Власти Черногории объявили, что делают все возможное для возобновления прямого авиасообщения с Россией. Однако пока эти усилия остаются безрезультатными, хотя ситуация с коронавирусом в Черногории значительно улучшилась, а для въезда в страну россиян сняты все ограничения. Из балканских стран Россия возобновила прямые рейсы только с Хорватией и Албанией, а с 28 июня возобновляет с Северной Македонией. “Ъ” попытался разобраться, в чем дело.
В списках не значится
О том, что власти Черногории «прикладывают максимальные усилия для того, чтобы возобновить прямые рейсы с Россией», заявил на днях министр экономического развития страны Яков Милатович. «После наших визитов в Санкт-Петербург и Москву, кампании в российских СМИ и переписки с российскими властями наше соответствующее обращение к оперативному штабу России поддержала и Ассоциация российских туроператоров»,— сообщил министр.
Отдельное письмо вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, возглавляющей оперативный штаб по борьбе с коронавирусом, направил и замглавы черногорского правительства Дритан Абазович. Он призвал российские власти «рассмотреть возможность возобновления прямых рейсов с Черногорией». «С учетом того, что Черногория практически справилась с эпидемией COVID-19 и прирост заболевших в день не превышает двух десятков человек, а также того факта, что огромное число граждан РФ имеют недвижимость и бизнес в Черногории и часто посещают нашу страну, надеемся, что Вы, как глава оперативного штаба, рассмотрите возможность перевода Черногории в так называемый зеленый список, что для нашей страны много бы значило. Возобновление прямого авиасообщения между РФ и Черногорией дало бы возможность большому числу граждан обеих стран беспрепятственно путешествовать»,— говорится в письме черногорского вице-премьера.
Ситуация с коронавирусом в Черногории в последнее время действительно стала куда более благоприятной, чем раньше.
Еще зимой в республике с населением в 620 тыс. заражалось коронавирусом по 600 человек в день, а общее число больных зашкаливало за 10 тыс. Сегодня ежедневный прирост заболевших — 15–20 человек, число тяжелых случаев по всей стране — менее 300.
С мая для въезжающих в Черногорию россиян сняты все ограничения: им по-прежнему не требуется виза, теперь не нужен ни ПЦР-тест, ни справка о вакцинации (аналогичные антивирусные послабления черногорцы сделали чуть позже и для граждан Украины, Казахстана, Молдавии, Белоруссии, стран ЕС и соседей по региону). Кроме того, в случае заражения COVID-19 во время пребывания в Черногории иностранных туристов лечат безвозмездно, а если при возвращении на родину требуется ПЦР-тест, его также можно сделать бесплатно. При этом многие отели и лица, сдающие жилье в аренду, после провального прошлогоднего сезона в этом году ощутимо снизили цены.
Новой благоприятной ситуацией в Черногории уже вовсю пользуются туристы из многих стран. С Украины в Тиват и Подгорицу прибывает по три-четыре рейса в день, а в выходные — по девять-десять. Из Сербии ежедневно прилетают около десятка самолетов. С 21 июня ежедневные рейсы в адриатическую республику ввел Казахстан, возобновлены полеты из Молдавии.
В конце минувшей недели в России по итогам заседания оперативного штаба объявлен список стран, с которыми разрешено возобновление авиасообщения с 28 июня. Черногории в нем нет, из балканских стран в списке значится только Северная Македония. Чуть раньше, 10 июня, Россия возобновила прямые рейсы с Хорватией и Албанией.
Политика не дает добро
Многие опрошенные “Ъ” черногорские политики, политологи и работающие в сфере туризма бизнесмены полагают, что главная причина отказа Москвы в возобновлении прямого авиасообщения с Черногорией кроется в политике. «Если раньше отсутствие прямых рейсов можно было списать на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в нашей стране, то теперь этот аргумент выглядит неубедительно»,— говорит источник “Ъ”, близкий к администрации черногорского президента.
Эксперты высказываются еще более определенно. «Россия использует любые возможности, в частности разрешения на авиарейсы, чтобы экономически наказать страны, которые, с ее точки зрения, действуют против российских интересов. Это относится и к Черногории, которая присоединилась к санкциям ЕС в отношении России, вступила в НАТО,— заявил “Ъ” черногорский политолог Любомир Филипович.— В сфере политики это, возможно, и легитимно, но российским властям следовало бы прямо об этом сказать, а не прикрываться разными объяснениями».
Мнение эксперта в определенной мере подтверждает и представитель туриндустрии Черногории, который участвовал весной в международных туристических выставках в Москве.
Представители российских властей нам чуть ли не прямо говорили: пока кто-то из правительства Черногории не приедет в Москву и не извинится за антироссийские санкции, прямых рейсов не будет»,— рассказал на условиях анонимности собеседник “Ъ”.
По его словам, «возражения, что к санкциям присоединилась не только Черногория, а отсутствие рейсов бьет и по десяткам тысяч россиян, всерьез не принимались».
«В Москве, похоже, возлагали большие надежды на новое черногорское правительство, пришедшее к власти после выборов 30 августа. Тем более что многих из тогдашних победителей называют пророссийскими политиками,— заяви “Ъ” Любомир Филипович.— Но новое правительство надежд Москвы не оправдало. Точнее, оно, может, и хотело бы их оправдать, но не посмело из-за позиции западных партнеров Черногории».
«Фронт» переходит в наступление
На минувшей неделе о предстоящей поездке в Москву объявили лидеры черногорского «Демократического фронта» Андрия Мандич и Милан Кнежевич. Эта политическая сила считается в республике едва ли не главной пророссийской.
Официальная цель поездки сформулирована весьма обтекаемо: «Рассмотрение актуальных вопросов на уровне взаимовыгодного сотрудничества двух стран». В самом «Фронте» пояснили, что среди прочего Андрия Мандич и Милан Кнежевич «намерены провести ряд встреч с представителями авиакомпаний, турагентств и инвесторами с целью содействия спасению туристического сезона в Черногории».
Таким образом, одной из главных целей поездки лидеров «Демократического фронта» в Москву является лоббирование запуска прямых рейсов с Черногорией. «Вполне возможно, что российские власти предпочтут преподнести возобновление прямого авиасообщения как заслугу "Демфронта", наиболее близкой Москве политической силы в Черногории,— не исключает в беседе с “Ъ” политолог Любомир Филипович.— В этом случае "Фронт" наверняка представит себя в качестве спасителя туристического сезона, рассчитывая на повышение своего рейтинга». Милан Кнежевич отказался комментировать “Ъ” предстоящую поездку в Москву. Недоступен для комментариев был и Андрия Мандич.
По информации “Ъ”, лидеры «Демфронта» планируют вылететь в Россию 30 июня.
«Никакой политической мотивации нет»
В оперативном штабе по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции “Ъ” заявили, что при принятии решения о возобновлении авиасообщения исходят из эпидемиологической ситуации на территории иностранного государства в соответствии с ранее установленными критериями и показателями.
Источник, близкий к штабу, сообщил “Ъ”, что никакой политической мотивации в решении не открывать для россиян Черногорию нет. По его словам, решение о возобновлении всегда «основано на принципах взаимности» и зависит от того, готова ли «та сторона» принимать наших соотечественников и хочет ли возобновлять сообщение.