Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Взлеты и волнения: биржевые цены на керосин превысили допандемийный уровень


23 июня 2021 года Валерий Воронов, Максим Талавринов, Известия


Стоимость авиатоплива на бирже превысила допандемийный уровень — почти 48 тыс. рублей за тонну. Еще 10 июня цена керосина составляла 46,2 тыс. за тонну — на 17,4% выше, чем годом ранее, следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака (есть у «Известий»). Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке — вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС рекомендовано увеличить нормативы продаж на бирже и рассмотреть предложения по увеличению интервалов размещения и покупки топлива. Представители бизнеса отметили, что предложенных мер недостаточно для сдерживания цен. В то же время в Минэнерго назвали ситуацию на рынке авиакеросина стабильной.

Стоимость авиатоплива на бирже превысила допандемийный уровень — почти 48 тыс. рублей за тонну. Еще 10 июня цена керосина составляла 46,2 тыс. за тонну — на 17,4% выше, чем годом ранее, следует из протокола совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака (есть у «Известий»). Власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке — вице-премьер Александр Новак 22 июня провел совещание с нефтяниками. По его итогам Минэнерго и ФАС рекомендовано увеличить нормативы продаж на бирже и рассмотреть предложения по увеличению интервалов размещения и покупки топлива. Представители бизнеса отметили, что предложенных мер недостаточно для сдерживания цен. В то же время в Минэнерго назвали ситуацию на рынке авиакеросина стабильной.

На пиковых высотах

Стоимость тонны авиатоплива 10 июня составила 46,2 тыс. рублей, что на 17,4% выше показателя аналогичного периода 2020 года. Это следует из протокола с совещания у замминистра энергетики Евгения Грабчака от 15 июня, с которым ознакомились «Известия». Другие виды топлива тоже подорожали: в документе указано, что цена на сжиженный газ (СУГ) выросла на 10,5% в сравнении с прошлым годом, на дизель — на 6,2%, бензин АИ-92 и АИ-95 — на 3,4% и 3,3% соответственно.

К 22 июня цена авиакеросина на бирже выросла еще на 3,7%, до почти 48 тыс. рублей. Это рекордное значение за 2,5 года.

Последний раз биржевая средневзвешенная цена авиакеросина в резервуарах топливо-заправочных комплексов аэропортов московского авиаузла достигала почти 48 тыс. рублей 20 декабря 2018 года, следует из данных СПбМТСБ.

В этом году первый наиболее ощутимый для авиакомпаний скачок цен на топливо в российских аэропортах произошел в марте — на 6–9%. В апреле керосин подорожал еще на 10%, рассказывал источник «Известий» в авиакомпании. В мае рост не прервался, но замедлился. По данным Росавиации, в прошлом месяце средняя цена авиатоплива в аэропортах страны выросла на 7,5%.

На 18 июня месячное увеличение стоимости авиатоплива в Европе и СНГ (включая Россию) составило 8,5%, а годовое — 71,2%, следует из данных аналитического агентства Platts.

Для авиакомпании Smartavia средняя цена топлива в аэропортах присутствия на территории России с начала 2021 года выросла на 31%, сказал «Известиям» представитель перевозчика. По его словам, сейчас стоимость керосина находится примерно на уровне мая 2018 года и апреля 2019-го. Компания ведет «конструктивный диалог с поставщиками керосина о скидках» и не планирует повышать стоимость билетов, добавил собеседник.

Другие авиакомпании России из топ-15 не ответили на запросы «Известий». Аналогично поступили в Минтрансе и АЭВТ.

Конечная цена топлива в аэропортах РФ в мае 2021 года была на 6,8% меньше, чем в том же месяце 2019-го, то есть в активный период перевозок до пандемии, сказали «Известиям» в Минэнерго со ссылкой на данные Росавиации.

Причинами подорожания топлива могут быть общий рост инфляции в стране, а также увеличение стоимости нефти и сокращение предложения нефтепродуктов на рынке из-за того, что сырую нефть выгоднее экспортировать, чем перерабатывать внутри России, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— Негативную роль играют и ремонтные работы на ряде российских НПЗ, что сокращает предложение нефтепродуктов. Последствиями роста цен на авиакеросин могут быть новые проблемы отрасли туризма и пассажирских авиаперевозок, — отметила аналитик.

Из-за роста цен на топливо авиакомпании понесут дополнительные расходы в 70 млрд рублей в год при сохранении котировок на уровне марта, говорил в конце апреля замглавы S7 Group (входит авиакомпания S7 Airlines) Дмитрий Куделькин на заседании комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП. Инструментом сдерживания цен на авиакеросин должен стать демпферный механизм, отмечал «Известиям» представитель S7 Group. Но из-за завышенного уровня демпфера он неэффективен и ни разу не применялся на практике, указывал он. Компания неоднократно предлагала снизить базовый уровнь демпфера с 48,3 тыс. до 40 тыс. рублей за тонну авиакеросина, установленного на 2019 год, с последующей его индексацией в 2020–2024 годах на официальный уровень инфляции Росстата. В 2021 году он составляет 53,3 тыс. рублей. Но в Минтрансе говорили, что такая мера не рассматривается.

Рынок и меры

Себестоимость авиаперевозок вернулась на уровень, который был до пандемии, а цена авиабилетов — нет, сказал источник «Известий» в крупной авиакомпании, добавив, что разница между тарифами и стоимостью топлива достигла максимального значения.

Рост цен на керосин неизбежно приведет к подорожанию авиабилетов, что сделает отдых за рубежом (даже там, где авиасообщение с Россией восстановлено), недоступным для многих россиян, отметила Наталья Мильчакова.

Минэнерго и ФАС должны в том числе подготовить изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами и предложения по увеличению интервала между размещением на бирже предложения о продаже и самой покупкой.

По словам Натальи Мильчаковой, это делается для того, чтобы избежать монопольного повышения цен. То есть покупатели должны заранее располагать информацией, какой поставщик по какой цене продает, и иметь запас времени, чтобы выбрать наиболее оптимальное предложение.

Зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев считает, что новые меры не смогут кардинально изменить ситуации на рынке. По его мнению, одна из основных проблем — неэффективность механизма демпфера. Эксперт напомнил: Независимый топливный союз в марте направлял письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором подчеркнул необходимость отменить демпфер. Вместо сглаживания влияния колебаний внешней конъюнктуры на внутренний рынок он выступает дестабилизирующим фактором, указывали в НТС.

Механизм демпфера кабмин ввел с начала 2019 года. Его разработка — реакция властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го. Демпфер рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.

Меры, предложенные правительством, вряд ли можно назвать системными, сказал «Известиям» глава НТС Павел Баженов.

— Повышение нормативов низкое, вряд ли рынок будет к нему чувствителен, ведь фактический объем и так выше предлагаемых нормативов. В части совершенствования биржевой торговли мера правильная, направленная на купирование спекуляций, но пока неясно, какой количественный эффект она даст, — отметил он.

В Минэнерго считают, что ситуация на рынке авиакеросина стабильная. Динамика цен на керосин аналогична динамике оптовых цен на моторные топлива: изменяется вместе с ростом мировых цен на нефть, а также подвержена фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами, сказали в ведомстве. Ситуация имеет ярко выраженную сезонную динамику — она характерна для начала летнего сезона и повторяется каждый год, добавили в Минэнерго.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer