Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ответ Безоса: чем полет Blue Origin отличается от Virgin Galactic


16 июля 2021 года Александр Войтюк, N+1


«Космическая гонка миллиардеров» в самом разгаре — совсем недавно на своем ракетоплане прокатился основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, а 20 июля ракета New Shepard должна отправить в космос капсулу с конкурентом Брэнсона — Джеффом Безосом, основателем компании Blue Origin. Разбираемся как пройдет этот полет и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic.

«Космическая гонка миллиардеров» в самом разгаре — совсем недавно на своем ракетоплане прокатился основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон, а 20 июля ракета New Shepard должна отправить в космос капсулу с конкурентом Брэнсона — Джеффом Безосом, основателем компании Blue Origin. Разбираемся как пройдет этот полет и чем он отличается от вояжа Virgin Galactic.

Обе компании борются за одну цель — запускать людей и научные эксперименты в суборбитальное пространство, когда корабль пересекает границу космоса и атмосферы, но не выходит на околоземную орбиту. Virgin Galactic и Blue Origin намерены серьезно расширить рынок космического туризма — чтобы больше обычных людей могло попасть в космос без участия госкорпораций. 

А это точно космос?

Само понятие границы космического пространства и атмосферы Земли (она же линия Кармана) остается предметом споров. По определению Международной авиационной федерации (FAI) она находится на высоте ста километров — среда там становится настолько разреженной, что уже не может генерировать подъемную силу для летательного аппарата. При этом, по данным моделирования, для аппаратов разной конструкции высота, где аэродинамические силы перестают серьезно влиять на полет, может варьироваться с 66 до 88 километров. Этот факт стал три года назад поводом для FAI предложить коллегам из Международного астронавтической федерации (IAF) обсудить возможность «приспустить» границу космоса до 80 километров, но никакого формального решения организации до сих пор не приняли.

Американские военные и NASA считают, что астронавт — это человек, который совершил полет на высоте выше 50 миль (80,47 километров). Благодаря этому члены экипажа ракетоплана VSS Unity, слетавшего на высоту 86 километров, а также сам Ричард Брэнсон, уже получили значки «коммерческих астронавтов».

Blue Origin, в отличие от своего конкурента, не нуждается в том, чтобы уточнять границы космоса — ее аппарат способен подниматься до 106 километров, а значит точно попадет в космос как по американским меркам, так и международным.

Суборбитальный прыгун

Для туристических полетов Blue Origin использует систему вертикального взлета и посадки, размерами 15 на 3,7 метра, которая состоит из одноступенчатой ракеты-носителя и герметичной пассажирской капсулы. Ракета оснащена кислородно-водородным двигателем ВЕ-3 с тягой 490 килоньютонов и способна возвращаться на Землю, что делает ее, по словам разработчиков, многоразовой.
   
Капсула рассчитана на шесть человек, каждый из которых имеет возможность рассматривать происходящее за бортом в огромное прямоугольное окно. Для сравнения — кабина VSS Unity также рассчитана на шесть пассажиров, которые могут наблюдать Землю через дюжину небольших круглых иллюминаторов. На пике полета, во время состояния невесомости, пассажиры смогут передвигаться по капсуле, держась за поручни, которых в VSS Unity нет. Еще одно отличие New Shepard от ракетоплана Virgin Galactic — весь полет проходит в полностью автоматическом режиме, в то время как VSS Unity управляется пилотами. 

В случае нештатной ситуации пассажиров New Shepard должна спасти аварийная система увода капсулы от ракеты, которая ранее трижды успешно прошла испытания — на стартовой площадке, во время максимальных нагрузок на взлете ракеты и уже после отделения от нее. Есть запас надежности и у парашютной системы — капсула способна сесть на двух из трех парашютов. Ракетоплан Virgin Galactic системой аварийного спасения не обладает, и в случае аварии пассажирам придется возвращаться на Землю самостоятельно при помощи индивидуальных парашютов.

Полет New Shepard проходит следующим образом. Через примерно три минуты после старта ракеты, на высоте 40 километров, от нее отделяется капсула. После этого ракета садится на площадку в 3,2 километрах от стартовой позиции, маневрируя при помощи маршевого двигателя. Капсула, продолжая по инерции набирать высоту, на 2-3 минуты залетает за линию Кармана, а после — падает обратно на Землю. Через 9 минут после старта автоматика выпустит три парашюта, и капсула совершит мягкую посадку на скорости около 45 сантиметров в секунду, кратковременно запустив в самом конце тормозной двигатель. Весь полет займет около 11 минут, из них четыре пассажиры проведут, наслаждаясь невесомостью. По сути план полета New Shepard схож с полетом первого астронавта США Аланом Шепардом на корабле «Меркурий-Редстоун-3» в 1961 году — отсюда и название системы.

Первый экипаж

New Shepard уже совершила несколько успешных беспилотных полетов, в одном из которых на борту капсулы был манекен. Теперь в космос на четвертой модели ракеты NS-4 впервые отправятся люди: 

  • Основатель компании Blue Origin Джефф Безос.
  • Его брат Марк Безос.
  • 82-летняя Уолли Фанк (Wally Funk) — летчица, которая в 1961 году прошла отбор в программу женщин-астронавтов (известная в СМИ, как «Меркурий-13»). NASA в те годы женщин в качестве кандидатов официально не рассматривало, программа была свернута, и никто из этой группы в космос так и не попал. Фанк — самая молодая из 13-ти женщин, прошедших отбор.
  • 18-летний студент Оливер Дэемен (Oliver Daemen) — сын миллиардера и основателя нидерландской инвестиционной компании Somerset Capital Partners, который изначально планировал полететь сам, но решил лететь следующим рейсом.
  • Таким образом, после полета из капсулы выйдут самый молодой и самый старый астронавт в мире. Загадочный и до сих пор неназванный первоначальный победитель аукциона, который получил право слетать в космос вместе с Безосами и выложить за это 28 миллионов долларов, решил лететь на New Shepard в другой раз. 


Что дальше?

Обе компании уже получили официальные разрешения на пилотируемые запуски, так что продолжат подготовку к началу дальнейших туристических полетов. Очередь на борт ракетопланов Virgin Galactic уже довольно внушительна — как минимум 600 человек отдали за билет 250 тысяч долларов (среди которых оказался и Илон Маск). Компания обещает, что повезет первых клиентов в космос после того, как проведет еще два испытательных полета. Клиентам Blue Origin придется выложить за полет в космос около 500 тысяч долларов. При этом пока неизвестно, будет ли компания создавать новую версию системы на смену NS-4, а Virgin Galactic — делать новый ракетоплан.

Подготовка к полету на New Shepard не займет много времени для платежеспособного клиента — всего четыре дня. Пассажиры должны весить от 49,9 до 108,9 килограммов, быть ростом от 152,4 до 193 сантиметров, выдерживать перегрузки от 3 g (во время взлета) до 5,5 g (во время посадки), быть способными подняться на семь лестничных пролетов менее чем за 90 секунд и провести до 90 минут в замкнутом пространстве.

Помимо людей, в суборбитальный полет можно отправлять и научные эксперименты. 11 июля на борту ракетоплана VSS Unity вместе с Ричардом Брэнсоном были пробирки с резуховидкой Таля — часть эксперимента NASA, который изучает влияние микрогравитации на растения. New Shepard прежде тоже возил полезную нагрузку в ходе испытательных полетов, но возьмет ли Безос в свой полет какой-то научный эксперимент, неизвестно.

В России суборбитальным туризмом планировала заняться компания «Космокурс», разрабатывавшая комплекс из одноступенчатой ракеты и семиместного корабля. Однако весной этого года она объявила о своем закрытии из-за ряда сложностей и высоких финансовых рисков.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer