Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Черногория готова, да Россия не летит


24 июня 2021 года Геннадий Сысоев, Наталья Костарнова, КоммерсантЪ


Власти Черногории объявили, что делают все возможное для возобновления прямого авиасообщения с Россией. Однако пока эти усилия остаются безрезультатными, хотя ситуация с коронавирусом в Черногории значительно улучшилась, а для въезда в страну россиян сняты все ограничения. Из балканских стран Россия возобновила прямые рейсы только с Хорватией и Албанией, а с 28 июня возобновляет с Северной Македонией. “Ъ” попытался разобраться, в чем дело.

Власти Черногории объявили, что делают все возможное для возобновления прямого авиасообщения с Россией. Однако пока эти усилия остаются безрезультатными, хотя ситуация с коронавирусом в Черногории значительно улучшилась, а для въезда в страну россиян сняты все ограничения. Из балканских стран Россия возобновила прямые рейсы только с Хорватией и Албанией, а с 28 июня возобновляет с Северной Македонией. “Ъ” попытался разобраться, в чем дело.

В списках не значится

О том, что власти Черногории «прикладывают максимальные усилия для того, чтобы возобновить прямые рейсы с Россией», заявил на днях министр экономического развития страны Яков Милатович. «После наших визитов в Санкт-Петербург и Москву, кампании в российских СМИ и переписки с российскими властями наше соответствующее обращение к оперативному штабу России поддержала и Ассоциация российских туроператоров»,— сообщил министр.

Отдельное письмо вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, возглавляющей оперативный штаб по борьбе с коронавирусом, направил и замглавы черногорского правительства Дритан Абазович. Он призвал российские власти «рассмотреть возможность возобновления прямых рейсов с Черногорией». «С учетом того, что Черногория практически справилась с эпидемией COVID-19 и прирост заболевших в день не превышает двух десятков человек, а также того факта, что огромное число граждан РФ имеют недвижимость и бизнес в Черногории и часто посещают нашу страну, надеемся, что Вы, как глава оперативного штаба, рассмотрите возможность перевода Черногории в так называемый зеленый список, что для нашей страны много бы значило. Возобновление прямого авиасообщения между РФ и Черногорией дало бы возможность большому числу граждан обеих стран беспрепятственно путешествовать»,— говорится в письме черногорского вице-премьера.

Ситуация с коронавирусом в Черногории в последнее время действительно стала куда более благоприятной, чем раньше.

Еще зимой в республике с населением в 620 тыс. заражалось коронавирусом по 600 человек в день, а общее число больных зашкаливало за 10 тыс. Сегодня ежедневный прирост заболевших — 15–20 человек, число тяжелых случаев по всей стране — менее 300.

С мая для въезжающих в Черногорию россиян сняты все ограничения: им по-прежнему не требуется виза, теперь не нужен ни ПЦР-тест, ни справка о вакцинации (аналогичные антивирусные послабления черногорцы сделали чуть позже и для граждан Украины, Казахстана, Молдавии, Белоруссии, стран ЕС и соседей по региону). Кроме того, в случае заражения COVID-19 во время пребывания в Черногории иностранных туристов лечат безвозмездно, а если при возвращении на родину требуется ПЦР-тест, его также можно сделать бесплатно. При этом многие отели и лица, сдающие жилье в аренду, после провального прошлогоднего сезона в этом году ощутимо снизили цены.

Новой благоприятной ситуацией в Черногории уже вовсю пользуются туристы из многих стран. С Украины в Тиват и Подгорицу прибывает по три-четыре рейса в день, а в выходные — по девять-десять. Из Сербии ежедневно прилетают около десятка самолетов. С 21 июня ежедневные рейсы в адриатическую республику ввел Казахстан, возобновлены полеты из Молдавии.

В конце минувшей недели в России по итогам заседания оперативного штаба объявлен список стран, с которыми разрешено возобновление авиасообщения с 28 июня. Черногории в нем нет, из балканских стран в списке значится только Северная Македония. Чуть раньше, 10 июня, Россия возобновила прямые рейсы с Хорватией и Албанией.

Политика не дает добро

Многие опрошенные “Ъ” черногорские политики, политологи и работающие в сфере туризма бизнесмены полагают, что главная причина отказа Москвы в возобновлении прямого авиасообщения с Черногорией кроется в политике. «Если раньше отсутствие прямых рейсов можно было списать на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в нашей стране, то теперь этот аргумент выглядит неубедительно»,— говорит источник “Ъ”, близкий к администрации черногорского президента.

Эксперты высказываются еще более определенно. «Россия использует любые возможности, в частности разрешения на авиарейсы, чтобы экономически наказать страны, которые, с ее точки зрения, действуют против российских интересов. Это относится и к Черногории, которая присоединилась к санкциям ЕС в отношении России, вступила в НАТО,— заявил “Ъ” черногорский политолог Любомир Филипович.— В сфере политики это, возможно, и легитимно, но российским властям следовало бы прямо об этом сказать, а не прикрываться разными объяснениями».

Мнение эксперта в определенной мере подтверждает и представитель туриндустрии Черногории, который участвовал весной в международных туристических выставках в Москве.

Представители российских властей нам чуть ли не прямо говорили: пока кто-то из правительства Черногории не приедет в Москву и не извинится за антироссийские санкции, прямых рейсов не будет»,— рассказал на условиях анонимности собеседник “Ъ”.

По его словам, «возражения, что к санкциям присоединилась не только Черногория, а отсутствие рейсов бьет и по десяткам тысяч россиян, всерьез не принимались».

«В Москве, похоже, возлагали большие надежды на новое черногорское правительство, пришедшее к власти после выборов 30 августа. Тем более что многих из тогдашних победителей называют пророссийскими политиками,— заяви “Ъ” Любомир Филипович.— Но новое правительство надежд Москвы не оправдало. Точнее, оно, может, и хотело бы их оправдать, но не посмело из-за позиции западных партнеров Черногории».

«Фронт» переходит в наступление

На минувшей неделе о предстоящей поездке в Москву объявили лидеры черногорского «Демократического фронта» Андрия Мандич и Милан Кнежевич. Эта политическая сила считается в республике едва ли не главной пророссийской.

Официальная цель поездки сформулирована весьма обтекаемо: «Рассмотрение актуальных вопросов на уровне взаимовыгодного сотрудничества двух стран». В самом «Фронте» пояснили, что среди прочего Андрия Мандич и Милан Кнежевич «намерены провести ряд встреч с представителями авиакомпаний, турагентств и инвесторами с целью содействия спасению туристического сезона в Черногории».

Таким образом, одной из главных целей поездки лидеров «Демократического фронта» в Москву является лоббирование запуска прямых рейсов с Черногорией. «Вполне возможно, что российские власти предпочтут преподнести возобновление прямого авиасообщения как заслугу "Демфронта", наиболее близкой Москве политической силы в Черногории,— не исключает в беседе с “Ъ” политолог Любомир Филипович.— В этом случае "Фронт" наверняка представит себя в качестве спасителя туристического сезона, рассчитывая на повышение своего рейтинга». Милан Кнежевич отказался комментировать “Ъ” предстоящую поездку в Москву. Недоступен для комментариев был и Андрия Мандич.

По информации “Ъ”, лидеры «Демфронта» планируют вылететь в Россию 30 июня.

«Никакой политической мотивации нет»

В оперативном штабе по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции “Ъ” заявили, что при принятии решения о возобновлении авиасообщения исходят из эпидемиологической ситуации на территории иностранного государства в соответствии с ранее установленными критериями и показателями.

Источник, близкий к штабу, сообщил “Ъ”, что никакой политической мотивации в решении не открывать для россиян Черногорию нет. По его словам, решение о возобновлении всегда «основано на принципах взаимности» и зависит от того, готова ли «та сторона» принимать наших соотечественников и хочет ли возобновлять сообщение.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer