В «тарифной войне», которая в последние годы активно велась между США и Евросоюзом, объявлено перемирие. В ходе насыщенного визита в Европу президента Соединенных Штатов Джо Байдена стороны договорились прекратить шедший уже 17 лет спор о чрезмерной государственной поддержке двух крупнейших авиапромышленных концернов — американского Boeing и европейского Airbus, а также отменить введенные ранее многомиллиардные пошлины.
Первым делом — самолеты
Начало затяжному «авиационному конфликту» между Старым и Новым Светом было положено в далеком 2004 году. Тогда США подали во Всемирную торговую организацию (ВТО) жалобу, согласно которой страны, участвующие в концерне Airbus, незаконно предоставили авиапроизводителю многомиллиардные субсидии, что привело к нарушению норм справедливой конкуренции. Европа ответила подачей аналогичного иска в ВТО, считая, что и США слишком активно «подкармливают» Boeing из казны — субсидии составили $19 млрд. Кроме того, Вашингтон обвинили в том, что он чересчур щедро предоставляет аэрокосмическому гиганту военные и другие контракты, прибыль от которых помогает компании покрывать издержки на производство гражданских воздушных судов.
После многолетних разбирательств арбитражные органы ВТО в 2019 году сочли претензии США обоснованными и разрешили Вашингтону ввести пошлины на экспорт из стран Евросоюза на общую сумму $7,5 млрд в год. Впрочем, потом праздник пришел и на улицу ЕС — Брюсселю позволили установить тарифы на продукцию из Соединенных Штатов на $4 млрд ежегодно.
От самолетов до сыра
Если изначально речь шла лишь об авиастроительных корпорациях, то позднее «под раздачу» попали и другие отрасли экономики обеих сторон, абсолютно не связанные с авиационной промышленностью. Повышенные сборы экспортерам пришлось платить за шотландский виски, французские гастрономические деликатесы и знаменитые американские мотоциклы Harley Davidson.
Весной этого года ЕС и Великобритания, с одной стороны, и США — с другой — приостановили действие карательных пошлин, а сейчас официально договорились отменить их на ближайшие пять лет. Если одна из сторон нарушит условия договоренности, определяющей порядок и размер господдержки двух авиагигантов, другая вправе вернуться к «тарифным репрессиям».
Как заявила представитель США на торговых переговорах Кэтрин Тай, соглашение с ЕС «укрепит атмосферу долгосрочной конкуренции и инноваций в одном из ключевых секторов — авиастроении, который является одним из наиболее важных источников рабочих мест для среднего класса». По словам Тай, достигнутые договоренности позволят защитить порядка 1,2 млн рабочих мест.
Естественно, сделку крайне позитивно восприняли и сами авиаконцерны — она устраняет угрозу задержки или блокирования поставок продукции двух компаний на «домашние» рынки их конкурентов в то время, когда обеим компаниям нужны продажи, отмечает аналитик Роб Столлард из Vertical Research Partners. «С учетом того, что это был невынужденный конфликт, когда «огонь» велся по своим, окончание этой торговой войны — это хорошая новость, — отметил эксперт в беседе с The Wall Street Journal. — Поставки новых воздушных судов на фоне прекращения полетов самолетов Boeing 737 MAX и пандемии упали ниже того уровня, на котором они находились до установления пошлин в 2018-м».
Урегулирование спора о тарифах, введенных из-за господдержки авиаконцернов, — лишь часть проблем в торговых отношениях США и Евросоюза, которыми, похоже, решила всерьез заняться администрация нового президента Соединенных Штатов Джо Байдена. Явно сложнее будет найти выход из другой ситуации, сложившейся после повышения американских пошлин на поставляемые из Европы сталь и алюминий. Эти тарифы были введены Дональдом Трампом в 2018 году — эксцентричный американский президент тогда не на шутку разозлил ЕС, назвав зарубежные поставки металла угрозой национальной безопасности Соединенных Штатов (даже при том, что экспортерами, наиболее серьезно пострадавшими от новых пошлин, были союзники Америки по НАТО).
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен с осторожным оптимизмом говорила о том, что договориться по тарифам на металл удастся к концу года. В любом случае окончание спора из-за субсидий авиаконцернам «должно помочь улучшению отношений сторон, которые уделяют больше внимания противодействию Китая», отмечает CNN. Разрешение этого конфликта — это «конкретный сигнал», свидетельствующий о намерении Байдена «нормализовать атмосферу в традиционных для США альянсах после четырех лет» президентства Дональда Трампа, умудрившегося испортить отношения со многими союзниками и партнерами в Европе, указывает телекомпания.
Мир ради войны
Договоренность об урегулировании споров из-за помощи авиастроителям «формирует основу для начала новой эры трансатлантической кооперации в то время, как Китай пытается потеснить дуополию Boeing и Airbus в сфере гражданского самолетостроения», отмечает Bloomberg. Заключение соглашения было отчасти продиктовано «растущей озабоченностью политиков в Брюсселе и Вашингтоне в связи с тем, что финансируемый из бюджета китайский аэрокосмический концерн Commercial Aircraft Corporation of China (Comac) уже к концу текущего десятилетия может стать полноценным глобальным конкурентом в авиастроительной сфере», отмечает агентство. «Это будет классической китайской схемой», предположил аналитик американского Центра стратегических и перспективных исследований (CSIS) Уильям Райнш. Сперва правительство КНР «вынудит все китайские авиакомпании» покупать продукцию отечественного производителя. «Сформируется рынок, их самолеты будут становиться лучше, а после того, как они станут лучше и дешевле, они начнут заполнять глобальный рынок», — предположил эксперт в интервью АР.
Та же Кэтрин Тай, говоря об прекращении спора, отметила, что США, «вместо того чтобы сражаться с одним из своих ближайших союзников», наконец совместно с ним выступают против «общей угрозы». Этот несколько затертый эпитет торговый представитель США дала китайскому авиапрому в целом и разрабатываемому в КНР узкофюзеляжному среднемагистральному пассажирскому самолету С919.
При любом хозяине Белого дома рассчитывать на снятие многомиллиардных пошлин не приходится — свободная торговля перестала быть выгодной
По некоторым оценкам, спроектированный и построенный в Китае лайнер может быть допущен к полетам еще до конца текущего года. С одной стороны, назвать его прямым конкурентом таким машинам, как A320neo или 737 MAX, нельзя — он имеет меньшую дальность и более высокий расход топлива; кроме того, у компании нет международной службы поддержки, что ограничивает возможности для продвижения самолета за рубежом. «Более того, Китай пока не является самодостаточным в отношении производства наиболее сложных частей, присутствующих в сети поставок аэрокосмической техники: С919 начнет летать с двигателями, которые изготовлены компаниями General Electric и Safran, — писала WSJ. — Это дает Западу возможность для геополитического давления».
Понятно, что для того, чтобы стать конкурентоспособным в глобальном масштабе, китайскому самолету понадобятся годы, если не десятилетия. Однако если С919 станет успешным проектом для внутреннего рынка (он одновременно является и крупнейшим в мире), Boeing и Airbus придется умерить свои аппетиты в плане поставок авиатехники в КНР. Инвесторов западных авиаконцернов такие перспективы не могут не тревожить.
Перед лицом общей угрозы
Снятие разногласий между США и Евросоюзом в торговой сфере — лишь одно из направлений по восстановлению трансатлантического партнерства, которое активно прорабатывалось в ходе мощного европейского турне Джо Байдена, успевшего и переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным провести, и на саммитах ЕС и НАТО побывать, и во встрече лидеров G7 поучаствовать. Характерно при этом, что сплочение американских и европейских интересов совершенно очевидным образом направлено против общего если не врага, то уж точно стратегического соперника — Китая.
Так, в итоговом коммюнике, принятом лидерами стран «большой семерки», содержится призыв к Китаю участвовать в новом этапе попыток ВОЗ выявить источники распространения коронавируса COVID-19. Участники саммита G7 также раскритиковали Пекин за не соответствующие рыночным принципам торговые практики, нарушения прав человека и попрание основ демократии в Гонконге. В заявлении, принятом на саммите НАТО, Китай упоминается 10 раз и характеризуется как страна, «систематически бросающая вызов основанному на правила международному миропорядку». Лидеры стран — членов альянса также заявили о обеспокоенности в связи с увеличением ядерного арсенала КНР и модернизацией вооруженных сил в целом. Подобную картину американский еженедельник Newsweek расценил как «беспрецедентные обязательства», которых Байден смог добиться от европейских коллег в рамках восьмидневного турне и которые «могли поколебать надежды Китая, собиравшегося вбить клин между США и их европейскими союзниками».
Впрочем, понятно, что Белый дом будет проводить свою политику в Европе, исходя прежде всего из американских интересов. По мнению директора Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофея Бордачева, Байден вообще «самый серьезный президент США за последние 20, если не 30 лет, и берется за европейцев он тоже серьезно». Американская политика в отношении Евросоюза, по сути, не меняется — просто «Трамп выражал ее в свойственной ему эксцентричной и немного бессмысленной в результате манере, а Байден всё делает осторожно и пытается выстроить европейцев так, чтобы они приносили пользу», отметил эксперт в беседе с «Известиями». По его словам, «Байден перехватывает у них повестку и начинает делать то, в чем европейцы на протяжении всего последнего времени пытались выставить себя главными игроками», при этом «всё это подается под знаком восстановления хороших отношений с Европой».
В отношениях Европы с Китаем Байдену уже удалось добиться весьма серьезных успехов — в мае Европарламент заморозил ратификацию инвестиционного соглашения между ЕС и КНР. Под давлением США могут скорректироваться и позиция европейских стран в отношениях с Китаем по другим направлениям — ведь, как напоминает Бордачев, «Байден в отличие от Трампа склонен к системной работе».