Крупнейшие частные авиакомпании России попросили при субсидировании перевозок льготных категорий граждан на Дальний Восток исключить приоритет российских самолетов, поскольку на них все равно невозможно долететь до региона. Инициатива обозначена в письме главы «Уральских авиалиний» президенту Ассоциации перевозчиков (есть у «Известий»). Ее поддержали в S7 Airlines и Nordwind. Согласно скорректированному Минтрансом механизму распределения бюджетных средств на перевозку льготников, начиная с 2022 года все дотации будет получать только одна авиакомпания на маршруте, у которой наибольшее число российских самолетов в парке. Это сделано для поддержки авиапрома и стимулирования перевозчиков к использованию отечественной техники, пояснили в ведомстве. Но в отрасли считают, что ущемление в правах других перевозчиков противоречит основной цели программы субсидирования — повышению доступности перелетов для населения. В Nordwind уже пригрозили прекратить прямые полеты на Дальний Восток.
Ущемить в правах
Субсидируемые перевозки льготных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и граждан до 23 лет) на Дальний Восток из Москвы и Санкт-Петербурга сегодня выполняются на самолетах иностранного производства — Airbus и Boeing, так как эксплуатация российских машин на таких маршрутах невозможна из-за ограничений по дальности полетов. Авиакомпании получают госсубсидии на такие перевозки. Но в феврале 2021 года правила поменялись: чтобы получить право осуществлять дотационные полеты по дальневосточным направлениям, а также в Калининград и Крым, перевозчикам необходимо владеть наибольшим количеством российских самолетов в парке. Такие изменения были внесены в 215-е постановление правительства о распределении бюджетных средств для перевозки льготных категорий граждан. Об этом сказано в письме владельца и главы «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимиру Тасуну (есть у «Известий»).
На 2021 год на программу субсидирования перевозки льготных категорий граждан было выделено 5,8 млрд рублей, на 2022 и 2023 годы запланирован тот же объем, говорили ранее в Минтрансе. Около 75% субсидий выделяется на маршруты из Санкт-Петербурга и Москвы на Дальний Восток, заметил Сергей Скуратов. Остальная часть — в Калининград и Крым.
«Независимо от того, какая авиакомпания будет назначена на выполнение субсидируемых перевозок, перелеты на указанных маршрутах (из Москвы и Санкт-Петербурга на Дальний Восток. — «Известия») будут выполняться на иностранных воздушных судах», — указал топ-менеджер в письме.
По мнению Сергея Скуратова, такой принцип распределения бюджетных средств по дальневосточным маршрутам противоречит основной цели программы — повышению доступности перелетов.
В S7 Airlines и Nordwind разделяют позицию «Уральских авиалиний», сказали «Известиям» представители компаний (все три авиакомпании не эксплуатируют отечественные самолеты).
— Разделяем озабоченность. Отмечаем разнонаправленность в зафиксированных целях программы и критериях отбора участников, — сообщили в S7.
Представитель Nordwind добавил, что из-за измененного механизма распределения субсидий авиакомпания не сможет претендовать на какие-либо дотации для перевозки льготных категорий граждан в 2022 году, так как она не является эксплуатантом отечественной техники. По его словам, если правила не изменятся, то авиакомпания будет вынуждена прекратить прямые полеты на Дальний Восток из Москвы и Санкт-Петербурга.
АЭВТ запросил позицию других перевозчиков, сказал «Известиям» источник в одной из компаний. По его словам, большинство из них поддержали предложение «Уральских авиалиний».
В других авиакомпаниях на запрос «Известий» не ответили.
Приоритет при заключении договоров о предоставлении субсидий авиакомпаниям, владеющими наибольшим количеством воздушных судов, произведенных на территории России после 1 января 2009 года, установлен для поддержки авиапрома и стимулирования перевозчиков к использованию отечественной техники, сказал «Известиям» представитель Минтранса. По его словам, также этот подход направлен на увязку мер поддержки перевозок с обеспечением импортозамещения и стратегической безопасности отрасли.
— Протяженность большинства субсидируемых маршрутов предполагает использование дальнемагистральных воздушных судов, производство которых в настоящее время нашей промышленностью не осуществляется. Таким образом, увязать напрямую предоставление дотаций с использованием на субсидируемом маршруте отечественных современных воздушных судов невозможно, — пояснил он.
В АЭВТ и Минвостокразвития на запрос «Известий» не ответили.
Ограничиться одним
Согласно обновленным правилам распределения субсидий для перевозки льготных категорий граждан, получателем дотаций на маршруте может быть только один перевозчик, у которого больше всех российских самолетов, сказал «Известиям» источник в одной из авиакомпаний. Крупнейший эксплуатант отечественных машин сегодня — авиакомпания «Россия», которая входит в группу «Аэрофлот». В рамках реализации ее новой стратегии до 2028 года «России» будут переданы все отечественные 54 региональных Superjet 100 «Аэрофлота». В рамках контракта до 2026 года «России» поставят еще 100 таких судов. У «Аэрофлота» подписан и твердый контракт на поставку 50 перспективных среднемагистральных МС-21, которые будут эксплуатироваться в «России».
По словам источника «Известий» в крупной авиакомпании, раньше власти выделяли дотации перевозчикам независимо от того, есть ли у них российские самолеты и в каком количестве, а теперь государство субсидирует маршруты, по которым летают иностранные самолеты перевозчика, но с наибольшим числом отечественных машин.
— Перечень маршрутов в программе субсидирования в рамках 215-го постановления правительства фиксированный. Тем самым отмечается важность повышения доступности авиаперевозок населению по обозначенному маршруту. Между тем новые правила, принятые в 2021-м, влияние которых мы увидим в 2022 году, допускают такую ситуацию, когда на этот важный маршрут есть заявка от перевозчика, но надзорный орган откажется эту заявку удовлетворить даже частично, — сказал «Известиям» представитель S7.
В письме глава «Уральских авиалиний» предложил «инициировать вопрос об исключении критерия владения наибольшим количеством воздушных судов, произведенных на территории РФ, как необходимого условия для получения права на осуществление субсидированных перевозок по дальневосточным направлениям».
В S7 предлагают вернуться к действовавшим ранее правилам приоритетности в распределении дотаций, так как они выверялись на протяжении более чем 19 лет и хорошо себя зарекомендовали.
Измененный механизм распределения дотаций фактически убивает все преимущества программы субсидирования перевозок, поскольку делает поддержку не широкой, а, наоборот, превращает ее в помощь исключительно одному перевозчику, сказал главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов. Изменения были неправильными и ошибочными, уверен он.
— Когда на рынке одна из компаний получает видимые преимущества, это не идет на пользу другим участникам рынка, поскольку создает риски монополизации. Вариативность для потребителя точно падает, так как он не может строить маршрут как хочет, а должен подстраиваться под единственного перевозчика, — пояснил эксперт.
По его словам, нельзя навязывать российский авиапарк компаниям на коммерческих маршрутах, но на субсидируемых перевозчики должны выполнять определенные условия. Эксперт указал на необходимость сохранить критерий отбора компаний, исходя из наличия у них российских самолетов, как это было до февраля этого года. Приоритет должен быть на маршруте, на котором летают российские самолеты, а не у авиакомпании, которая приобрела отечественные машины в большем количестве, считает Федор Борисов.