Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сергей Чемезов: "Авиастроение станет одним из драйверов развития новых технологий"


12 июля 2021 года Ростех


От проблем к развитию

Госкорпорация Ростех начала формирование единой структуры авиационного кластера практически с момента основания. В 2008 году в состав Ростеха было передано 443 предприятия, многие из которых производили системы и компоненты для авиации. При этом у большинства переданных нам структур были серьезные проблемы: изношенное оборудование, разрушенные производственные цепочки, недостаточная загрузка мощностей, конфликты и разногласия между директорами. Более 30% компаний находились в предкризисном состоянии, 6% – в стадии банкротства, 4% не вели деятельность, а 6% и вовсе утратили свое имущество.

Для того чтобы вывести отечественную промышленность из кризисного состояния, мы провели реструктуризацию активов и сформировали интегрированные структуры по отдельным направлениям деятельности: производству двигателей, авионики, авиационного оборудования, радиоэлектроники, оптики и многого другого. Сейчас это стабильно развивающиеся холдинговые компании.

Один из ярких примеров в авиационной отрасли – «Технодинамика» (занимается разработкой, производством и послепродажным обслуживанием систем и агрегатов воздушных судов. – «Ведомости&»): за два года консолидированная выручка компании выросла на 129,1%, составив в 2020 году 42,2 млрд руб., а доля гражданской продукции в выручке – с 23% в 2018 году до 35% в 2020 году.

Мы смогли доказать, что способны к «реанимации» сложных промышленных активов. Поэтому в 2018 году государство поставило перед нами новую задачу – стабилизировать работу Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сделать ее эффективной, в том числе финансово.

ОАК – системообразующая компания, с учетом смежных отраслей это 4% от всех рабочих мест страны, причем высокотехнологичных. То есть ОАК – это критически важный для государства актив с большим потенциалом развития. Он требует серьезных длинных инвестиций, которые по силам только крупным структурам, работающим вместе с государством.

В 2018 году совокупный долг ОАК превышал 0,5 трлн руб., компания показывала убытки, но при этом у корпорации был сформирован модельный ряд конкурентоспособных продуктов, ОАК обладала развитыми инженерными компетенциями и модернизированной производственной базой. Также у корпорации был оптимизационный потенциал за счет реализации непрофильных активов, упрощения структуры управления и других мер.

Была разработана программа реформирования ОАК, которая подразумевает структурные преобразования, оптимизацию издержек, трансформацию индустриальной модели и научно-конструкторского блока.

Важный шаг уже сделан: во взаимодействии с Госкорпорацией правительством принята программа финансового оздоровления ОАК, в рамках которой была частично погашена, а частично реструктурирована проблемная задолженность. Банковский долг компании снизился до 327 млрд руб. Как следствие, снизились выплаты по процентам, за счет чего предприятия могут вкладывать больше ресурсов в развитие.

Управление программами в ОАК сконцентрировано по видам авиации: боевая, гражданская, стратегическая и специальная, транспортная. На очереди дальнейшая централизация, исключение дублирующих административных функций, создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации производственных площадок.

Интегрируя ОАК в состав Госкорпорации, мы рассчитываем на получение синергетического эффекта. Создание на базе авиакластера Ростеха масштабного инженерно-производственного комплекса российского авиастроения с развитой сетью производственных площадок, высокой инженерной культурой и компетенциями – это общенациональный проект. По сути, речь идет о формировании полноценного игрока на мировой арене с полным набором компетенций по созданию всех видов авиационной техники.

Вызовы и возможности для отрасли

Основной вызов для промышленности сегодня – создание новых гражданских продуктов, и авиапром здесь не является исключением. Сегодня ОАК формирует целую линейку гражданских воздушных судов различных размерностей. Это SuperJet 100, МС-21, Ил-114.

При этом за счет планомерной работы по развитию в стране региональных перевозок для отрасли открывается новое окно возможностей. За прошедший год открыты десятки новых маршрутов, на которых эксплуатируются самолеты SuperJet, что повышает транспортную связанность страны и увеличивает спрос на эти самолеты.

Следующим шагом, надеюсь, станет программа, которая позволит оживить многие местные линии. Для них, зачастую имеющих слабооборудованные аэродромы, находящиеся в сложных климатических зонах, мы сейчас испытываем полностью обновленный самолет Ил-114-300.

Мы видим запрос на развитие модельного ряда в соответствии с потребностями как государственных заказчиков, так и частных эксплуатантов и авиакомпаний. В сфере самолетостроения перспективный модельный ряд ОАК позволяет охватить все ключевые для нас сегменты рынка авиаперевозок. Это прежде всего среднемагистральные маршруты, на которые мы выводим самолет МС-21. Его преимущества – более высокая эффективность и повышенный комфорт – дают возможность отвоевать значительную часть российского рынка и завоевать позиции за рубежом. Самолет в отличие от конкурентов находится в начале жизненного цикла и будет развиваться десятки лет.

Но наличие оптимального модельного ряда не единственный фактор успеха. Без развитой системы послепродажного обслуживания мы не сможем обеспечить все потребности наших заказчиков, так что это направление – в числе приоритетных для проработки. Кроме того, необходимо сосредоточиться на формировании научно-технического задела, который позволит создавать новые образцы техники и проводить своевременную модернизацию существующих машин, продлевая сроки их работы и совершенствуя характеристики.

В долгосрочной перспективе авиастроение будет стремиться к дальнейшему повышению эффективности производства, сокращению накладных расходов и расширению присутствия на гражданских рынках. Это позволит еще теснее интегрировать авиастроение в экономику страны и создать условия для его дальнейшего развития.

Отрасль станет поставщиком высокотехнологичных рабочих мест, что повысит требования к работающему в ней персоналу и увеличит экономическую активность молодежи, которая все больше проявляет интерес к высоким технологиям. Авиастроение станет одним из драйверов дальнейшего развития новых технологий в стране.

Поэтому не менее важно построение системы подготовки кадров, обеспечивающей потребность отрасли в кратко- и среднесрочной перспективе, а также разработка IТ-решений и систем, которые в будущем позволят более эффективно управлять ресурсами производства. Для этого мы реализуем программу «Крылья Ростеха» по подготовке инженерных кадров нового поколения совместно с ведущими авиастроительными вузами страны. Наука и образование должны стать поставщиками ключевых ресурсов, необходимых для развития отрасли, – кадров и технологий.

Малый и средний бизнес, в свою очередь, может стать источником создания новых прорывных решений, обеспечивающих дальнейшее развитие отрасли или даже ее качественное изменение. Эта тенденция уже сейчас наблюдается во всем мире – мы видим очень много стартапов, которые прорабатывают новые, перспективные идеи в области авиационной мобильности.

Партнерство – ключ к успеху

Ростех изначально рассматривался не просто как «реаниматор» промышленности. Мы рассматриваем различные варианты привлечения частных инвесторов в капитал наших предприятий. Для нас это важный инструмент: частные инвесторы зачастую лучше чувствуют рынок, быстрее и гибче принимают решения. За счет этого наши предприятия и холдинги становятся более эффективными.

Решения по конкретным активам зависят от их стратегической ценности для страны. В некоторых случаях требуется сохранение контрольного пакета акций, в других – достаточно блокирующего. В качестве примера приведу уже упоминавшийся холдинг «Технодинамика», 75% минус 1 акция которого проданы частному инвестору. С момента реализации доли он показал крайне высокие результаты: консолидированная чистая прибыль выросла в 2,5 раза.

Если же говорить о сотрудничестве с зарубежными производителями, мы не собираемся ограничивать эту работу. У нас есть положительные примеры такого сотрудничества: вертолетные двигатели для «Ансата», Ка-62, Ка-226Т, а также взаимодействие с Safran по созданию двигателя для SSJ100 и ряд других.

Но события последних лет показывают, что в это взаимодействие все чаще вмешивается политика. Перед нашими глазами пример с материалами для композитного крыла МС-21: западные страны ограничили поставки, и нам пришлось в кратчайшие сроки разработать собственные материалы. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что зарубежные политики могут попытаться перекрыть кислород российской авиации в любой момент. Для того чтобы избежать этих рисков, критические технологии наша страна обязана создавать самостоятельно, и мы ведем активную работу в этом направлении.

Роль государства

Понимая важность авиастроения, государство делает очень много для развития отрасли. Я бы отметил, что сейчас самое важное – это стимулирование спроса на российскую авиатехнику через развитие авиаперевозок, повышение мобильности населения и грузов, начиная с крупных хабов и заканчивая небольшими удаленными населенными пунктами.

Дальше, разумеется, предстоит не менее сложная работа по продвижению самолетов за рубеж. Уверен, успех на внутреннем рынке позволит снизить себестоимость лайнеров, обкатать лучшие практики послепродажного обслуживания, продемонстрировать внешним заказчикам потенциал и возможности российского авиапрома.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer