Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сильное небо: чего ожидать от МАКС-2021


18 июля 2021 года Андрей Фролов, Роман Крецул, Известия


Международный авиакосмический салон МАКС-2021 открывается в Подмосковье 19 июля. На нем ожидается презентация нескольких российских новинок, с которыми смогут ознакомиться потенциальные покупатели. По словам военно-дипломатических источников, по итогам 2019–2020 годов отмечен значительный рост интереса к боевой авиации из РФ у зарубежных заказчиков. Этой тенденции не помешало активное санкционное противодействие со стороны Соединенных Штатов. Как изменится ситуация с международными контрактами в области военной авиации в ближайшие годы и какие перспективы ожидают российских производителей, разбирался военный эксперт Андрей Фролов.

Международный авиакосмический салон МАКС-2021 открывается в Подмосковье 19 июля. На нем ожидается презентация нескольких российских новинок, с которыми смогут ознакомиться потенциальные покупатели. По словам военно-дипломатических источников, по итогам 2019–2020 годов отмечен значительный рост интереса к боевой авиации из РФ у зарубежных заказчиков. Этой тенденции не помешало активное санкционное противодействие со стороны Соединенных Штатов. Как изменится ситуация с международными контрактами в области военной авиации в ближайшие годы и какие перспективы ожидают российских производителей, разбирался военный эксперт Андрей Фролов.

Доминирование в воздухе

Очевидно, что рынок боевой авиации переживает серьезную трансформацию, связанную в первую очередь с тем, что на нем появляются новые игроки, а также усиливается роль нерыночных факторов, связанных с санкционной политикой США и Европейского союза.

Самым очевидным игроком на мировом рынке боевых самолетов будет оставаться американский F-35 в различных модификациях, который явно станет и самым многочисленным истребителем пятого поколения, и самым экспортируемым. Видимо, вслед за ОАЭ начнется его проникновение в страны Ближнего Востока, которые, с одной стороны, имеют средства для закупки, а с другой — проводят дружественную США и Израилю политику. Нельзя исключать и появление самолета в Индии.

Важным конкурентным преимуществом американского ВПК является и наличие других, более дешевых предложений. До сих пор ведется активный маркетинг истребителей четвертого поколения F-15, F-16 и F-18, причем в постоянно совершенствуемых вариантах. Долгосрочные перспективы F-16 выглядят не столь радужными, одна из последних надежд этого самолета — победа на индийском истребительном тендере MMRCA-2. Но у других ситуация складывается куда удачнее. ВВС США планируют закупить 144 истребителя F-15EX, а до конца 2024 года в американские ВМС будут поступать F/A-18E/F Block III. Заказы от военного ведомства США поддержат истребители и на внешних рынках.

В последние годы серьезно нарастил свое присутствие в мире истребитель Dassault Rafale. После почти 20-летнего отсутствия контрактов на него в настоящее время Rafale активно экспортируется, причем на рынок выставляются самолеты из наличия ВВС Франции. Очевидно, что закупки этих истребителей нынешними эксплуатантами будут продолжаться (к примеру, Индией и Египтом), при этом весьма вероятны победы французской машины и в новых регионах, в частности индонезийском.

Свое присутствие на экспортных направлениях сохранит и европейский истребитель Eurofighter Typhoon, хотя новых прорывов тут ожидать не приходится. Но получение на него отдельных новых контрактов со стороны нынешних стран-эксплуатантов полностью исключать нельзя.

Очевидно, что с каждым годом всё активнее будет ощущаться присутствие на рынке китайских истребителей. Наряду с уже активно продающимся в небогатые страны третьего мира легким JF-17 (формально пакистанского производства) Китай активно выводит на витрину истребитель J-10C (видимо, стартовым заказчиком станет Пакистан), а в перспективе и специальный экспортный истребитель FC-31. Нельзя исключать и отдельные контракты на поставки китайских клонов истребителей Су-27 и Су-30 из наличия ВВС НОАК (J-11 и J-16). Видимо, как раз JF-17, J-10 и FC-31 станут основными конкурентами российского ЛФИ.

Устойчивые позиции

Своеобразным предложением на рынке является шведский истребитель Saab JAS-39E/F, который в определенных условиях также может получить новые контракты, но всё же его ниша довольно ограничена. До конца 2020-х годов спрос на этот самолет останется. Кроме того, традиционно для шведов могут иметь место и отдельные контракты на истребители из наличия ВВС страны.

Наконец, фактором неопределенности являются разрабатываемые в различных странах собственные боевые машины. На сегодняшний день довольно крепко выглядят позиции южнокорейского истребителя KF-21, который, скорее всего, будет приобретен ВВС Индонезии. Впрочем, производство серийных машин запланировано только на 2026 год, и, видимо, до конца десятилетия приоритетом будут поставки министерству обороны Южной Кореи.

Определенными экспортными перспективами может обладать и разрабатываемый в Турции истребитель TF-X. Но поскольку первый полет прототипа запланирован только на 2025 год, а серийные поставки — на начало 2030-х, очевидно, что он представляет из себя актора весьма отдаленной перспективы.

Ожидать серьезной конкуренции от индийского истребителя Tejas не приходится, так же как и от разрабатываемого истребителя пятого поколения АМСА.

Что же Россия? Как можно предположить, в ближайшие годы основными экспортными истребителями продолжат оставаться Су-35 и Су-30МКИ, причем последний, возможно, будет в модернизированном варианте. Ожидать скорой поставки на экспорт истребителя Су-57Э вряд ли приходится — как минимум до достижения запланированных темпов производства в 12 истребителей в год для ВКС России. Нельзя исключать отдельных контрактов на истребители МиГ-35 (или МиГ-29М/М2), но они, скорее всего, будут исходить от тех стран, которые уже являются эксплуатантами МиГ-29 предыдущих модификаций. Отдельная ниша имеется у фронтового бомбардировщика Су-34 (Су-32 в экспортном варианте), скорее всего, на него тоже будут получены отдельные контракты от состоятельных стран, уже эксплуатирующих фронтовые бомбардировщики Су-24.

Можно констатировать, что рынок пилотируемой боевой авиации в ближайшие годы будет весьма конкурентным с явным доминированием американских производителей, а в отдаленной перспективе и китайских. Обращает внимание, что как США, так и Китай имеют несколько модельных рядов, что значительно расширяет возможности для экспорта. Но и российские позиции выглядят довольно устойчивыми, хотя давление со стороны США на потенциальных заказчиков будет только возрастать.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer