Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дипломатия истребителей


8 июня 2021 года Антон Лавров, Известия


Обозреватель «Известий» Антон Лавров — о том, меняет ли расклад сил на Балтике появление там F-35

В выходные в Италии опубликовали фото сопровождения истребителем F-35 российского военного транспортника Ан-12. Необычным стало то, что произошло это не где-нибудь над теплыми водами Средиземноморья, а в далекой Балтике. Там «невидимка» американского производства впервые в истории близко встретился с техникой российских ВКС. При кажущейся незначительности эпизода он стал символом уже стартовавшей региональной гонки вооружений. РФ и страны НАТО тут активно совершенствуют свою авиацию и средства ПВО.

Перехват состоялся еще 14 мая, но Италия более трех недель предпочитала не раскрывать подробности инцидента и не привлекать к нему особого внимания. СМИ, узнавшие о событии, затребовали изображения из штаба НАТО.

Итальянцы прилетели в Прибалтику в конце апреля и пробудут там до августа. У Латвии, Литвы и Эстонии нет собственной боевой авиации. Поэтому с 2004 года на аэродромах этих стран размещён так называемый «Балтийский воздушный патруль» (БВП). Там посменно дежурят несколько истребителей более крупных стран – членов НАТО. После ухудшения отношений между РФ и альянсом в 2014 году ни один рейс российской государственной авиации из Калининграда и обратно не обходится без сопровождения иностранными самолётами.

Как и в подавляющем большинстве подобных случаев над Балтикой, встреча 14 мая прошла мирно. Истребитель приблизился к российскому военно-транспортному самолету для визуальной идентификации и сопроводил его по маршруту. Тем не менее так бывает не всегда. Истребителям ВКС несколько раз приходилось физически оттеснять слишком «любопытных» гостей от самолета министра обороны Сергея Шойгу.

В составе БВП побывали почти все истребители, состоящие на вооружении стран НАТО. Сюда направляли даже польские МиГ-29 и старинные румынские МиГ-21, унаследованные от Советского Союза. Присылали США в Прибалтику и первые в мире истребители пятого поколения F-22A.

Для полетов между Калининградом и остальной частью России над Балтикой есть только небольшой и извилистый воздушный коридор. В некоторых местах он сужается всего до нескольких километров. Выход за его пределы автоматически означает нарушение воздушного пространства другого государства. В прошлом отечественные самолеты старых типов с неэффективными навигационными системами иногда непреднамеренно «зацепляли» их территорию. Каждый такой инцидент вызывал гневную реакцию соседей и новые обвинения РФ в планах немедленно оккупировать Прибалтику. Именно от этой воображаемой угрозы и защищает постсоветские государства «сборная ВВС НАТО».

Россия уже несколько лет на высшем уровне предлагает урегулировать ситуацию с полетами над Балтикой и договориться о внятных правилах игры. Одной из основных инициатив стало обязательное включение ответчиков на государственных самолетах. С этими приборами они хорошо и далеко видны и на военных, и на гражданских радарах всех сторон и автоматически предоставляют о себе подробную информацию. Это позволило бы сэкономить топливо и нервы всем и сократить количество вылетов истребителей на визуальную идентификацию.

Но российские предложения по деэскалации ситуации остаются неуслышанными. И транспортные, и военные самолеты как России, так и НАТО продолжают часто летать над морем без опознавательных сигналов.

Впервые F-35 навестили Прибалтику в апреле 2017 года. Надолго они не задержались и в перехватах не поучаствовали. Тогда не скрывалось, что пара новейших истребителей ВВС США должна лишь послать некий сигнал для России и прорекламировать их возможности для региональных государств.

Главным преимуществом F-35 над истребителями предыдущего поколения кроме малозаметности считается серьёзно возросшие ударные возможности. Многоцелевой самолёт не только получил больше управляемого вооружения, но и лучше способен находить наземные объекты собственными силами. Больше у него шансов и уклониться от враждебных систем противовоздушной обороны и нанести успешный удар даже по хорошо защищённым объектам.

За свою «невидимость» самолету пришлось заплатить. Во внутренние отсеки F-35 помещается лишь пара ракет «воздух-воздух» и две корректируемые авиабомбы. Его возможности как истребителя многими ставятся под сомнение из-за низкой максимальной скорости и небольшого радиуса действия.

Тем не менее на Балтике и в ее окрестностях количество этих современных машин будет быстро расти. В 2020 году Польша подписала первый контракт на 32 штуки F-35. За $4,6 млрд страна собирается полностью заменить советское наследие и устаревшие американские истребители четвёртого поколения. В зоне досягаемости окажутся не только вся территория Калининградской области, но и Балтика с Финским заливом.

Уже поступают F-35 на вооружение Норвегии. На Балтике они пока не активны, но над северными морями регулярно встречаются в воздухе с российскими военными самолетами. 46 единиц заказала Голландия.

Российское руководство очевидно сделало выводы из подобных сигналов и активно наращивает оборонительные возможности Калининградской области. Там размещены новейшие системы противовоздушной обороны С-400 и комплексы «Панцирь-С». У границы со странами Балтии усиливается группировка российской истребительной авиации. Уже два авиаполка там получили на вооружение новейшие Су-35С, которые по заявлениям разработчиков хорошо умеют замечать «невидимок».

Сам по себе майский инцидент с российским Ан-12 и итальянским F-35, помимо нового типа самолета, ничем не выделяется на фоне сотен похожих происшествий, случившихся за последнее десятилетие. Временное развертывание нескольких иностранных «невидимок» никак не изменило стратегический баланс сил в регионе и не потребовало какой-то дополнительной реакции.

Но уже в ближайшие годы здесь будут на постоянной основе дислоцироваться десятки F-35. Они окажутся в руках у такой открыто недружественной к нам страны, как Польша. Это потребует дальнейшего наращивания возможностей ВВС и ПВО Западного военного округа. При нынешнем уровне взаимоотношений России и НАТО можно даже не сомневаться, что это вызовет новые обвинения в сторону нашей страны и станет поводом для очередного усиления Североатлантического альянса в регионе.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer