Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ДОН новых встреч: почему Россия не вернется в Договор по открытому небу


20 июля 2021 года Екатерина Постникова, Известия


У Москвы нет оснований для того, чтобы пересмотреть свое решение о выходе из ДОН. Как заявил «Известиям» по итогам конференции стран договора глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, другие участники документа свою позицию не изменили, и это значит, что в декабре этого года Россия официально выйдет из соглашения. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, отличительная черта ДОН в том, что он создавал атмосферу доверия и сотрудничества между военными. И хотя у РФ и США есть другие способы наблюдать друг за другом — например, спутники — Договор по открытому небу они не заменят.


Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня с учетом России в договоре участвуют 33 страны.

Документ регламентирует режим полетов над территорией стран-участниц для наблюдения за их военной деятельностью в пределах оговоренных ограничений. ДОН контролирует ход полетов и обработку сведений, а также очерчивает требования к самолетам, которые не оснащены каким-либо вооружением, и наблюдательной аппаратуре на борту. Собранная информация поступает в доступный всем участникам банк данных. При этом маршрут должен проходить не ближе 10 км от границы прилежащего государства, которое ДОН не подписывало.

У Москвы нет оснований для того, чтобы пересмотреть свое решение о выходе из ДОН. Как заявил «Известиям» по итогам конференции стран договора глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов, другие участники документа свою позицию не изменили, и это значит, что в декабре этого года Россия официально выйдет из соглашения. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, отличительная черта ДОН в том, что он создавал атмосферу доверия и сотрудничества между военными. И хотя у РФ и США есть другие способы наблюдать друг за другом — например, спутники — Договор по открытому небу они не заменят.

Решение окончательное

20 июля в Вене прошла конференция стран Договора по открытому небу. Ее главной темой стали последствия выхода из соглашения России. Это была плановая встреча — она предусмотрена в пункте 3 статьи XV договора: после того, как страна официально сообщает о своем выходе депозитариям — Венгрии и Канаде — не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 60 дней, они должны созвать конференцию на эту тему.

Глава делегации РФ на переговорах в Вене Константин Гаврилов в беседе с «Известиями» дал понять, что заявлений, которые могли бы повлиять на российское решение, на конференции сделано не было.

"Остающиеся государства-участники, как и прежде, не нашли в себе сил отмежеваться от диктуемой Вашингтоном надуманной аргументации причин кризиса сообщества открытого неба, которые якобы связаны с нарушением ДОН Россией. Налицо отсутствие способности партнеров по переговорам посмотреться в зеркало, ведь на ответственности многих из них — Грузии, Великобритании, Канады, Франции и других — многолетние факты попрания положений ДОН, — сказал дипломат. — Однако Россия на всех этапах проявляла готовность к решению проблем практического выполнения ДОН, предлагала работоспособные развязки по различным вопросам. В нашей позиции никогда не было и доли политизации".

Он подчеркнул: решение о выходе Россия пересматривать не будет, и теперь, если партнеры захотят начать разговор о контроле над обычными вооружениями и общеевропейской безопасности, «им придется безоговорочно учитывать интересы безопасности России и ее союзников».

Решение покинуть ДОН российское руководство приняло после того, как 22 ноября 2020 года из соглашения вышли США, до этого неоднократно обвинявшие Москву в его нарушении. Тогда Россия пыталась добиться от оставшихся в договоре стран — европейских союзников и Канады — выполнения двух условий: 1. они не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, в том числе над американскими объектами; 2. предоставят России письменные гарантии того, что информация с территории РФ не окажется в руках США. Союзники отказались выполнять условия, мотивировав это тем, что всё и так прописано в договоре и необходимости вновь подтверждать такие обязательства нет.

15 января 2021 года Москва объявила, что запустит внутригосударственные процедуры по выходу из ДОН. На протяжении четырех месяцев она призывала новую администрацию США изменить свое решение. Но, увидев, что эти призывы не работают, РФ перешла к реальным процедурам: в начале мая правительство представило президенту законопроект денонсации ДОН, дав Вашингтону время на раздумья до начала лета. США в этот срок уложились, однако их ответ был отрицательным: 27 мая Госдепартамент официально уведомил Россию о том, что возвращаться в договор Штаты не будут. 7 июня президент РФ Владимир Путин подписал закон о денонсации ДОН, до этого одобренный в Госдуме и Совете Федерации.

Каждый сам за себя

В интервью «Известиям» Константин Гаврилов обратил внимание: США, принимая решение о выходе, сделали ставку на то, чтобы заменить наблюдательные полеты на разведку через спутники. По его оценке, этим Вашингтон проигнорировал интересы всех участников договора — в том числе и своих союзников.

"Ведь у европейцев, как мы понимаем, национальные средства спутниковой разведки весьма и весьма ограничены. Если ранее в рамках договора европейские страны могли самостоятельно проводить наблюдательные полеты и делать соответствующие выводы, то в случае прекращения его существования всё замкнется на том, что Дядя Сэм будет в одностороннем порядке решать, какую информацию и в каком виде передавать своим коллегам по цеху или диктовать свою оценку ситуации, ссылаясь на спутниковые разведданные, без предоставления их союзникам", — отметил дипломат.

Похожие спутниковые системы, хоть и в меньших масштабах, есть и у России. Но если Вашингтон и Москва могут следить друг за другом из космоса, тогда в чем значение ДОН и трагедия его распада?

"В первую очередь, договор обладает символической ценностью: он воплощает в себе идею кооперативной безопасности, — пояснил «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф. — В его рамках шли полезные личные контакты между американскими и российскими военными, эти контакты нельзя заменить техническими средствами. Кроме того, с помощью проверяемой цепочки хранения изображений договор гарантировал точность собранных данных".

По словам эксперта, хоть для России и США элемент разведки здесь был незначителен, всё же информация, собранная в некоторых случаях, была уникальна: кроме как с помощью ДОН, получить ее было невозможно.

"Преимущества спутников в том, что с их помощью наблюдение можно вести постоянно и без согласования с «принимающей стороной». Но территория может быть закрыта облаками, и спутники здесь будут бессильны, — сказал «Известиям» консультант ПИР-Центра Олег Шакиров. — С точки зрения сбора информации это может быть альтернативой. Однако в ДОН это был не единственный ключевой момент: этот договор был основой для сотрудничества, он помогал военным работать друг с другом, создавал атмосферу доверия. С использованием спутников этот элемент будет утрачен.

Смена фокуса

РФ беспокоило то, что после выхода США будут получать информацию о российских объектах от европейских стран. При этом у Москвы среди подписантов ДОН тоже есть союзник, который мог бы передавать ей данные об американских объектах в Европе. Речь о Минске. Но здесь есть свои проблемы: Белоруссия и Россия составляют одну группу стран договора; с выходом РФ прекратило существовать заключенное в 1995 году российско-белорусское соглашение о сотрудничестве по ДОН, и Минск в договоре остался один. Вопрос его дальнейшего участия в документе пока остается открытым.

"О дальнейшем взаимодействии Москвы с Минском после выхода России из ДОН можно будет говорить только после принятия белорусскими коллегами решения о продолжении их участия в режиме открытого неба, — сказал Константин Гаврилов. — Предварительные консультации, разумеется, имеют место. Вопрос о предоставлении российских самолетов наблюдения Белоруссии, опять же при условии, что Белоруссия примет решение остаться государством —участником ДОН, будет, конечно, обсуждаться".

В экспертном сообществе говорили, что, если из договора выйдут Россия и США, документ утратит былое значение: большинство его подписантов — члены НАТО, а они друг за другом не наблюдают.

"Если Белоруссия останется в договоре, что вряд ли, то для большинства стран именно она будет представлять особый интерес, — считает Александр Греф. — В противном случае в фокусе европейских членов НАТО и Канады будут государства, которые в альянс не входят, — это, в частности, Украина, Босния и Герцеговина и Грузия. Приграничные территории России также будут вызывать интерес".

Хотя документ запрещает облеты 10-километровой зоны вдоль границ стран, которые в него не входят, некоторые датчики могут проводить наблюдение за пределами этих ограничений, уточнил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer