Постепенное восстановление международного авиасообщения и открытие всё новых направлений многие авиакомпании сегодня используют как способ наживы на пассажирах. По факту ни официальные разрешения авиационных властей, ни наличие рейса в расписании, ни купленный билет – ничто не является гарантией того, что ваш полёт состоится. Автор «Октагона» рассказывает о собственном опыте и проясняет ситуацию в целом.
Рейс отменён, но осталось последнее место
На днях на мой телефон пришло странное сообщение от авиакомпании. Греческий перевозчик Aegean Airlines уведомлял о том, что запланированный на 20 июня рейс в Элладу отменён. Заглянув в систему бронирования на официальном сайте компании, я с удивлением обнаружила, что отменили не только мой рейс, но вообще все полёты в Грецию до 15 июля. Поиски в системе бронирования российского «Аэрофлота» тоже результатов не дали: рейсов по этому направлению вплоть до середины июля нет.
Международное авиасообщение с Грецией наша страна восстановила ещё 8 февраля этого года. С тех пор по одному авиаперевозчику от каждой страны исправно выполняли разрешённые два рейса в неделю по маршруту Москва – Афины. Более того, с 14 мая Греция отменила действовавшие ограничения для туристов, а несколько дней назад российский оперштаб и вовсе заявил, что количество рейсов с 10 июня будет увеличено.
Звонок в авиакомпанию ситуацию не прояснил:
– Все рейсы из России в Грецию отменены вплоть до 15 июля, – сообщили в кол-центре Aegean Airlines. – Могу предложить вам перебронирование на 16 июля. Торопитесь, осталось последнее место!
Новому расписанию – новые цены
В прошлом году многие россияне уже попадали в похожую ситуацию. «Октагон» тогда подробно рассказывал о том, как внутри страны ежедневно отменяют десятки рейсов, при этом отказываясь возвращать пассажирам деньги. Судя по всему, обкатанные ещё тогда прибыльные схемы сегодня тиражируются уже в международном масштабе.
Примечательно, что отменённые рейсы в Грецию на следующий день вновь появились в системах бронирования авиакомпаний. Только теперь стоимость перелёта уже составляла не привычные 150–200 евро, а 400–500. В «Аэрофлоте» перелёт по маршруту Москва – Афины и вовсе оценили в 65 тыс. рублей (около 720 евро). Важная подробность: купить билеты можно было только на самые ближайшие рейсы, которые должны были состояться буквально через день-два. Рейсов на все остальные дни вплоть до 15 июля по-прежнему не появилось.
Источники «Октагона» в туриндустрии рассказали, что отмена рейсов, скорее всего, связана с решением российского оперштаба об увеличении числа перевозок с 10 июня.
– В ближайшие два дня, возможно, будет составлено новое расписание, и рейсы снова появятся, – сообщил собеседник издания.
Впрочем, как появление в расписании новых рейсов влияет на отмену уже заявленных, на которые ещё с зимы были проданы билеты, – загадка.
Сначала деньги, потом ваучеры
Версия первая: авиакомпании пытаются таким образом избавиться от розданных в прошлом году ваучеров, вынудив пассажиров в итоге заплатить им живые деньги.
Напомним, в прошлом году та же Aegean Airlines не возвращала клиентам деньги за несостоявшиеся из-за введённых локдаунов полёты, а предлагала ваучеры.
– Сейчас к ним пришли пассажиры, предъявили ваучеры, и получилось, что они вместо выручки теперь получат свои же ваучеры, – говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. – Сейчас они переверстают расписание, выставят на продажу обновлённые рейсы и тут же продадут билеты туроператорам, которые наверняка уже ждут, когда появится авиаперевозка, раз направление открыто.
Позвонив в «Музенидис Трэвел» под видом потенциальных клиентов, мы услышали косвенное подтверждение этой версии.
– Как отменили рейсы? – изумился нашему вопросу менеджер компании. – Мы все туры продаём с авиаперевозкой.
Здесь важно понимать, что, если авиаперелёт по каким-либо причинам не состоится, туроператор ничем не рискует. Как рассказали «Октагону» участники рынка, система переноса туров ещё с прошлого года практически доведена до автоматизма. Не получилось отправить клиента в указанный срок – тур перенесут на другую дату. И так до бесконечности.
Версия вторая: авиакомпании были вынуждены изъять рейсы из системы продаж, чтобы не получить штрафы.
– Было очень много жалоб, что авиакомпании продают билеты на будущие перевозки, на которые ещё не получены разрешения, – рассказал Роман Гусаров. – Недавно Росавиация выступила с грозным заявлением по этому поводу. Так что, возможно, авиакомпании были вынуждены свернуть продажи до тех пор, пока сверстают новое расписание и получат разрешения от авиационных властей на новые рейсы.
Действительно, в официальном сообщении Росавиации говорится, что недобросовестные операторы сегодня продают туры, в которые включены «авиаперевозки в иностранные государства на нерегулярных грузопассажирских рейсах». «Росавиация обращает внимание российских авиакомпаний на то, что в случае выявления фактов продажи грузопассажирских полётов в турпакетах в отношении авиакомпании будут приняты ограничительные меры», – отмечается в сообщении регулятора.
Пролетят все
История с внезапной отменой рейсов в Грецию, странным перевёрстыванием расписания и появлением обладателей новых ваучеров может стать лишь первой ласточкой. Аналогичной схемой авиакомпании вполне могут воспользоваться, например, на турецком направлении. Все предпосылки к тому видны уже сейчас.
В связи с введением российской стороной ограничений на полёты в Турцию в настоящее время разрешены лишь два рейса в неделю по маршруту Москва – Стамбул. Мера действует до 21 июня. Теоретически ничто не помешает авиакомпаниям после этой даты отменить заявленные сегодня в системе бронирования рейсы и приступить к перевёрстыванию расписания.
К сожалению, пассажиры оказались беззащитны перед авиакомпаниями.
С одной стороны, перевозчик не может исключительно по собственному желанию сначала поставить рейсы в расписание и продать на них билеты, а потом всё отменить. С другой стороны, как пояснили «Октагону» эксперты в отрасли, в Воздушном кодексе есть достаточно большой список уважительных причин для отмены рейсов. Так что любая авиакомпания всегда сможет найти себе оправдание.
Посмотреть список стран, с которыми восстановлено международное авиасообщение, а также уточнить разрешённое количество рейсов можно на официальном сайте Росавиации. Эта «шпаргалка», по крайней мере, поможет не купить билет на пока не существующие рейсы.