Авиакомпании не хотят менять «прописку» самолетам. Перевозчики просят Росавиацию отложить введение запрета на регистрацию судов за границей, запланированное на 2023 год, сообщают «Известия» со ссылкой на источники в отрасли.
Авиакомпании опасаются, что введение ограничений скажется на качестве флота, так как лизингодатели поднимут цены на самолеты, предназначенные для включения в российский реестр. Подробнее о проблеме Business FM рассказал аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru
«В советское время в России были другие правила, другая техника. Когда авиакомпании стали переходить на зарубежную технику, оказалось, что российская правовая система не готова к имплементации этих правил. Чтобы зарубежные самолеты могли эксплуатироваться в стране, было принято временное решение, как тогда думали, допустить их регистрацию в авиационных офшорах: на Бермудах, в Ирландии и других. За это время РФ прошла большой путь: и модернизация законодательства, и принятие новых стандартов, и появление современных сертифицированных технических центров. Сегодня Россия полностью готова к этому переходу, но не готовы сами авиакомпании и лизингодатели. Во-первых, иностранные лизингодатели не доверяют российской правовой системе, она им непонятна. Во-вторых, они говорят, что у России не очень хорошая репутация и потом тяжело ремаркетировать самолеты на третьи рынки, потому что считается, что после России приходится передавать самолеты с дисконтом дальше в эксплуатацию в другие страны. Отечественные авиакомпании говорят, что при регистрации в зарубежных юрисдикциях они могут ремонтировать самолеты в любом техническом центре за рубежом, а при регистрации в российском — придется согласовывать все с Росавиацией. Авиакомпании говорят, что, если будет принято такое решение, с 1 января 2023 года им лизингодатели поднимут лизинговые ставки, хотя это решение не распространяется на самолеты, которые будут приобретены до этой даты».
Есть и другая причина, из-за чего авиакомпании не стремятся включать свои самолеты в российский реестр, говорит независимый эксперт Дмитрий Адамидов:
— В офшорных юрисдикциях имущественные налоги либо нулевые, либо достаточно низкие, а для экономики авиакомпании это важный платеж, поэтому есть желание сэкономить. Это как в морском транспорте: половина кораблей ходит под панамским флагом, потому что там самые низкие налоги. Так и здесь: в основном все в Ирландии, на Карибских островах и так далее. Правила игры были такие, но сейчас они меняются, и Россия идет в общей тенденции. Дело не в том, что отечественные власти сильно к этому побудят, а в том, что сейчас вообще прикрываются офшорные истории, они прикрываются с 2011 года, с 2012 года, но сейчас это вошло в серьезную фазу. Обсуждается единый корпоративный налог, пока будут заниматься, скорее всего, мировыми IT-гигантами, которые наиболее интересны в плане дополнительных налоговых поступлений, а дальше возьмутся за всех, включая транспорт.
— Что нужно сделать для того, чтобы без проблем для авиакомпании регистрировать самолеты внутри России? Насколько это возможно?
— Это нужно договориться с государством, чтобы оно не брало налог на имущество, эксплуатационные платежи, гуманно подходило. Это целый комплекс, снижение налоговой нагрузки, потому что авиатранспорт всегда работает на пределе маржинальности. Тогда авиакомпании будут более охотно идти, но, если у них не будет выбора, пойдут и так.
По данным Росавиации, на конец мая более 740 самолетов российских авиакомпаний было зарегистрировано в иностранных реестрах. Из-за этого бюджет страны ежегодно теряет до 50 млн долларов.
Ранее глава Росавиации Александр Нерадько заявлял, что регистрация воздушных судов в России позволит российскому регулятору, а не иностранным авиационным властям следить за поддержанием их летной годности.