Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новый истребитель России создается с невиданной скоростью


19 июля 2021 года Александр Тимохин, Взгляд


Главной премьерой открывающегося во вторник авиасалона МАКС-2021 станет самолет, которых Россия не показывала долгие десятилетия – новый однодвигательный истребитель. То, как создается эта машина и какие характеристики она должна получить, свидетельствует об огромном прорыве в российском военном авиапроме.

Главной премьерой открывающегося во вторник авиасалона МАКС-2021 станет самолет, которых Россия не показывала долгие десятилетия – новый однодвигательный истребитель. То, как создается эта машина и какие характеристики она должна получить, свидетельствует об огромном прорыве в российском военном авиапроме.

Тот факт, что этот самолет очень нужен нашей стране, обсуждался давно. Уже опубликованные фотографии этого самолета показывают машину, по компоновке напоминающую американский F-35, но с использованием технических решений от двухдвигательного Су-57. И давненько уже в СМИ попала фотография носовой части модели подобного самолета на столе у вице-премьера Ю. Борисова – сейчас очевидно, что эта моделька отражала именно идущую разработку реальной машины.

О том, какие выгоды для России даст этот самолет, газета ВЗГЛЯД уже писала. Повторяться не будем, скажем лишь кратко – это позволит ВКС прийти к самой рациональной и распространенной структуре парка боевой авиации в мире – массовый легкий истребитель, который в силу относительной дешевизны может производиться в огромных количествах, а для борьбы за господство в воздухе с серьезным противником – тяжелые многоцелевые самолеты с передовым радиоэлектронным оборудованием, оружием и уникальными летно-техническими характеристиками. Так сделано у американцев с их легкими F-16 и F-35A и тяжелыми F-15 и F-22. Опционально у них есть штурмовики А-10 и тяжелые ударники F-15E. Ну так и у нас есть Су-25, а на место специализированного тяжелого ударника есть аж два кандидата – Су-30СМ и Су-34.

Такое преобразование сделает нашу авиацию намного сильнее. И это же сделает нашу авиацию намного дешевле, а кроме того, при удачном раскладе позволит зарабатывать огромные деньги на экспорте. Один вылет такого истребителя «на удар» будет в разы дешевле, чем вылет Су-24, к тому же ему не нужен будет истребитель прикрытия. А эффективность будет выше.

В общем, это по-настоящему хорошая новость. Первая такая за десятки лет, которую наши ВКС ждали многие годы, ранее, в 1990-х, необоснованно отказавшись от однодвигательных самолетов. Но масштаб события, которое произойдет 20 июля, намного больше, чем просто первый показ новой многообещающей боевой машины.

Возвращение секретности

Огромное удовлетворение всем «людям в теме» доставило то, что эта машина была явлена публике внезапно. Утечек о подробностях разрабатываемой новой машины почти не было, значимых утечек, которые смогли бы пролить свет на сроки появления первого образца, не было вообще. Это говорит о том, что в нашем многострадальном государстве наконец-то занялись обеспечением гостайны именно так, как это, по сути, необходимо.

В основном у нас дела делаются совсем иначе – высокопоставленные чиновники и офицеры делают многозначительные лица вместо ответов на вопросы, а потом по недосмотру ответственных работников в прессу сливается абсолютно секретная информация. Таких случаев специалисты могут вспомнить очень много. Но при этом по факту у нас секретили и секретят то, что требует общественного обсуждения, а сливают в эфир то, что в него не должно попадать никогда. Американцы, например, действуют строго наоборот.

История с новым истребителем – как раз обратный и положительный пример. Ни Минобороны, ни Объединенная авиастроительная корпорация не пытались сделать вид, что у нас всё хорошо и правильно в авиации. Информация о том, что кое-какие работы в нужную сторону все-таки идут, дозированно сливалась в СМИ таким образом, что публика (и противник!), с одной стороны, ничего из этой информации не могли получить, с другой – знали, что имеющиеся проблемы решаются. Под правильной завесой секретности удалось разработать полностью новый самолет, не имеющий прототипа, и объявить о его существовании уже после постройки как минимум макета, а скорее всего, экспериментального образца.

Это высший пилотаж, класс. Можно только поаплодировать. А еще пожелать, чтобы так же стало везде. Правильные решения, правильное обеспечение секретности, правильные «сливы», осязаемый результат.

Но и это не все хорошие новости.

Возвращение быстроты

Вторым важнейшим аспектом появления новой машины стала скорость ее разработки. Для примера сравним с Су-57. Формально его начали придумывать в 2001 году, а контракт на разработку подписали в 2003-м. Сейчас, в 2021 году, самолет еще не готов – нет предусмотренного тактико-техническим заданием двигателя. Но это – поверхностный взгляд. На самом деле, те 20 лет, которые идет работа над этим самолетом, это верхушка айсберга, и, будем циничными – это еще немного. Реально Су-57 почти получился ВСЕГО за 20 лет потому, что до этого у «Сухого» был огромный задел – работы над истребителем будущего велись еще с советских времен, с середины 1980-х, и в ходе этих работ даже был создан экспериментальный истребитель С-47 «Беркут». Этот опыт однозначно помог с созданием Су-57. Если кто-то не верит в то, что 20 лет это мало, то пусть посмотрит на американские мучения с F-35.

Этот пример ярко иллюстрирует то, сколько времени сегодня нужно для того, чтобы создать новый самолет. Десятки лет интенсивного труда огромных коллективов и огромные деньги.

Сейчас через этот порог пытаются перешагнуть американцы со своей программой NGAD, которая предусматривает, помимо всего прочего, ускорение сроков производства авиатехники. Но в целом огромные сроки создания новых самолетов – это общемировой тренд, обусловленный сложностью современной авиатехники.

И вот однодвигательная машина. Фонарь кабины, похожий на Су-57, говорит о том, что его начали разрабатывать после того, как был ясен облик Су-57. Внешний вид машины явно говорит о том, что этот самолет во многом унифицирован со «старшим братом». А это значит, что в случае однодвигательной машины разработка началась уже тогда, когда как минимум некоторые подсистемы Су-57 уже были созданы, а возможно, уже когда сам Су-57 был создан. Конечно, это разработка велась не на пустом месте – и у «МиГа», и у «Сухого» были наработки по однодвигательным машинам, и давно. Но это были, во-первых, бумажные наработки, а во-вторых, они не сильно похожи на показанную машину, в том числе по принципиальным особенностям конструкции планера.

Всё это говорит вот о чем – самолет придумали очень быстро. Тренд на десятки лет разработок сломлен, и это не просто впервые в России, это впервые в мире за очень много лет. Реактивные боевые самолеты не создавались с такой скоростью с 60-х годов прошлого века. Секретность проекта тоже косвенно свидетельствует о быстрой разработке – иначе что-то да утекло бы в прессу. А тут утечка о программе просто не успела произойти.

Такие быстрые сроки говорят о том, что где-то в области организации проектирования у нас совершен прорыв. Российские авиаинженеры научились работать так, как раньше не умели. И если такие темпы продолжатся, то можно смело говорить о том, что Россия совершила выдающийся прорыв мирового значения – научилась создавать сложную технику быстрее всех. Выгоды такого прорыва очевидны и не нуждаются в разъяснениях.

Но и это не всё.

Прорыв в унификации

Если посмотреть на старые советские самолеты, то бросается в глаза не самый высокий уровень унификации. С планера на планер кочевали двигатели, иногда компоненты прицельных комплексов, оружие, некоторые подсистемы. Но очень много разрабатывалось для каждого самолета отдельно.

Макет нового однодвигательного истребителя (или его первый опытный образец) оставляет впечатление, что он разработан со значительным использованием имеющихся серийных комплектующих и систем.

Это, во-первых, шаг вперед по сравнению со старыми временами, во-вторых, экономия для ВКС, и в-третьих, те самые очень быстрые сроки разработки. И это тоже шаг вперед, давно назревавший и наконец-то сделанный в нашей стране. Рациональный подход к созданию боевой техники – это то, чего нашей стране всегда не хватало. Возможно, у этой машины окажется серийный двигатель АЛ-41Ф вместо «изделия 30», которое никак не может попасть на серийные машины, но и в такой комплектации, это, что называется, убойный аппарат. И, видимо, относительно недорогой.

Конечно, есть вопрос: где производить новую машину? Но, видимо, его решат – пока идут испытания, подготовку к производству новой машины можно будет выполнить сразу на нескольких авиазаводах. Это решаемо, если решать.

А вот тот факт, что у наших Вооруженных сил нет таких систем взаимного обмена информацией (ВЗОИ), как у американцев – это жирный минус. Ничего подобного американской системе ВЗОИ Link 22 у нас нет даже близко, и потенциал нового истребителя без такой системы будет сильно уступать американским F-35, при всем его возможном превосходстве в летно-технических характеристиках.

С другой стороны, пока самолет ставится «на крыло», у профильных структур есть время на разработку подобной же информационной системы. Если это сделать, то наш самолет, который, скорее всего, будет летать намного лучше, чем F-35, и (если верить картинкам Ростеха) будет иметь мощную оптико-электронную прицельную систему (а может и систему разведки), как у F-35, получит еще и аналогичные информационные возможности. Будем надеяться на это.

В общем, создание нового истребителя – это по-настоящему прорывное событие. Есть чему порадоваться, и не только в части авиации. Пусть этот прорыв станет началом других таких же.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer