Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Морской авиации России – 105 лет


17 июля 2021 года Ростех


Ежегодно 17 июля в России отмечается День авиации Военно-морского флота (ВМФ). Официально этот праздник был учрежден в 1996 году, но имеет более, чем столетнюю историю. Дата выбрана в память о первой победе русских морских летчиков в воздушном бою 17 июля 1916 года.

Ежегодно 17 июля в России отмечается День авиации Военно-морского флота (ВМФ). Официально этот праздник был учрежден в 1996 году, но имеет более, чем столетнюю историю. Дата выбрана в память о первой победе русских морских летчиков в воздушном бою 17 июля 1916 года.

Сегодня авиация ВМФ РФ активно осваивает модернизированные самолеты и вертолеты, а также новые виды вооружения. О становлении, развитии и главных машинах морской авиации – в нашем материале.

Между морем и небом

В этом году День авиации Военно-морского флота (ВМФ) можно назвать юбилейным: 25 лет со дня официального учреждения праздника, 105 лет – морской авиации России. Исторический отсчет начинается 17 июля 1916 года, когда русские морские летчики одержали свою первую победу в воздушном бою. Тогда четыре гидросамолета поднялись в небо над Балтийским морем и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами, которые угрожали русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Два вражеских самолета были сбиты, остальные два обратились в бегство. Этот день и принято считать днем рождения морской авиации российского ВМФ.

К началу Первой мировой войны Балтийский и Черноморский флоты уже обзавелись по одному гидроавиационному отряду. Вооружились они передовыми для того времени отечественными летающими лодками М-5 и М-9. Уже к 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала более 250 гидросамолетов. Корабельные самолеты того времени, конечно, не могли так эффектно взлетать и садиться на палубу, как современные. Первые модели нуждались в подъемном кране – спускались с его помощью на воду для взлета и поднимались на корабль с воды после посадки. Однако именно гидросамолетам обязано само зарождение морской авиации.

Служили они в ВВС Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, в авиационных частях Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий. Примечательно, что в самом начале Великой Отечественной морским летчикам пришлось повоевать в основном на сухопутных фронтах. В августе 1941 года именно они бомбили Берлин. Уже с 1943 года основные бои велись против кораблей противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 700 потопленных кораблей и более 5 тыс. подбитых самолетов противника.

После войны начинается реактивная эра – морская авиация переходит на реактивные самолеты, вооружается новыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, торпедами. Появление авианесущих кораблей формирует палубную авиацию.

Сегодня основу российской морской авиации составляют отечественные самолеты и вертолеты различного назначения, которые продолжают совершенствоваться – становятся быстрее, выносливее, мощнее в плане вооружения, могут преодолевать еще большие расстояния. О некоторых легендарных представителях морской авиации страны – в нашей подборке.

МиГ-31: боевой воздушный корабль

Сегодня несколько эскадрилий  морской авиации ВМФ РФ вооружены истребителями МиГ-31, которые активно переходит на модернизированные МиГ-31БМ.

Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-31 военные заслуженно прозвали «боевой воздушный корабль». Новая модификация МиГ-31БМ также полностью оправдывает это название. Внушительная боевая нагрузка, скорость и возможность выполнять боевые задачи на высоте более 20 км. Периодически экипажи проводят тренировочные полеты в и ликвидацию целей на предельных высотах. В этом МиГ-31БМ помогает бортовое оборудование с возможностью наведения на них наземных средств ПВО, а также других истребителей.

Бе-200: реактивная амфибия

Именно с гидросамолетов начиналась когда-то морская авиация. Самый современный представитель российской гидроавиации – Бе-200. Кстати, это единственный в мире реактивный самолет-амфибия. Бе-200 может эксплуатировать как на суше – аэродромах, так и на воде – водоемах глубже 2,6 м. Совершить посадку на воду Бе-200 может даже при метровых волнах. 

Бе-200 отлично помогает в борьбе с лесными пожарами – такому самолету не нужно каждый раз возвращаться на аэродром, чтобы набрать баки водой. Глиссируя по поверхности подходящего водоема, машина может взять на борт 12 тонн воды всего за 14 секунд. Самолеты Бе-200 с 2004 года борются с пожарами, и не только в России. Наша амфибия помогала пожарным во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии, Израиле. На днях Бе-200 морской авиации ВМФ РФ был направлен в Турцию для тушения пожаров.

Су-33: первый корабельный истребитель

Су-33 можно назвать палубной версией легендарного Су-27, которая была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. В 1989 году истребитель Су-27К (так назывался тогда Су-33) совершил первую в отечественной истории «обычную» посадку самолета на палубу авианосца. На долгие годы Су-33 стал единственным корабельным истребителем отечественного ВМФ.

Специалистам ОКБ Сухого удалось достаточно оперативно сдать на вооружение новый палубный самолет. Дело в том, что система вооружения серийного фронтового истребителя Су-27 не требовала особых изменений для корабельной версии. Конечно, морской вариант истребителя был доработан для базирования самолета на корабле, например, была установлена система складывания крыла. Кроме того, потребовались усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака.

Су-33 базируются на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии. Это было первое в истории России боевое применение палубных самолетов Су-33.

МиГ-29К: новый взлет «по-самолетному»

Корабельный истребитель МиГ-29К стал одним из первых отечественных боевых самолетов, который может садиться и взлетать с корабля «по-самолетному». Кстати, впервые это произошло в тот же день, когда с палубы поднялся Су-33, – 1 ноября 1989 года. Однако программа разработки палубного «МиГа» была приостановлена, и возродилась только в 2000-х годах. Поспособствовал этому интерес иностранного заказчика – в 2004 году был подписан контракт с Индией на закупку большой партии корабельных истребителей в одноместном (МиГ-29К) и двухместном (МиГ-29КУБ) вариантах.

Чуть позже МиГ-29К занял свою нишу и в российском ВМФ. Большие заказы позволили усовершенствовать истребитель до уровня 4++. При этом корабельный МиГ-29К – это уже не просто улучшенный МиГ-29, а можно сказать новый самолет. Машина соответствует высоким  требованиям, предъявляемым к  палубным истребителям, оснащена посадочным гаком, усиленной конструкцией планёра. На МиГ-29К установлена «стеклянная кабина», то есть все приборы в кабине пилота – цифровые. Современная авионика позволяет применять весь спектр высокоточных ракет и авиабомб.

«Камовские» вертолеты на борту

Сегодня ни один крупный боевой корабль не обходится без палубного вертолета. Семейство Ка-27 – основные корабельные противолодочные вертолеты ВМФ России. На Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) холдинга «Вертолеты России» прошла серийная модернизация этих машин. Обновленные Ка-27М уже несут службу в авиации ВМФ РФ.

Ка-27 способен обнаруживать как надводные цели, так и под водой современные подлодки. Данные о них вертолет передает на корабельные и береговые пункты, может атаковать сам. Для этого Ка-27 оснащен радиолокационной прицельно-поисковой системой «Осьминог», а также может нести торпеды, глубинные и ориентирные бомбы. С палубы корабля Ка-27 способен взлететь при волнении моря до пяти баллов, когда высота волны доходит до двух метров.

Вернулись в строй транспортно-боевые Ка-29. Построенные в советское время, вертолеты с 1990-х годов находились на хранении. Интерес к ним появился на фоне контракта с Францией о поставке кораблей «Мистраль» российскому ВМФ. «Мистрали» так и не «доплыли», а Ка-29 вошли в состав флота. Машины были отремонтированы и обновлены, но самое главное – получили радиоэлектронную «начинку» и современное вооружение. 

Ка-29 также хороший транспортный вертолет. В салоне машина может нести до 2 тонн груза, на внешней подвеске – до четырех. Это большое преимущество при переброске грузов или личного состава между кораблями, а особенно при десантных операциях. Кстати, в грузовой кабине вертолета Ка-29 могут разместиться 16 морских пехотинцев в полном снаряжении.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer