Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вновь вскрылось расточительство минобороны Японии: расходы на разработку нового истребителя составят 1,4 триллиона иен


20 июля 2021 года Сигэру Ханда (Shigeru Handa), ИНОСМИ.РУ


Япония планирует разработать новый истребитель, но размах программы вызывает у японцев недоумение. Минобороны страны заявило о готовности потратить рекордные 1,4 триллиона иен. Почему такая высокая стоимость, и оправдана ли она? Для сравнения: разработка его предшественника, истребителя F2, обошлась в 327 миллиардов.

Удивительные расходы на разработку истребителя следующего поколения

Истребитель следующего поколения сил самообороны Японии будет нести ответственность за противовоздушную оборону. Стало известно, что общие расходы на разработку составят 1,4 триллиона иен. Об этом сообщил чиновник из министерства обороны Японии.

Новый истребитель станет преемником устаревающего F2. Его планируется принять на вооружение в 2035 году. Поскольку разработка F2 стоила 327 миллиардов иен, это означает, что истребитель следующего поколения будет стоить в четыре раза дороже.

В январе этого года минобороны обнародовало концепцию нового истребителя и поставило высокую цель: «воплотить в жизнь уникальный для всего мира метод ведения боя», однако пока есть только информация о высокой стоимости разработки. Оборонный бюджет Японии составляет 5,3422 миллиарда иен, поэтому очевидно, что это непомерно высокая цена. 

Говорят, что один новый истребитель будет стоить 20 миллиардов иен. Между тем некоторые официальные лица минобороны отмечают: «Такая цена за самолет устраивает. Возможно, она даже достигнет 30 миллиардов иен». Так или иначе очевидно, что это будет самый дорогой истребитель в мире.

В современном воздушном бою важно быть невидимым

Почему же разработка стоит 1,4 миллиарда иен?

Новый истребитель должен соответствовать таким требованиям минобороны: групповое противостояние превосходящему числу противника, превосходные стелс-характеристики, передовая технология поиска и обнаружения вражеских самолетов.

В материалах минобороны фраза «В мире еще нет истребителя, которому доступен такой способ ведения боя» даже выделена других шрифтом. Это говорит о серьезности намерений сил самообороны создать «истребитель эпохи Рэйва». 

«Продвинутое групповое противостояние» — это концепция использования высокоскоростных сетей большой емкости для обмена информацией о противнике с союзниками. Особенность заключается во взаимодействии с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Предполагается, что одновременно несколькими БПЛА будут управлять пилоты истребителей, образуя группу из истребителей и беспилотников. Истребители будут объединять и использовать информацию, полученную от БПЛА.

Поскольку истребители и БПЛА превращаются в одну команду, это называется «объединением в бригаду». При экономии человеческих ресурсов усиливается способность реагирования.

Китай и Россия уже разрабатывают беспилотники, работающие в сцепке с истребителями. Можно сказать, что для сил самообороны это неизбежное внедрение таких технологий, которые разрабатывают даже Россия с Китаем, обладающие большим количеством истребителей, чем Япония.

Министерство обороны Японии начало изучать БПЛА в 1995 году. Концепция была окончательно доработана в декабре прошлого года. В оборонный бюджет на 2021 год включили около 1,6 миллиарда иен, необходимые для получения технологий контроля полета БПЛА и их дистанционного управления из истребителей.

Другими словами, одним из факторов, увеличивающих стоимость разработки нового истребителя, является то, что она включает в себя затраты на взаимодействие с беспилотниками, что даже не учитывалось при разработке старых истребителей.

Изменения воздушного боя

Воздушный бой ассоциируется со сражением истребителей на близком расстоянии. Тем не менее с развитием ракетных и сетевых технологий для обмена информацией особенности воздушного боя в последние годы значительно изменились.

В настоящее время основным методом является запуск ракет с расстояния за пределами прямой видимости. В таком бою доминировать будут самолеты-невидимки, которые трудно увидеть на радаре и которые будут обладать способностью точно определять местоположение вражеских самолетов путем обмена информацией.

По этой причине истребитель нового поколения должен обладать технологией, позволяющей сделать самолет невидимым и в то же время обнаруживать стел-истребитель противника, а также сохранять способность вести бой, даже если он подвергается воздействию радиопомех со стороны противника. Таким образом, появляется много новых направлений, что также является фактором роста затрат на разработку.

Обновленное в процессе эксплуатации программное обеспечение

Что касается разработки программного обеспечения, сердца современной истребительной авиации, то вышеупомянутый чиновник из министерства обороны отметил: «Удивительно, но, похоже, все идет гладко».

Это произошло по счастливой случайности. В 1980-х годах, когда истребитель F2 совместно разрабатывали Япония и США, американский Конгресс выступил против предоставления Японии программы управления полетом, заявив, что передача технологий производства истребителей Японии создаст угрозу для авиационной промышленности США. 

Поэтому правительство США не предоставило программу управления полетами, хотя и обещало это сделать. То есть, можно сказать, сменило коней на переправе. Политики и чиновники, которые верят в союз Японии и США, не должны забывать этот эгоизм. 

В результате возникла необходимость в разработке своей программы управления полетами, и стоимость разработки F2 увеличилась до 327 миллиардов иен, что почти вдвое превысило первоначальную сумму. 

Благодаря тому, что ПО было создано в Японии, его много раз модернизировали в процессе эксплуатации F2. В этом состоит отличие от ПО американского производства, которое запрещено анализировать и обновлять. Таким образом, весь этот накопленный опыт будет передан истребителю следующего поколения, а технологии получат дальнейшее развитие. Важность представляет не только ПО. 

Япония не может собственными силами обеспечить как систему обеспечения выполнения боевых задач, управляющую ракетами и радарами, так и баланс между маневренностью и стелс-характеристиками, поэтому она сотрудничает с американской компанией Lockheed Martin, которая разрабатывает и производит истребители-невидимки F35, стоящие на вооружении японских сил самообороны. 

Привлечение Lockheed Martin, обладающей уникальными технологиями в области разработки истребителей, также является одним из факторов, увеличивающих затраты на разработку.

Разработка двигателя проявила уход от США

Разработкой двигателя будет заниматься крупнейший специализированный японский производитель IHI совместно с британской компанией Rolls-Royce.

Великобритания продвигает проект Tempest — истребитель следующего поколения для Королевских ВВС. Цель в том, чтобы разделить с Японией, которая в то же время приступила к проектированию нового истребителя, стоимость разработки и снизить ее за счет массового производства.

На саммите G7, состоявшемся в июне в Великобритании, премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга и его британский коллега Борис Джонсон обсудили совместную разработку двигателей, после чего представитель министерства обороны Японии посетил Великобританию и начал проработку двухстороннего сотрудничества.

Компания IHI создала двигатель с тягой 15 тонн, достаточной для истребителя, и уже представила его министерству обороны. Однако двигатель с форсажной камерой для быстрого ускорения не будут покупать коммерческие компании, и, безусловно, цена будет высокой. В этом смысле интересы совпадают с интересами Великобритании, которая стремится снизить цены за счет массового производства.

Проблема в том, что США могут выступить против сотрудничества Японии с Великобританией.

За исключением отечественного истребителя F1 и истребителя F2, совместно разработанного с США, самолеты воздушных сил самообороны либо импортировались напрямую из США, либо производились по американской лицензии, либо готовые американские машины собирались в Японии.

До сих пор не было примеров совместной разработки истребителя с Великобританией, и очевидно, что правительство США выступит против отдаления Японии.

США засекречивали различные технологии и не передавали их Японии. Вашингтон требовал, чтобы все шло по его сценарию, но Великобритания ведет себя совершенно иначе. 

Япония выбрала истребитель F35 и отказалась от британского Eurofighter Typhoon, однако производитель BAE Systems пообещал полностью открыть всю техническую информацию.

Если японо-британское сотрудничество в области разработки двигателей углубится, это может пошатнуть доминирование США.

1,4 триллиона иен — не слишком ли много? 

Однако у минобороны есть слабое место — стоимость самой разработки, которая составляет 1,4 триллиона иен.

Если не конструировать двигатель, а импортировать его, можно сэкономить около 400 миллиардов иен. Тогда стоимость разработки может составить один триллион или даже меньше.

Даже если мы продолжим совместную разработку с Великобританией, это не означает, что получится двигатель уровня США. В этом случае нет другого выбора, кроме как купить двигатель GE или Pratt & Whitney.

Если учитывать возможную неудачу, расстраивать США — это плохая идея.

Кстати, в минобороны не удивлены ростом затрат на разработку.

Дело в том, что Южная Корея потратит около 834 миллиардов иен на создание собственного истребителя следующего поколения (KFX).

Стелс-характеристики KFX не впечатляют. Кроме того, он слабо оснащен с точки зрения вооружений. Именно поэтому неизбежны высокие расходы на разработку нового истребителя Японии, которая стремится стать лучшей в мире?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer