Власти попросили авиакомпании и аэропорты включиться в кампанию по поддержке вакцинации россиян. Это следует из направленных руководителям авиапредприятий сразу двух телеграмм Росавиации, с которыми ознакомились «Известия». Регулятор попросил бизнес по возможности поощрять привитых пассажиров и принять участие в информационном освещении целесообразности вакцинации через голосовые и видеосообщения в аэропортах и самолетах. Некоторые аэропорты и авиакомпании уже готовы присоединиться к кампании, выяснили «Известия». Авиаотрасль в целом заинтересована в вакцинации населения и ее игрокам стоит поддержать такие инициативы, считают эксперты.
Попросить дважды
Росавиация призвала авиакомпании и аэропорты включиться в кампанию в поддержку вакцинации. Об этом сказано в двух телеграммах ведомства, направленных руководителям авиапредприятий 7 и 15 июня. Оба документа есть у «Известий», в нескольких аэропортах и авиакомпаниях подтвердили их получение.
В первой телеграмме от имени заместителя начальника управления Центрального МТУ Росавиации Сергея Дмитриева авиавласти просят компании рассмотреть возможность поощрения привитых пассажиров бонусами и скидками. А также принять активное участие в освещении пользы вакцинации.
Во второй — от руководителя Росавиации Александра Нерадько — бизнесу рекомендовано включиться в информкампанию по привлечению внимания работников и пассажиров к вакцинации как эффективному способу защиты от COVID-19. Руководителям территориальных управлений Росавиации предписано рекомендовать подведомственным организациям рассказывать о вакцинации с помощью голосовых и видеосообщений на мониторах в аэропортах и самолетах.
Александр Нерадько в своей телеграмме пояснил, что самое важное в вопросе — разъяснение целесообразности и безопасности прививок. При этом вакцинация носит добровольный характер и не является обязательной для перевозки пассажиров, подчеркнул он.
Взвешенное решение
В начале мая председатель Общероссийского объединения пассажиров (ОПП) Илья Зотов обратился к министру транспорта РФ Виталию Савельеву с предложением рекомендовать крупнейшим транспортным компаниям поощрять пассажиров за вакцинацию, объявив акцию с 25 мая по 25 августа. Инициатива предполагала начисление бонусов, миль или виртуальных денег, эквивалентных сумме от 500 до 5 тыс. рублей, которые можно потратить на покупку билета и услуг компаний.
Эти предложения Минтранс направил для рассмотрения в компании, среди которых — РЖД, «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», Utair, «Яндекс.Такси», «Яндекс.Драйв», «Ситимобил», «Делимобиль» и BelkaCar, следует из ответа ведомства Илье Зотову (есть у «Известий»). В нем министерство отметило, что вакцинация от COVID-19 — добровольная, но игнорировать пандемию нельзя.
Минтранс запросил у транспортных компаний их позицию, но ответов от них пока не поступало, уточнили «Известиям» в ведомстве.
Обязать компании вводить системы поощрения пассажиров неправильно, отметил Илья Зотов. По его словам, это должно быть их самостоятельным взвешенным решением.
Самые щедрые
Первым среди авиакомпаний стимулировать пассажиров к вакцинации начал «Аэрофлот». С 15 мая перевозчик запустил акцию «Мили вакцинации»: первые 10 тыс. привившихся пассажиров получат по 10 тыс. миль на счет. Всего по этой программе участникам будет начислено 100 млн миль. Акция действует до истечения лимита или достижения 10 тыс. привитых пассажиров. Чтобы стать участником программы, нужно пройти оба этапа вакцинации и затем совершить перелет, сообщил «Известиям» официальный представитель авиакомпании Михаил Дёмин.
— Мы рассчитываем подвести первые итоги к концу сезона, в августе. Акция популярна, запросов, уточнений очень много. В первые дни пришлось существенно увеличивать количество операторов нашего контакт-центра, — пояснил он.
В S7 Airlines «Известиям» сказали, что не планируют участвовать или запускать собственные программы по начислению миль или других бонусов вакцинированным пассажирам. В Smartavia изучают этот вопрос, сообщили там. В Nordwind рассказали, что планируют запустить программу в середине июля: перевозчик начнет поощрять привитых пассажиров бонусными милями, сказал представитель авиакомпании.
Вещательная кампания
Опрошенные «Известиями» аэропорты готовы включиться в информационную кампанию и транслировать через свои средства коммуникации информацию о вакцинации.
Представитель Шереметьево отметил, что все распоряжения поступили и компания уже приступила к размещению видео- и аудиоконтента, добавив, что также ведется информирование сотрудников по внутренним каналам.
Домодедово уже организовал для сотрудников кампанию с участием топ-менеджмента в поддержку вакцинации, указали там.
— Аэропорт рассмотрит вопрос дополнительного информирования пассажиров, когда поступит соответствующий запрос от регулятора, — пояснил представитель авиагавани.
В «Рампорт Аэро» (управляющая компания аэропорта Жуковский) «Известиям» сказали, что компания готова размещать сообщения о вакцинации на мониторах и в составе блока голосового информирования пассажиров. Сейчас аэропорт работает над определением формата и точного содержания этих сообщений, добавил он.
В аэропорту Симферополя сказали, что с начала вакцинации пассажиров информируют, что прививка позволяет предотвратить проявление осложнений, вызванных COVID-19.
Авиационная отрасль заинтересована в вакцинации: с ее результатами связаны возможности восстановления международного трафика и вероятность повторения ограничительных мер, влияющих на мобильность населения внутри России, отметила аналитик «Национального рейтингового агентства» (НРА) Алла Юрова.
— Ряд авиакомпаний и аэропортов уже включились в поддержку вакцинации. Это соответствует мировой практике: информационную поддержку вакцинации осуществляют, например, авиакомпании Qantas Airways, Emirates, — уточнила она.
При этом прямой выгоды у перевозчиков стимулировать вакцинацию предоставлением миль нет, полагает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. А косвенная заключается в том, чтобы снизить уровень заболеваемости, то есть повысить вероятность скорейшего открытия международных рынков, указал эксперт. Также акции по начислению миль за вакцинацию могут быть частями рекламных кампаний, демонстрирующих ответственное отношение к здоровью пассажиров и персонала, считает эксперт.