Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет ненормальный: бизнес просит отозвать законопроект Минтранса о дронах


12 июля 2021 года Анна Устинова, Известия


Бизнес высказался против регулирования полетов беспилотников и попросил отозвать соответствующий законопроект Минтранса. Свое обращение Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем AeroNext 9 июля направила в Минтранс, Минэк и Минпромторг (копия документа есть у «Известий»). Отрасль не согласна с обязательной государственной сертификацией даже «легких» дронов от 250 г до 25 кг и выдачей свидетельств специалистам по их эксплуатации. Кроме того, критику ассоциации вызывает оснащение беспилотников бортовыми устройствами, позволяющими наблюдать за полетом. Эксперты считают, что разумное регулирование отрасли все же необходимо: отсутствие нормативной правовой базы замедлит развитие отечественного рынка дронов и услуг с их использованием.

Бизнес высказался против регулирования полетов беспилотников и попросил отозвать соответствующий законопроект Минтранса. Свое обращение Ассоциация работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем AeroNext 9 июля направила в Минтранс, Минэк и Минпромторг (копия документа есть у «Известий»). Отрасль не согласна с обязательной государственной сертификацией даже «легких» дронов от 250 г до 25 кг и выдачей свидетельств специалистам по их эксплуатации. Кроме того, критику ассоциации вызывает оснащение беспилотников бортовыми устройствами, позволяющими наблюдать за полетом. Эксперты считают, что разумное регулирование отрасли все же необходимо: отсутствие нормативной правовой базы замедлит развитие отечественного рынка дронов и услуг с их использованием.

Нуждается в упрощении

Разработчики беспилотных авиационных систем (БАС) просят отозвать законопроект Минтранса, который вносит изменения в отдельные законодательные акты для повышения безопасности полетов, в частности в регулирование дронов. Публичное обсуждение инициативы завершилось 9 июля.

Законопроект обязывает сертифицировать элементы и компоненты беспилотников со взлетной массой от 0,25 до 25 кг и изменение их конструкций. Кроме того, свидетельства должны получить разработчики БАС, изготовители оборудования для радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, а также компании, обслуживающие полеты. За прохождение сертификации нужно заплатить.

Ведомство также настаивает на госсертификации образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов по эксплуатации беспилотных воздушных судов (БВС) в случае их использования в коммерческих целях. Кроме того, должны появиться сертификационные центры, испытательные лаборатории и эксперты по приемке. Такие требования отрасль считает избыточными.

Проект предлагает также ввести обязательное оснащение всех БВС от 0,25 кг бортовыми устройствами, позволяющими наблюдать за их полетом и принудительно прерывать при необходимости.

Представители бизнеса полагают, что законопроект выступает усложненной редакцией прошлогодней инициативы Минтранса, не поддержанной рабочей группой по законодательству и устранению административных барьеров Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» и получившей отрицательное заключение Минэка по результатам оценки регулирующего воздействия.

«По мнению ассоциации «Аэронекст», принятием законопроекта будут перечеркнуты все усилия предыдущих лет по совершенствованию законодательства в отношении БАС, будет фактически блокирован высокотехнологичный рынок разработки и производства отечественных БАС и предоставления услуг с их использованием», — говорится в письме.

В то же время ассоциация полагает, что разумное регулирование необходимо. Отсутствие нормативной правовой базы замедлит развитие отечественного рынка беспилотных систем и услуг с их использованием.

Нужно изменить отношение государства к беспилотной авиации, иначе проблема избыточного регулирования не исчезнет, сказал «Известиям» автор обращения, гендиректор ассоциации AeroNext, член рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы Глеб Бабинцев. Зарегулированность отрасли БПЛА может стать причиной отъезда квалифицированных специалистов в другие юрисдикции, опасается пресс-секретарь «Платформы НТИ» Юрий Сушинов.

Письма в Минэк и Минпромторг пока не поступали, сообщили «Известиям» в ведомствах. В госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД) переадресовали вопрос в Росавиацию. «Известия» обратились туда.

В Минтрансе «Известиям» сообщили, что решения, предусмотренные законопроектом, направлены на повышение безопасности полетов, а также жизни граждан и имущества. Доработка редакции законопроекта возможна в рамках установленных законодательством процедур, добавили в ведомстве.

Регулированию быть

Законопроект может «выключить» сложившийся за последние пять лет рынок эксплуатации БАС с годовым оборотом примерно 600–800 млн рублей в 2020-м и ежегодным ростом на 20–30%, опасается технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. Минтранс вводит максимум мер по усложнению полетов по принципу «как бы чего не вышло», считает он. При этом власти не учли предыдущую критику, а предложили документ в более жесткой форме.

Основной проблемой нынешнего регулирования БАС Амир Валиев называет то, что к эксплуатанту БПЛА пытаются применить требования большой авиации, например сертификацию «всего и вся, до последнего винта». Специалист указывает на то, что это потребует времени (пять-шесть лет) и огромных сумм, которые беспилотная авиация сейчас не зарабатывает. По его мнению, для сертификации беспилотников должна быть иная форма.

— Ее сложность должна зависеть от рисков задачи. Если летаешь над полем/лесом — ничего, над трубой или ЛЭП — соответствующий рискам повреждения объем добровольной сертификации. А вот если ты хочешь летать над людьми в городе — добро пожаловать на полную сертификацию, — объясняет Амир Валиев.

Одна из главных задач сегодня — сделать БАС видимыми для пилотов самолетов и диспетчеров, подчеркивает первый заместитель гендиректора «Аэромакс» Максим Чижов. Внедрение АЗН-В (технология наблюдения, которая позволяет повысить осведомленность участников воздушного движения об аэронавигационной обстановке. — «Известия») позволит сократить сроки подачи заявок на использование воздушного пространства.

Гендиректор HIVE (производитель автономных дронопортов — роботизированных станций базирования беспилотников) Николай Ряшин считает важным регулировать участников воздушного пространства, перемещение беспилотных летательных средств, маршруты и фиксировать их на общей карте. Для безопасности нахождения в воздушном пространстве нужно регламентировать допустимые зоны пересечения и сближения. Для этого должен быть единый сервис, отвечающий за диспетчеризацию беспилотников.

В регулировании отрасли нужно в первую очередь уделять внимание вопросам безопасности, считает основатель и продюсер компании по производству робототехнических конструкторов «РОББО» Павел Фролов. Так, важно стандартизировать требования к автоматизированным системам, их разработке, использованию, а также техническому обслуживанию. К примеру, необходимо определить регулярность проведения техосмотра и ремонта беспилотного транспорта.

Кроме того, важно зафиксировать правила и нормы перевозки, а также защитить БАС от кибератак, говорит Павел Фролов. В таком случае клиенты будут спокойны, что беспилотник не взломают в пути и заказанный товар не отправится по другому адресу.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта



Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer