Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Третий побег Рониса Шарипова: на "Туполеве" – смена генерала


23 июня 2021 года Тимур Латыпов, Бизнес ONLINE


Год продержался на посту гендиректора «Туполева» казанец Ронис Шарипов. По нашим данным, он подал заявление об увольнении и отставка принята. Главной причиной называют желание самого топ-менеджера, который посчитал, что занимается не своим делом. Плюс сыграла скрытая конфронтация с командой гендиректора ОАК Юрия Слюсаря. По информации «БИЗНЕС Online», уговорить Шарипова остаться не смог даже президент Татарстана Рустам Минниханов.

Год продержался на посту гендиректора «Туполева» казанец Ронис Шарипов. По нашим данным, он подал заявление об увольнении и отставка принята. Главной причиной называют желание самого топ-менеджера, который посчитал, что занимается не своим делом. Плюс сыграла скрытая конфронтация с командой гендиректора ОАК Юрия Слюсаря. По информации «БИЗНЕС Online», уговорить Шарипова остаться не смог даже президент Татарстана Рустам Минниханов.

«Туполев» опускают ниже плинтуса»

Об отставке управляющего директора ПАО «Туполев» Рониса Шарипова сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиастроении. В его приемной на наш вопрос ответили, что информации о каких-либо переменах в руководстве нет. В пресс-службе госкорпорации «Ростех» на запрос отреагировали быстро, но обтекаемо: «Обо всех кадровых изменениях мы рассказываем, если такой момент приходит». Но наши источники заверили: Шарипов написал заявление, оно принято, официальная отставка только вопрос ближайших дней.

Разговоры о возможности такого поворота начали ходить примерно в апреле, т. е. когда еще и года не прошло с момента назначения Шарипова главой «Ту». Напомним, это произошло 4 июня 2020-го — до того он был гендиректором казанской «Радиоэлектроники им. Шимко», разрабатывающей систему госопознавания «свой-чужой» и аппаратуру для нее. Компания входит в ростеховский концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова, который через индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова, как говорят, и продвинул своего давнего сподвижника в фирму «Туполев». Сам Шарипов, по нашим данным, сопротивлялся назначению, понимая, что это не его.

Утверждают, что поводом наконец покинуть нелюбимое место стал один из аспектов проводимой по инициативе «Ростеха» реформы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Уже давно предполагали, что Сергей Чемезов сделает в авиастроении то же, что и в вертолетостроительной отрасли, — ликвидирует должности гендиректоров. Так оно и вышло. 27 мая стало известно, что полномочия единоличного исполнительного органа «Ту» переданы корпорации и глава компании отныне лишь управляющий директор.

Шарипов якобы давно говорил: «Зачем мне это — отвечать за все, фактически не имея никаких полномочий?» «По сути, на более высоком уровне повторяется история Казанского авиазавода, — комментирует ситуацию один из наших собеседников. — Раньше он был самостоятельным, а потом его подчинили „Туполеву“, и все деньги пошли туда. Так же сейчас лишают самостоятельности самих „туполей“. Управляющий директор — это несерьезно, а фирма „Туполев“ ведь очень серьезная, но ее опускают ниже плинтуса. Вот так люди, которые в авиапроме ничего не понимают, пытаются структуры организовывать, финпотоки регулировать».

Но тогда, весной, Шарипов, видимо, решил повременить. По нашим данным, определенную роль сыграло совещание у Чемезова с участием директоров казанских ростеховских предприятий и Рустама Минниханова. Якобы там президент Татарстана, зная настроения Шарипова, порекомендовал ему не нервничать — дескать, мы тебя всегда поддержим.

«…А потом приедет министр и тебе нахлобучит»

Видимо, сегодня полученный тогда заряд бодрости кончился. Что могло лечь на чашу весов?

Один из наших источников уверен: несмотря на отсутствие у управляющего директора реальных полномочий, с руководителя «Ту» все равно спросят по полной: «Если у государственных мужей есть головы, то все равно будет спрос — за тот же срыв модернизации Казанского авиазавода (КАЗ, филиал и главная производственная площадка „Туполева“ — прим. ред.). Одно дело — это хозяйство контролировать и другое — отвечать за то, что не сделано. Ведь, на первый взгляд, строится много, а результата нет».

«Мне кажется, говорить о том, что глава „Туполева“ может что-то самостоятельно делать, не приходится, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов. — А спрашивать будут, сроки по гособоронзаказу подходят, переносы надо постоянно подписывать с минобороны. Потом приедет министр и тебе нахлобучит».

Источники «БИЗНЕС Online» рисуют абсолютно безрадостную картину КАЗа. «Склады пустые, в наличии только краска и спецодежда, — рассказывает один из них. — Занятость на нуле, агрегатные цеха, которые работали на Ту-214, красят заборы и моют полы. Текучка колоссальная, причем уже и увольнять не надо — сами уходят. А модернизация? Вот главный корпус за административным зданием, там механические цеха, гальваника: снаружи — конфетка, а внутри все сгнило».

Напомним, завершение начатой в 2016 году реконструкции КАЗа с планового 2020-го перенесено на 2022-й. Знакомый с ситуацией собеседник «БИЗНЕС Online» уверен, что процесс затянулся из-за фундаментальной ошибки: логичнее было идти не по пути капитального ремонта, а снести здания 50–70-х годов и построить новые.

Но, как говорят наши собеседники, пессимистический настрой не только из-за хода модернизации. «На „Туполеве“ попросту завал всех тем», — утверждает один из них. Что сегодня делает КАЗ? Ремонтирует Ту-22М3, Ту-160 и Ту-214 — в общей сложности 3–4 в год. Строит специальные Ту-214 — один в год. В планах (пока работа идет над опытными машинами) — модернизация до варианта Ту-160М полутора десятка строевых самолетов и строительство новых Ту-160М. Подъем первого созданного с нуля стратегического ракетоносца запланирован на конец 2021 года, но в это мало кто верит. По всей видимости, так и не появилось контракта на поставку в войска Ту-22М3М.

Одновременно военные похоронили проект создания среднего военно-транспортного самолета (СВТС), на строительство которого «Туполев» и КАЗ возлагали немало надежд. В теории остаются планы по созданию противолодочного варианта Ту-214. ПАК ДА тоже пока в области фантастики, хотя, по неподтвержденным данным, изготавливаются элементы планера первого прототипа, в этом году «Кузнецов» должен начать испытания двигателей, и на выходе бортовое радиоэлектронное оборудование.

И тяжелая ситуация на «Туполеве» уже далеко не первый год. Данная смена директора будет уже пятой за последние 10 лет. «Когда дела плохи, всегда такая чехарда происходит, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ главный редактор портала „Авиарунет“ Роман Гусаров. — Может быть, Шарипов посмотрел на все это и решил уйти. Одни нервы и ответственность, а удовлетворения от такой работы никакого».

Игрок из другой команды

Вторым мотивом для ухода могла стать специфика затеянной «Ростехом» тотальной реорганизации ОАК. Напомним, в марте появилась информация, что все авиационные КБ войдут в единый инженерно-конструкторский центр, а некий корпоративный центр самолетостроения ОАК станет управляющей организацией для компаний «Туполев», «Ильюшин» и корпорации «Иркут». Что это означает на деле, авиастроительная общественность не понимает. «Как бы то ни было, Шарипов не мог не задуматься: если КБ уходит под ОАК, чем он-то будет заниматься?» — говорит один из наших собеседников и предполагает, что компания вообще может перебраться в Казань. Гусаров не исключил такой возможности. По его мнению, казанский конструкторский центр «Ту» сейчас более боеспособен, чем московский. Кстати, есть мнение, будто новое главное здание КАЗа до сих пор не готово потому, что Шарипов не утвердил проект — сказал, что надо добавить кабинетов еще на 300 человек.

«По логике так и должно быть, — рассуждает один из наших собеседников. — КБ в Москве возникли вместе с опытным производством. Сегодня опытного производства там нет — конструктора видят самолет, только когда приезжают на серийный завод… Рано или поздно процесс перетекания бюро к заводам надо начинать. К тому же подразделение КБ в Казани весьма и весьма достойное. Понятно, что у него нет ряда компетенций, связанных с малозаметностью, управлением оружием, но это наживное. Думаю, за 5–10 лет плавное разворачивание в Казани вполне возможно. И вообще-то весь мир такой: конструкторские бюро Boeing в Lockheed Martin тоже не в Вашингтоне, а Dassault не в Париже».

Словом, реорганизация предстоит серьезная, требующая детального знания предмета, а Шарипов, напомним, сопротивлялся назначению потому, что совсем не спец в авиастроении. Но согласия директора тогда особо не спрашивали — так решил Колесов ради продвижения своих интересов.

Впрочем, до недавнего времени у Шарипова было на кого почти по-родственному опереться. Наверняка изрядную помощь по вхождению в дело оказал директор центрального конструкторского бюро «Туполева» Эдуард Соркин. До назначения на эту должность в 2017 году он более 20 лет руководил казанским филиалом КБ «Ту». Но весной Эдуард Матвеевич уволился по собственному желанию. Говорят, когда Соркин сказал, что хочет уйти, Шарипов дал ему месяц на размышление, но тот своего решения не изменил. Кстати, ходит информация, что теперь его усиленно приглашает казанский филиал Уральского завода гражданской авиации, который ведет тему военного беспилотного комплекса «Альтиус-РУ», начинавшуюся в 2011 году в ОКБ им. Симонова.

Можно предположить, что на Шарипова давит и то, что гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, как говорят наши источники, его не воспринимает, считая на 100% человеком Колесова, то есть игроком другой команды.

Кто станет преемником

Впрочем, и здесь не все так просто. Напомним, Шарипов вошел в команду Колесова в 2001 году, а до этого был следователем прокуратуры, заместителем председателя комитета РТ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, замглавы Пестречинского района РТ. Далее до 2007-го прошел через колесовскую кузницу кадров — ОАО «КОМЗ», — добравшись до поста гендиректора. Когда Колесов возглавил Амурскую область, забрал Шарипова с собой. До 2008-го наш герой был там на постах министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства, а также первого заместителя председателя правительства области, однако незадолго до скандальной отставки своего патрона с губернаторского поста написал заявление об уходе по собственному желанию и вернулся в Казань. Амурские СМИ, охарактеризовавшие его как «самого порядочного и профессионального из казанцев», объясняли этот шаг тем, что Ронис Накипович «морально не выдержал ситуации с уголовными делами нескольких подчиненных губернатора и возможности отставки самого Колесова».

В Казани Шарипов успел побыть советником гендиректора и председателем совета директоров КОМЗа, гендиректором «Радиоприбора», а в 2012-м Колесов забрал его первым замом в КРЭТ. Туда Ронис Накипович отправился без энтузиазма и уже через год опять «сбежал». А в июне 2013 года его представили как гендиректора «Радиоэлектроники им. Шимко».

Получается, нынешний побег — третий. Как говорят наши собеседники, Шарипов ушел бы давно, если бы это не означало просто по-человечески испортить отношения с Колесовым. Что же изменилось? Не исключено, что нечто новое ждет самого Николая Александровича. В конце прошлого года пошли разговоры о том, что он уходит из КРЭТ и готовит преемника. В качестве возможного кандидата называют заместителя гендиректора по гособоронзаказу Александра Пана. Куда нацелился Колесов, неизвестно, но поговаривали, что это может быть и ОАК, и нечто связанное с экспортом техники.

О планах самого Шарипова данных нет. Что касается сменщика, то временным (пока во всяком случае) преемником, по нашим данным, станет действующий замгендиректора — директор программы Ту-160 Вадим Королев (родился 25 октября 1969 года). Что необычно для нынешнего топ-менеджмента авиапрома, он авиационный инженер — окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное Краснознаменное училище (специальность — «летательные аппараты и силовые установки»), а в 2012-м — Высшую школу бизнеса Государственного университета управления. Кандидат экономических наук. Поначалу служил в заказывающем управлении минобороны, далее руководил военной приемкой «Ту» (а потому постоянно бывал в Казани). «Его давно хотели поставить во главе „Туполева“, но он отказался, и назначили Савицких (декабрь 2013 года — прим. ред.), — говорит один из наших источников. — Он грамотный, на голову выше многих авиапромовских руководителей, знает авиацию».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer