.
Ил-112В также собирается полностью из российских комплектующих, многие из которых созданы на предприятиях Ростеха. Кроме военных, заказчиками нового самолета могут выступить Росгвардия, ФСБ России и МЧС России. Широкие перспективы у воздушного судна и в экспортном плане.
Легкий тактический самолет Chekmate
Главная интрига МАКС-2021 − принципиально новый самолет 5-го поколения, созданный компанией «Сухой». Еще до премьеры самолет оброс слухами и догадками, впрочем, мастерски подкрепленными необычной для российского авиапрома кампанией по продвижению. Дозировано подаваемая создателями информация породила в сети массу версий, что это может быть за машина, однако, яркая премьера в завершении первого дня работы салона расставила все по местам.
Итак, машина, получившая название «ЛТС Chekmate» − это легкий тактический однодвигательный истребитель 5-го поколения. Он сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими летно-техническими характеристиками. В работе над проектом ЛТС Checkmate широко применяются суперкомпьютерные технологии. Премьера «Сухого» − это многофункциональная платформа нового поколения, которую отличают возможности адаптации под потребности конкретного заказчика, низкая стоимость эксплуатации и широкие боевые возможности.
Максимальная боевая нагрузка Chekmate составляет 7400 килограмм, дальность полета без подвесных топливных баков – 2900 километром при скорости до 1,8 Маха, что является одним из лучших показателей в своем классе. В малозаметной конфигурации истребитель способен нести до пяти ракет класса «воздух-воздух», эффективно бороться с численно превосходящим противником, обнаруживать и уничтожать самолеты пятого поколения в дальнем и ближнем бою. Во внутренних отсеках авиакомплекса могут быть размещены пушечные контейнеры для уничтожения наземных целей.
Легкие однодвигательные истребители – очень перспективный вид авиации. Такие самолеты дешевле, чем двухдвигательные, проще в обслуживании. Как показали военные конфликты последних лет, легкие многоцелевые машины более выгодно использовать в локальных противостояниях, чем их мощных и больших двухдвигательных «родственников». Говоря о философии проекта Chekmate, генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов сказал так: «Пользуясь шахматной терминологией, ЛТС – это легкая «конница», легкая и маневренная, способная совершать неожиданные ходы и решать ход партии». Новый самолет «Сухого» разработан в рекордно короткие сроки и обладает высоким экспортным потенциалом.
Винтокрылые новинки МАКСа
В рамках авиасалона «Вертолеты России» представляют три премьеры: первый офшорный вертолет Ми-171А3, многофункциональный Ка-32А11М и модернизированный Ансат-М.
Модель Ми-171А3 предназначена для работы на шельфовых нефтегазовых месторождениях. Вертолет может как перевозить людей, так и выполнять поисково-спасательные операции. Он изначально спроектирован в цифровом пространстве, разрабатывался в сотрудничестве с российскими компаниями ТЭК и соответствует международным стандартам офшорной авиации. Модель Ми-171А3 может работать в любом климате при плохих погодных условиях. На МАКСе будет представлен первый опытный образец, который проходит программу наземных испытаний. Модель Ми-171А3 обладает уникальными транспортными возможностями в своем классе, при этом она дешевле и экономичнее зарубежных аналогов. Первые серийные вертолеты планируется выпустить в 2022 году.
Вертолет Ка-32А11М – результат глубокой модернизации популярного во всем мире пожарного и многофункционального вертолета Ка-32. Конструкторам удалось сохранить все плюсы заслуженной модели, дополнив их современной авионикой, более мощными двигателями и новой системой пожаротушения. Благодаря применению принципа «стеклянной кабины» вертолет стал проще в управлении, в том числе в ночное время и в условиях плохой видимости. Ка-32А11М может переносить до 4000 литров воды или до 5300 кг груза на внешней подвеске.
Проект модернизации «Ансат-М» был представлен в 2019 году, и теперь на МАКС-2021 можно увидеть результаты работы. Основной задачей обновления вертолета было увеличение дальности полета. «Ансат-М» благодаря новой топливной системе уже подтвердил дальность в 640 км (790 км с дополнительным топливным баком), что значительно поднимает его конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме того, на вертолете установлена новая авионика, современный автопилот, а доля композитных материалов выросла до 35%, что позволило снизить вес и улучшить летные характеристики «Ансат-М».