Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлеты и волнения: биржевые цены на керосин превысили допандемийный уровень


23 июня 2021 года Валерий Воронов, Максим Талавринов, Известия


Стоимость авиатоплива на бирже превысила допандемийный уровень — почти 48 тыс. рублей за тонну. Еще 10 июня цена керосина составляла 46,2 тыс. за тонну — на 17,4% выше, чем годом ранее, следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака (есть у «Известий»). Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке — вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС рекомендовано увеличить нормативы продаж на бирже и рассмотреть предложения по увеличению интервалов размещения и покупки топлива. Представители бизнеса отметили, что предложенных мер недостаточно для сдерживания цен. В то же время в Минэнерго назвали ситуацию на рынке авиакеросина стабильной.

Стоимость авиатоплива на бирже превысила допандемийный уровень — почти 48 тыс. рублей за тонну. Еще 10 июня цена керосина составляла 46,2 тыс. за тонну — на 17,4% выше, чем годом ранее, следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака (есть у «Известий»). Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке — вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС рекомендовано увеличить нормативы продаж на бирже и рассмотреть предложения по увеличению интервалов размещения и покупки топлива. Представители бизнеса отметили, что предложенных мер недостаточно для сдерживания цен. В то же время в Минэнерго назвали ситуацию на рынке авиакеросина стабильной.

На пиковых высотах

Стоимость тонны авиатоплива 10 июня составила 46,2 тыс. рублей, что на 17,4% выше показателя аналогичного периода 2020 года. Это следует из протокола с совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака от 15 июня, с которым ознакомились «Известия». Другие виды топлива тоже подорожали: в документе указано, что цена на сжиженный газ (СУГ) выросла на 10,5% в сравнении с прошлым годом, на дизель — на 6,2%, бензин АИ-92 и АИ-95 — на 3,4% и 3,3% соответственно.

К 22 июня цена авиакеросина на бирже выросла еще на 3,7%, до почти 48 тыс. рублей. Это рекордное значение за 2,5 года.

Последний раз биржевая средневзвешенная цена авиакеросина в резервуарах топливо-заправочных комплексов аэропортов московского авиаузла достигала почти 48 тыс. рублей 20 декабря 2018 года, следует из данных СПбМТСБ.

В этом году первый наиболее ощутимый для авиакомпаний скачок цен на топливо в российских аэропортах произошел в марте — на 6–9%. В апреле керосин подорожал еще на 10%, рассказывал источник «Известий» в авиакомпании. В мае рост не прервался, но замедлился. По данным Росавиации, в прошлом месяце средняя цена авиатоплива в аэропортах страны выросла на 7,5%.

На 18 июня месячное увеличение стоимости авиатоплива в Европе и СНГ (включая Россию) составило 8,5%, а годовое — 71,2%, следует из данных аналитического агентства Platts.

Для авиакомпании Smartavia средняя цена топлива в аэропортах присутствия на территории России с начала 2021 года выросла на 31%, сказал «Известиям» представитель перевозчика. По его словам, сейчас стоимость керосина находится примерно на уровне мая 2018 года и апреля 2019-го. Компания ведет «конструктивный диалог с поставщиками керосина о скидках» и не планирует повышать стоимость билетов, добавил собеседник.

Другие авиакомпании России из топ-15 не ответили на запросы «Известий». Аналогично поступили в Минтрансе и АЭВТ.

Конечная цена топлива в аэропортах РФ в мае 2021 года была на 6,8% меньше, чем в том же месяце 2019-го, то есть в активный период перевозок до пандемии, сказали «Известиям» в Минэнерго со ссылкой на данные Росавиации.

Причинами подорожания топлива могут быть общий рост инфляции в стране, а также увеличение стоимости нефти и сокращение предложения нефтепродуктов на рынке из-за того, что сырую нефть выгоднее экспортировать, чем перерабатывать внутри России, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— Негативную роль играют и ремонтные работы на ряде российских НПЗ, что сокращает предложение нефтепродуктов. Последствиями роста цен на авиакеросин могут быть новые проблемы отрасли туризма и пассажирских авиаперевозок, — отметила аналитик.

Из-за роста цен на топливо авиакомпании понесут дополнительные расходы в 70 млрд рублей в год при сохранении котировок на уровне марта, говорил в конце апреля замглавы S7 Group (входит авиакомпания S7 Airlines) Дмитрий Куделькин на заседании комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП. Инструментом сдерживания цен на авиакеросин должен стать демпферный механизм, отмечал «Известиям» представитель S7 Group. Но из-за завышенного уровня демпфера он неэффективен и ни разу не применялся на практике, указывал он. Компания неоднократно предлагала снизить базовый уровнь демпфера с 48,3 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну авиакеросина, установленного на 2019 год, с последующей его индексацией в 2020–2024 годах на официальный уровень инфляции Росстата. В 2021 году он составляет 53,3 тыс. рублей. Но в Минтрансе говорили, что такая мера не рассматривается.

Рынок и меры

Себестоимость авиаперевозок вернулась на уровень, который был до пандемии, а цена авиабилетов — нет, сказал источник «Известий» в крупной авиакомпании, добавив, что разница между тарифами и стоимостью топлива достигла максимального значения.

Рост цен на керосин неизбежно приведет к подорожанию авиабилетов, что сделает отдых за рубежом (даже там, где авиасообщение с Россией восстановлено), недоступным для многих россиян, отметила Наталья Мильчакова.

Минэнерго и ФАС должны в том числе подготовить изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами и предложения по увеличению интервала между размещением на бирже предложения о продаже и самой покупкой.

По словам Натальи Мильчаковой, это делается для того, чтобы избежать монопольного повышения цен. То есть покупатели должны заранее располагать информацией, какой поставщик по какой цене продает, и иметь запас времени, чтобы выбрать наиболее оптимальное предложение.

Зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев считает, что новые меры не смогут кардинально изменить ситуации на рынке. По его мнению, одна из основных проблем — неэффективность механизма демпфера. Эксперт напомнил: Независимый топливный союз в марте направлял письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором подчеркнул необходимость отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указывали в НТС.

Механизм демпфера кабмин ввел с начала 2019 года. Его разработка — реакция властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го. Демпфер рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.

Меры, предложенные правительством, вряд ли можно назвать системными, сказал «Известиям» глава НТС Павел Баженов.

— Повышение нормативов низкое, вряд ли рынок будет к нему чувствителен, ведь фактический объем и так выше предлагаемых нормативов. В части совершенствования биржевой торговли мера правильная, направленная на купирование спекуляций, но пока неясно, какой количественный эффект она даст, — отметил он.

В Минэнерго считают, что ситуация на рынке авиакеросина стабильная. Динамика цен на керосин аналогична динамике оптовых цен на моторные топлива: изменяется вместе с ростом мировых цен на нефть, а также подвержена фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами, сказали в ведомстве. Ситуация имеет ярко выраженную сезонную динамику — она характерна для начала летнего сезона и повторяется каждый год, добавили в Минэнерго.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд



Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer