Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бизнес просит ускорить взаимное признание QR-кодов


18 июля 2021 года Евгений Гайва, Ирина Невинная, Российская Газета


Отсутствие единого подхода к оформлению электронных сертификатов о вакцинации - QR-кодов - мешает международным экономическим связям, и вопрос об их взаимном признании нужно решать как можно скорее.

На прошлой неделе посол Евросоюза в России Маркус Эдерер сообщил, что представители Евросоюза обратились в Минздрав России с предложением признать на территории России цифровые сертификаты о прививках, выполненных вакцинами, разрешенными к применению в Евросоюзе.

А несколькими днями позже признать зарубежные QR-коды российские власти попросили Американская торговая палата (AmCham) и Ассоциация европейского бизнеса (AEB). В Кремле в ответ на это сообщение подтвердили, что вопрос стоит "в повестке дня", и он может быть решен на основе взаимного признания вакцин, используемых за рубежом и в России.

Представители иностранного бизнеса, работающие в нашей стране, сталкиваются со сложностями с получением "российского" QR-кода. Но и россияне, привитые отечественными вакцинами, въехать в ЕС могут, только предъявив отрицательный результат ПЦР-теста. Исключение составляют лишь несколько европейских государств, признавших наш "Спутник V" еще до его официальной регистрацией ВОЗ и ЕМА (Европейским агентством по лекарственным средствам) - но погоды это не делает. В итоге для тех, кто летает по бизнесу и регулярно, въезд в зарубежные страны на условиях постоянного ПЦР-тестирования приводит к дополнительным затратам времени и денег.

Представители Шереметьевского профсоюза летного состава обратились на прошлой неделе с письмом в правительство с предложением дать возможность летчикам прививаться вакцинами, сертифицированными BOЗ и в ЕС. Но вряд ли такое решение возможно, тем более в короткие сроки: для того чтобы импортные вакцины начали закупать и завозить в нашу страну, их производители должны зарегистрировать свои препараты в России. Причем мало подать соответствующую заявку в министерство здравоохранения, надо провести клинические исследования в российских медучреждениях.

Глава минздрава Михаил Мурашко подтвердил, что иностранные разработчики обращались в министерство. Но по факту на рассмотрении в минздраве пока находится лишь одна такая заявка - по китайской вакцине от компании CanSinoBIO. Фармпроизводители ЕС или США о конкретных планах по регистрирации своих вакцин в России пока не заявляли.

Процесс взаимного признания QR-кодов может пойти проще, когда "Спутник V" (или другую нашу вакцину) признают в ВОЗ. В этом случае она, по действующим в ЕС правилам, будет легализована и в ЕС, и это также откроет путь в Европу без карантинов и тестов привившимся российской вакциной. В результате сложности со взаимным признанием QR-кодов отпадут сами собой.

Как пояснил глава РФПИ Кирилл Дмитриев, в фонде ожидают, что процедура преквалификации "Спутника V" в ВОЗ закончится "в сентябре или октябре". Хотя сроки эти отодвигались уже несколько раз. Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил "РГ", что рассмотрение продолжается так долго, поскольку требования при создании и клинических исследованиях препаратов в России и за рубежом совпадают не полностью. Поэтому документально подтвердить соответствие производства нашей вакцины именно международным стандартам не так просто. С другой стороны, отметил эксперт, никто особенно не рвется нам помогать (можно вспомнить, что первую заявку по "Спутнику V", поданную в ЕМА (Европейское агентство лекарственных средств ) несколько месяцев назад, просто "потеряли"). Причина прозрачна: зарубежный рынок огромен, а после того, как стало понятно, что COVID-19 - "не разовая" инфекция и будут требоваться ежегодные прививки, перед вакцинным бизнесом открылись и вовсе радужные перспективы. Не случайно глава вчера мало кому известной биотехнологической компании Moderna сегодня - благодаря успеху противоковидной вакцины - уже в списке богатейших бизнесменов Forbes. Одним словом, когда на кону сотни миллиардов долларов, конкуренту никто помогать не будет. "Вот сейчас рынок поделен, контракты на годы вперед заключены, посмотрим, может, процесс сертификации пойдет попроще", - предположил собеседник "РГ".

К слову, пока решается вопрос со взаимным признанием вакцин, факт иммунизации можно было бы подтвердить сдачей теста на антитела, предложили в АЕБ. В Российском союзе промышленников и предпринимателей, кстати, на последнем заседании координационного совета по противодействию коронавирусу тоже поднимали этот вопрос - было решено обратиться в минздрав с предложением утвердить механизм учета в ЕМИАС сведений о титрах антител, которые бы учитывались при выдаче QR-кодов.

Эксперты Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, входящей в состав Торгово-промышленной палаты России (ТПП), признают наличие проблем, связанных с отсутствием взаимного признания вакцин, отметил в беседе с "РГ" президент ТПП Сергей Катырин. Для выхода из этой ситуации Росавиация рекомендовала авиакомпаниям через каждые 72 часа проводить ПЦР-тесты экипажам самолетов, чтобы российские пилоты могли посещать, например, страны Евросоюза. Однако это - временное решение, ведь такой подход означает, что авиакомпании каждые три дня будут платить по три тысячи рублей за каждого человека. Дополнительные расходы им придется заложить в стоимость авиабилетов, отмечает вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. В глобальном смысле отсутствие взаимного признания вакцин в мире сдерживает восстановление международного авиасообщения и развитие туризма и препятствует экономическим связям между странами.

Но решением этой проблемы должны заниматься органы власти, а не объединения предпринимателей, указывает Катырин. "В своем выступлении пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что признание иностранных сертификатов и иностранных вакцин на территории РФ должно быть увязано с такими же встречными шагами других стран", - напомнил глава ТПП. В Минздраве России, в свою очередь, также дали понять, что решение будет приниматься не на уровне министерства, а выше.

С тем, что бизнес не должен заниматься вопросами признания вакцин, согласен главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Но и в заявлениях авиаторов есть доля лукавства, говорит он. Сейчас основной объем рейсов приходится на полеты внутри страны, где не возникает проблем с сертификатами вакцинации. В международном сегменте 90% рейсов разворотные. То есть самолет летит, например, в Европу, там высаживает пассажиров, пилоты никуда не выходят и летят назад. Никакие ПЦР-тесты в этом случае не требуются, поясняет Гусаров. Лишь на единичных рейсах, например, в США или в Китай, пилоты остаются в гостиницах и сдают ПЦР-тесты.

Так что для авиакомпаний возникают не столь существенные дополнительные обременения. Во всяком случае сами авиаперевозчики о проблемах молчат. На запрос "РГ" о том, насколько обременительна необходимость регулярного тестирования пилотов на коронавирус, ни в одной из крупнейших авиакомпаний не ответили.

Скорее проблема заключается в том, что пилоты вообще плохо вакцинируются, считает Гусаров. А в этом смысле заявления некоторых участников рынка об отсутствии признания Россией зарубежных вакцин и невозможности пройти вакцинацию зарубежными препаратами выглядят как отговорка.

Ситуация не симметричная: на наш рынок все хотят выходить свободно по принципам ВТО, а для российских вакцин возникают ограничения
Впрочем, ситуация с признанием вакцин не симметричная, соглашается Гусаров. "На наш рынок все хотят выходить свободно, по принципам Всемирной торговой организации, а в случае выхода на зарубежные рынки постоянно возникают ограничения", - говорит эксперт.

Тем временем

Переболевшие коронавирусом смогут пройти бесплатное обследование в поликлинике через 60 дней после выздоровления. Приказ минздрава об этом вступил в силу 18 июля. На углубленную диспансеризацию будут приглашать граждан, которым диагноз был поставлен официально и которые лечились от коронавируса под наблюдением врача на дому или в стационаре. Сообщения об этом они смогут получить в личном кабинете на портале госуслуг или в смс-сообщении. Однако обследоваться смогут и те, у кого в медкарте не значится, что они болели COVID-19. Для этого им необходимо с заявлением обратиться к руководителю медицинской организации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer