Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Следующий пролет: как вернуть деньги за отмененный рейс


21 июня 2021 года Мария Немцева, Известия


Из-за коронавирусных ограничений ситуация с авиабилетами уже больше года остается нестабильной. Многие путешественники после отмены перелета за границу пытаются любой ценой вернуть потраченные средства. В это неспокойное время оживились и мошенники — они притворятся сотрудниками авиакомпаний, создают поддельные сайты и предлагают сотрудничество, которое оборачивается кражей средств. Как действовать при возврате билета и не стать жертвой обманщиков — разбирались «Известия».

Из-за коронавирусных ограничений ситуация с авиабилетами уже больше года остается нестабильной. Многие путешественники после отмены перелета за границу пытаются любой ценой вернуть потраченные средства. В это неспокойное время оживились и мошенники — они притворятся сотрудниками авиакомпаний, создают поддельные сайты и предлагают сотрудничество, которое оборачивается кражей средств. Как действовать при возврате билета и не стать жертвой обманщиков — разбирались «Известия».

Без билета и денег

Жительница Астрахани потеряла 135 тыс. рублей, когда пыталась вернуть средства за авиабилеты в Турцию. В апреле она купила срочные и дорогие билеты на майские праздники — всего на семью вышло порядка 300 тыс. рублей. Спустя пару недель власти объявили о приостановке авиасообщения и поездку пришлось отложить. Туристка потребовала вернуть потраченные деньги, но в авиакомпании предложили альтернативу — рейс до Сочи или Алтая. Не желая менять Турцию на российские курорты, женщина обратилась за помощью к юристу. В интернете она нашла некоего Андрея Жилина (сейчас пострадавшая уверена, что имя было ненастоящим). Он обещал решить дело всего за 1500 рублей.

Обсудив детали, Жилин прислал ссылку для оплаты, куда Светлана ввела данные своей банковской карты. Позже с нее списали 135 тыс. рублей.

Спустя неделю юрист написал, что помочь с возвратом билетов не получается. Когда же Светлана попросила Жилина разобраться со списанными средствами, тот пропал и перестал отвечать на звонки. Астраханка обратилась с заявлением в полицию.

Из-за нестабильной ситуации вокруг авиабилетов люди чаще испытывают растерянность и попадают в непростые ситуации, отмечают эксперты. Вместе с тем растет и число мошенников, чьи методы со временем только совершенствуются.

Главный признак мошенничества

Фишинговые ссылки — самый распространенный способ обмана при покупке авиабилетов, считает основатель сервиса разведки утечек данных DLBI Ашот Оганесян. На подобных ресурсах «продаются» билеты по ценам значительно ниже рынка или билеты на рейсы, которых нет в расписании у авиакомпаний и агрегаторов.

По словам эксперта, самому создать такой сайт несложно. Основная проблема состоит, скорее, в реализации схемы приема платежей и вывода средств, так как банки и платежные системы следят за фродом (телефонным мошенничеством) и быстро блокируют такие операции.

— Однако в последнее время среди злоумышленников набирает силу концепция fraud as a service, когда одни преступники создают техническую инфраструктуру, а другие занимаются непосредственно мошенничеством, — предупреждает Ашот Оганесян. — Сейчас на черном рынке можно найти конструкторы фишинговых сайтов, в том числе позволяющие клонировать сайт-жертву внешне. Именно поэтому число фишинговых сайтов в авиаотрасли в последнее время растет.

При покупке билета следует пристально изучить адрес сайта, который может быть похож на домен известного продавца авиабилетов или авиакомпании. Если он отличается от оригинального даже на одну букву, вероятнее всего, это подделка. Проверить, кому принадлежит доменное имя, можно на сайте whois.net, советует юрист Анна Пойлова. На данном портале можно найти дату создания и кем был создан сайт.

Также нужно обращать внимание на аномально низкую стоимость билета, которая значительно отличается от цены крупных агрегаторов, — это главный признак мошенничества, напоминает Ашот Оганесян.

Ранее по просьбе «Известий» компания Group IB подсчитала количество фишинговых страниц, предлагающих выгодные авиабилеты. В апреле специалисты выявили 50 подозрительных сайтов. Для сравнения, за весь 2020 год было зафиксировано 56 таких ресурсов, в январе 2021-го — девять, в феврале — пять, в марте — ни одного. Пик мошенничеств пришелся на неделю, предшествующую длинным майским праздникам.

Наткнуться на аферистов довольно легко — мошеннические порталы появляются на первой позиции в «Яндексе» или Google по запросам «купить дешевые авиабилеты».

За год до этого банк ВТБ предупреждал клиентов о другой популярной схеме обмана. Весной 2020-го российские авиакомпании начали предлагать клиентам оформить ваучер в качестве компенсации за авиабилеты на отмененные рейсы. Сертификат выдается на сумму, сопоставимую со стоимостью билетов. Благодаря этому пассажир может изменить дату вылета и рейс.

Мошенники воспользовались нововведением и начали отправлять письма и обзванивать клиентов, которые планировали свои перелеты. Представляясь сотрудниками авиакомпании, они предлагают купить ваучер у них напрямую. Если клиент отказывается и просит вернуть ему потраченные средства, аферисты обещают помочь «урегулировать вопрос» за определенное вознаграждение. Разговор заканчивается просьбой сообщить данные банковской карты, а также код из полученного СМС от банка.

Возврату подлежит

Что важно знать, чтобы вернуть деньги за билет без лишних проблем? Во-первых, если рейс отменен или задержан по вине авиакомпании, то пассажир имеет право на получение компенсации. Это правило действует, если он узнал об отмене рейса за 14 или менее дней до вылета. Однако следует помнить о юрисдикции: во всех странах разный порядок возврата денежных средств, уточняет юрист Анна Пойлова.

— Пассажиры могут получить компенсацию в размере 25 рублей за каждый час опоздания в конечный пункт, но не больше 50% от стоимости билета.

Размер компенсации и вид определяются исходя из страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, отметила эксперт.

Также пассажир вправе без доплаты улететь другим рейсом, если его предложит авиакомпания, ждать отправления своего рейса или же отказаться от перелета и вернуть полную стоимость неиспользованной части билета.

Отмена пассажирского сообщения из-за COVID-19 считается форс-мажором, то есть обстоятельством непреодолимой силы. Если рейс отменен по решению государства, авиакомпания не должна выплачивать вам денежную компенсацию. При этом вы имеете право получить назад полную стоимость билета или без доплаты улететь другим рейсом, рассказала юрист.

Что касается ваучеров, то в России 6 июля 2020 года правительство утвердило постановление №991, которое разрешает авиакомпаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за авиабилеты, но только в том случае, если билеты были куплены до 1 мая 2020 года.

— Авиакомпания вправе не возвращать деньги, а выдать ваучер, который можно использовать в течение трех лет с даты отмененного рейса. Если пассажир в течение этого срока не воспользуется ваучером, авиакомпания обязана вернуть деньги, — пояснила Анна Пойлова.

Однако в случае с билетами, купленными после 1 мая 2020-го, пассажир имеет право не соглашаться на ваучер и получить возврат денег.

Последний шанс

В случае опоздания на рейс или отмены перелета по личным причинам важно помнить, что если это одна авиакомпания, то, скорее всего, аннулируются оба билета — и туда, и обратно. При этом есть шанс попасть на обратный рейс, если уведомить авиакомпанию до конца регистрации, что вы не полетите первым рейсом, говорит юрист.

Если пассажир понимает, что опаздывает, он должен позвонить в авиакомпанию и сообщить об этом. Затем уточнить, возможно ли обменять билет или переоформить его на другую дату или время.

— Существуют два варианта опоздания на рейс — неприбытие на регистрацию и опоздание на рейс после регистрации. В случае, если пассажир опоздал на регистрацию, вернуть денежные средства сложнее, поскольку в правилах авиакомпании зачастую существует запрет на такие операции, — заключила Анна Пойлова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer