Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная зона: каким будет истребитель 6-го поколения


20 июля 2021 года Денис Тельманов, Газета.Ru


Презентация нового легкого истребителя 5-го поколения, анонсированная «Ростехом», породила волну рассуждений о том, каким должен быть самолет следующего, шестого, поколения. «Газета.Ru» спросила об этом профессионалов. И вот что выяснилось — почти все опрошенные эксперты считают, что самолет нового поколения будет фактически летающим роботом, который упразднит профессию пилота.

Презентация нового легкого истребителя 5-го поколения, анонсированная «Ростехом», породила волну рассуждений о том, каким должен быть самолет следующего, шестого, поколения. «Газета.Ru» спросила об этом профессионалов. И вот что выяснилось — почти все опрошенные эксперты считают, что самолет нового поколения будет фактически летающим роботом, который упразднит профессию пилота.

Академик РАН Алексей Арбатов пояснил «Газете.Ru», что пилот в таком самолете будет, по сути, контролировать работу автоматики.

«Сейчас автоматика подстраховывает пилота, чтобы позволить ему быстрее реагировать на ситуацию. А в самолете 6-го поколения пилот будет подстраховывать автономные системы в случае непредвиденных обстоятельств», — считает Арбатов.

Он уточнил, что следующее поколение истребителей будет отличать наличие крупных систем искусственного интеллекта, которые смогут заменить и функции пилотирования, и системы наведения и поражения целей.

«Это должен быть самолет, который моментально реагирует на все возникающие угрозы и предоставляет пилоту информацию о всех возможных целях, но, с другой стороны, остается независимым от возможности нарушения связи с наземными станциями управления», — добавил академик.

По его словам, в такой ситуации функционал пилотов сильно изменится.

«Пилот остается, и все-таки самолет будет действовать на автоматике, только если пилот это позволит. Но в значительной степени все способности, которые демонстрировали летчики-асы, будут выполняться автоматическими информационно-управляющими системами», — пояснил Арбатов.

При этом полностью беспилотным самолет 6-го поколения не будет, поскольку летчик должен будет принимать решение о поражении целей и изменении маршрута.

«Это будет все-таки не дрон. Дрон хуже тем, что связь с землей может быть нарушена. Он управляется с наземных станций, причем иногда за многие тысячи километров. И потом, связь с землей, какая хорошая бы она ни была, не заменяет человека в кабине истребителя или бомбардировщика, который на месте оценивает всю ситуацию», — пояснил академик.

Любой искусственный интеллект ограничен в своих возможностях, ведь запрограммировать все возможные вероятности и возникающие в боевой ситуации неожиданности невозможно.

«Но, в основном, конечно, искусственный интеллект в самолетах 6-го поколения будет нуждаться в пилоте только для контроля за автоматически работающими системами», — подчеркнул академик.

При этом большая дальность полета и невидимость для радаров понадобится только для тех самолетов, которые будут действовать в зоне ПВО противника.

«Дальность определяется классом самолета и его боевыми задачами. Тактическому истребителю не нужна дальность 8 тыс. км. Эта дальность нужна тактическому бомбардировщику. Незаметность нужна самолетам, которые осуществляют прорыв ПВО противника. А самолеты, которые поражают цели с большой дистанции, будь то воздушные, наземные или морские цели, они не нуждаются в такой серьезной незаметности, поскольку не входят в зону ПВО», — пояснил Арбатов.

Военный эксперт, директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в свою очередь считает, что пилот самолету 6-го поколения будет не нужен.

«Самолет будет полностью беспилотным. Кабина пилота может быть предусмотрена, но в принципе это будет полностью беспилотная версия. Фактически это режим выполнения боевых задач полностью в автономном режиме. Роль искусственного интеллекта будет заключаться в том, чтобы проложить маршрут, выполнить боевую задачу и невредимым вернуться на базу», — рассказал Коротченко «Газете.Ru».

По его словам, самолет будущего станет «многофункциональным летательным аппаратом, способным выполнять глобальные миссии без участия пилота».

«Искусственный интеллект будет в том числе принимать решение на пуск управляемых ракет, задействовании другого оружия, облет зон ПВО на основе информации, получаемой от внешних датчиков и других систем целеуказания и информации. Соответственно, связь с командным пунктом и пунктами боевого управления будет осуществляться через спутник с возможностью обмена информацией в группе между однотипными летательными аппаратами, а также дронами, которые будут, очевидно, сопровождать подобного рода истребители», — отметил Коротченко.

При этом Коротченко убежден, что это будет многоразовый самолет, поскольку машина с такими боевыми возможностями будет очень дорогой. «Эта машина будет строиться с расчетом, что будет осуществлять боевые функции на протяжении всего жизненного цикла, который составит как минимум 30 лет», — отметил эксперт.

Он добавил, что новые боевые возможности приведут к изменению структуры ВВС, однако воздержался от оценок того, какой именно она будет.

«Будущую организационную структуру сейчас никто определить не сможет, но, на мой взгляд, однозначно какое-то минимальное звено типа эскадрильи останется, а более крупные — пока непонятно. Ясно, что будет увеличиваться роль технического, инженерного направления — программирование, оснащение, загрузка боекомплекта, конфигурирование, а роль пилотов сокращаться. Это, конечно, потребует новой организационно-штатной структуры», — заключил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer