Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Ключ на старт". Кто отправляет ракеты с космодрома Восточный


15 июля 2021 года Екатерина Киселева ​, ТАСС


1 июля состоялся десятый запуск ракеты-носителя "Союз 2.1б". Ракета взлетела на закате, оставив в небе похожий на медузу след. И если бы начальник совместного расчета подготовки и пуска ракетно-космического назначения разгонного блока "Фрегат" Алексей Асхадулин верил в приметы, то увидел бы в этом благоприятный знак. Но он просто доволен, что его дебютный запуск прошел успешно. О работе молодого специалиста, ответственного за запуск космических кораблей, — в материале ТАСС

1 июля состоялся десятый запуск ракеты-носителя "Союз 2.1б". Ракета взлетела на закате, оставив в небе похожий на медузу след. И если бы начальник совместного расчета подготовки и пуска ракетно-космического назначения разгонного блока "Фрегат" Алексей Асхадулин верил в приметы, то увидел бы в этом благоприятный знак. Но он просто доволен, что его дебютный запуск прошел успешно. О работе молодого специалиста, ответственного за запуск космических кораблей, — в материале ТАСС.

Первый номер

Ракету с космодрома Восточный в Амурской области впервые запустили в 2016 году. С тех пор они отправлялись отсюда один-два раза в год. Но 2021-й стал рекордным, ведь с января таких пусков здесь было уже четыре. В июле запуском руководил 34-летний Алексей Асхадулин. В космической отрасли он работает уже около 15 лет, но за подготовку и полет "Союза" отвечал впервые.

По данным пресс-службы космического центра "Восточный", Асхадулин стал вторым пускающим в России. Необходимость в обучении уникального специалиста появилась именно из-за роста количества запусков с Восточного.

"В 2006 году я пришел работать в байконурский филиал ракетно-космического центра "Прогресс", был монтажником спецоборудования летательных аппаратов третьего разряда. Работа на тот момент состояла в бортовом расчете систем управления и в обеспечении борта — в сборке схем, в установке приборов переключения, в участии в испытаниях непосредственно на борту", — говорит Асхадулин.

В этой должности он проработал до 2014 года, а после устроился на соседнее предприятие — в космический центр "Южный", в Центр организации контроля и испытания ракетно-космической техники. Вырос до главного специалиста, и в 2015 году принял предложение работать на Восточном.

"Шестой год знаком со стартовым комплексом, участвовал во всех пусках, начиная с первого. В мои обязанности входила эксплуатация наземного оборудования в плане обеспечения работоспособности и функционирования", — рассказывает он.

Логическим продолжением космической карьеры стало назначение на должность начальника совместного расчета подготовки и пуска ракеты космического назначения с разгонным блоком "Фрегат", если проще — пускающего, или, как говорят на космодроме, первого номера. Вместе с большой должностью у молодого специалиста появилась и большая ответственность.

К пуску готовы

Основные работы на техническом и стартовом комплексах по подготовке ракеты к пуску занимают десять рабочих дней. Боевой расчет проверяет оборудование, проводит его испытания. "Непосредственно на подготовку ракеты на самом стартовом комплексе, согласно технологии, разработанной на космодроме Восточный, отводится четыре дня", — добавляет Асхадулин.

Установка ракеты-носителя на стартовый стол — зрелище не менее ожидаемое и эффектное, чем сам запуск. То, как тепловоз на рассвете везет по рельсам "Союз", впечатляет: преодолев 4,5 км от монтажно-испытательного комплекса до стартового комплекса, 50-метровую ракету поднимают до вертикального положения и "прячут" под мобильной башней обслуживания, чтобы заправить топливом, перепроверить исправность оборудования.

"Пусковой день начался с построения и постановки задач совместному (боевому) расчету. Дальше проверили исходное состояние и провели внешний осмотр ракеты-носителя", — уточняет специалист.

Подготовленная к старту ракета несколько часов проводит в одиночестве — стартовый комплекс покидают абсолютно все специалисты, так как после команды "Ключ на старт!" находиться здесь невозможно. На время пуска специалисты перемещаются в укрепленный командный пункт, его еще называют сердцем космодрома, он расположен в 300 м от стартового комплекса.

Покидая Землю

Именно Асхадулин дает команду "Ключ на старт!", после чего с помощью поворота специального ключа подготовка запуска переводится на автоматический режим. Правда, "Союз" взмывает в небо не сразу. Следует еще до десяти команд, последовательность которых регламентирована циклограммой пуска. 

Ракета покидает Землю после команд "Пуск!", когда начинается подача компонентов топлива в двигательную установку, и "Зажигание!" — воспламенение топлива в камерах сгорания. 1 июля в 21:48 (15:48 мск) ракета-носитель, дождавшись этих команд, полетела. 

"Первый юбилейный пуск с космодрома и личный дебют. Рад, что мы справились. Конечно, в душе присутствовало волнение, но все получилось. Осталось дождаться, чтобы все аппараты вышли на заданные орбиты, и тогда наши задачи будут выполнены на 100%", — говорил Асхадулин спустя час после запуска. Статус успешного был подтвержден спустя еще три часа, когда поступило сообщение, что разгонный блок "Фрегат" вывел на орбиту 36 аппаратов.

Всевозможные нештатные ситуации, которые могут возникнуть как при подготовке к запуску, так и во время него, описаны в эксплуатационной документации. Говорить о них не принято. "При их появлении номера расчета знают, что делать", — уверенно говорит Асхадулин.

И хотя на космодроме есть свои профессиональные приметы, первый номер Восточного в них не верит. "Для меня больше примет важно то, что после запуска мне звонит жена, поздравляет с успешной работой и радуется за меня", — заключает он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer