Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Повысили градус: с новой орбитальной станции космонавты увидят всю Россию


4 июня 2021 года Ольга Коленцова, Известия


В проекте будущей российской орбитальной станции предполагаемое наклонение орбиты составит 97 градусов. По словам отечественных экспертов, у такого решения есть как положительные, так и негативные последствия. Находясь на этой орбите, космонавты смогут полностью видеть территорию России и приполярные области в светлое время каждый день. А в случае аварии ракеты, которая доставляет людей на станцию, шансов выжить у экипажа будет значительно больше, так как упадут они на сушу, а не в океан. К негативным факторам стоит отнести снижение массы полезной нагрузки, которую сможет вывести на орбиту одна и та же ракета. Кроме того, примерно на трети траектории орбита будет находиться вне радиационных полей Земли, что теоретически увеличивает дозу облучения, которую будут получать космонавты.

В проекте будущей российской орбитальной станции предполагаемое наклонение орбиты составит 97 градусов. По словам отечественных экспертов, у такого решения есть как положительные, так и негативные последствия. Находясь на этой орбите, космонавты смогут полностью видеть территорию России и приполярные области в светлое время каждый день. А в случае аварии ракеты, которая доставляет людей на станцию, шансов выжить у экипажа будет значительно больше, так как упадут они на сушу, а не в океан. К негативным факторам стоит отнести снижение массы полезной нагрузки, которую сможет вывести на орбиту одна и та же ракета. Кроме того, примерно на трети траектории орбита будет находиться вне радиационных полей Земли, что теоретически увеличивает дозу облучения, которую будут получать космонавты.

Увеличили обзор

Новую национальную космическую станцию от МКС будет принципиально отличать угол наклона ее орбиты. У МКС он меньше 52 градусов, у будущей национальной станции наклон дойдет до 97 градусов. Об этом сообщил на научной сессии Общего собрания РАН член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьев.

Как объяснили «Известиям» российские эксперты, часть этих нововведений даст космонавтам новые возможности, часть — усложнит строительство и жизнь на МКС.

Начнем с положительных сторон отличий новой станции. Источник «Известий» в ракетно-космической отрасли пояснил, что с изменением наклонения орбиты космонавты смогут постоянно наблюдать территорию России.

— Если объяснять просто, такой угол показывает, насколько плоскость орбиты отклоняется от плоскости экватора, — рассказал эксперт. — Но следует учесть, что плоскость орбиты постоянно меняет свое положение относительно экватора. Это происходит вследствие сплюснутости Земли. Плоскость орбиты МКС при сохранении наклонения изменяет свое положение примерно на 5 градусов в сутки, а относительно Солнца — примерно на 6 градусов. Поэтому Солнце делает свой оборот относительно плоскости орбиты МКС за 60 суток, или, иными словами, солнечный год на орбите длится два месяца. Выражается это в том, что при угле наклона станции в 51 градус выбранный участок Земли, например территорию России, один месяц космонавты видят большей частью в тени, а второй — на свету.

Более того, как пояснил эксперт, на такой орбите космонавты видят только 15–20% территории России. Если же угол наклона составит 97 градусов, то плоскость орбиты станции будет менять положение одновременно с Солнцем, с той же скоростью. Иными словами, подобрав нужное положение плоскости относительно Солнца, можно «остановить время». Станция будет пролетать над выбранным участком Земли всегда в одно и то же часовое время. Причем территорию России будет видно практически на 90% всех витков, в то время как на МКС — только на 55%.

Спутники дистанционного зондирования Земли имеют подобное наклонение (97–99 градусов, в зависимости от высоты орбиты) для мониторинга интересующих территорий.

«Известия» направили запросы в «Роскосмос» и РКК «Энергия».

Еще один аргумент за увеличение угла наклона — это трасса ракеты при выведении пилотируемого корабля на новую станцию. В случае запуска космонавтов с космодрома Восточный при наклонении 52 градуса большая часть трассы проходит над морскими участками, и в случае аварии люди оказываются в океане, где им сложнее выжить и найтись, а стоимость обеспечения поисковых операций может стать сопоставимой со стоимостью запускаемой ракеты. Если же ракета полетит к станции с углом наклона 97 градусов, она упадет на сушу, например в Сибири. Там тренированные космонавты спокойно продержатся несколько часов, прежде чем их найдут.

Меньше привезут

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев отметил отрицательную сторону этого нововведения.

— Идея такого большого угла наклонения орбиты появилась еще при проектировании станции «Мир-2», создание которой отменили из-за недостатка финансирования, — напомнил Иван Моисеев. — Однако при наклоне в 97 градусов на орбиту выводится меньше груза, чем на орбиту в 52 градуса, при прочих равных условиях. Это означает, что на строительство придется потратить больше денег, да и масса доставляемой полезной нагрузки — топлива, оборудования и необходимых для космонавтов вещей — будет меньше.

Источник «Известий» в ракетно-космической отрасли добавил, что масса полезной нагрузки снизится примерно на 15%.

— Получается так потому, что при выводе на орбиту в 52 градуса к скорости ракеты добавляется часть скорости вращения Земли — около 290 м/с, — пояснил эксперт. — Если бы ракету запускали с экватора, добавка к ее скорости была бы равна скорости вращения планеты — 465 м/с. Если же наклонение орбиты станции составит 97 градусов, то ракета летит против вращения Земли, что, наоборот, отнимает около 60 м/с. Значит, по сравнению с орбитой МКС на новую станцию нужно «доразгоняться» на 350 м/с. Вот этот дополнительный «штраф» и снижает возможности по грузоподъемности.

Это означает, что для полетов к новой станции понадобится пересесть на несколько более мощные ракеты. Но, по мнению пожелавшего остаться неназванным эксперта, это приемлемая плата за возможность видеть территории полюсов и России, проводить исследования в неизвестных ранее высоких широтах, готовиться к дальним полетам в условиях повышенной радиации и использовать новую станцию в качестве форпоста для будущих лунных экспедиций.

Опасные зоны

Кроме того, новая станция изменит свое положение относительно радиационных поясов Земли. Это области, в которых накапливаются и удерживаются проникшие в магнитосферу высокоэнергичные заряженные частицы. Есть два радиационных пояса — внутренний (преимущественно состоит из протонов) и внешний (по большей части состоит из электронов). Радиационные пояса в некоторых точках приближаются к Земле — в частности, около полюсов.

— Если бы станция летала по орбите с малым наклонением, над областью экватора, влияние радиационных поясов было бы минимальным. — рассказал заместитель декана физического факультета НГУ (вуз — участник проекта повышения конкурентоспособности образования «5-100»), старший научный сотрудник отдела аэрокосмических исследований НГУ Василий Горев. — В случае движения орбитальной станции по околополярной орбите с наклонением 97 градусов она будет проходить через области, в которых радиационные пояса приближаются к поверхности Земли.

Следовательно, в момент прохождения места сближения пояса с Землей космонавты будут получать дополнительную дозу радиации.

— Ожидаемые дозы даже при невозмущенной радиационной обстановке будут на 30% выше, чем сейчас на МКС, — уточнил заведующий лабораторией методов и средств обеспечения радиационной безопасности при космических полетах ИМБП РАН Вячеслав Шуршаков. — А во время повышения солнечной активности, то есть выброса протонов и ионов, дозы будут возрастать в десятки раз. Но специалисты службы радиационной безопасности пилотируемых космических полетов знают и понимают, как нужно обеспечивать защиту космонавтов и в этом случае.

Вячеслав Шуршаков добавил, что вопрос защиты от космической радиации должен быть учтен заказчиком — ГК «Роскосмос» — и всё необходимое для решения этой задачи стоит закладывать уже на этапе проектирования новой станции.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer