Цены на билеты дальневосточной авиакомпании, которая создается по поручению президента, предлагают ограничить. С такой инициативой сенаторы планируют обратиться в правительство осенью. Стоимость перелетов из ДФО в центральную часть страны в одну сторону не должна превышать 10 тыс. рублей. Этого можно добиться выделением дополнительных субсидий, считают в Совфеде. Как сообщили «Известиям» в Минтрансе, объем господдержки пока обсуждается. Однако создание авиакомпании должно двукратно увеличить число перевозок по 535 социально значимым маршрутам к 2025 году.
Золотой билет
В ноябре 2019 года «Известия» писали о сенаторском предложении создать государственный лоукостер, специализирующийся на дальневосточном направлении. Спустя месяц «Известия» выяснили, что правительство совместно с крупными банками действительно рассматривает этот вариант увеличения транспортной доступности ДФО. Вскоре президент РФ официально поручил кабмину проработать создание авиакомпании с парком российских самолетов для перевозок пассажиров и грузов на Дальнем Востоке. Проект включен в национальную программу социально-экономического развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035-го. Дальневосточная авиакомпания будет создаваться на основе АК «Аврора».
Для реализации инициативы, по расчетам политиков, потребуется от 10 млрд до 30 млрд рублей: многое будет зависеть от стоимости самолетов. В июне 2021 года в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова сообщили, что все корпоративные процедуры по созданию дальневосточной авиакомпании должны быть завершены до сентября. Также правительство планирует выделить субсидии на перевозку пассажиров на Дальний Восток.
Создание дальневосточной авиакомпании происходит очень медленно, заявил «Известиям» зампред комитета Совфеда по экономической политике, сенатор от Амурской области Иван Абрамов. Одна из причин — распространение коронавируса. Однако политик надеется, что большая часть работы завершится до конца этого года. Основной задачей авиакомпании должно стать не только облегчение поездок между субъектами ДФО, но и между Дальним Востоком и центральной частью России. Сейчас дальневосточники, по словам сенатора, оторваны от остальной страны: субсидированные билеты по низким ценам быстро заканчиваются, а купить их за полную стоимость местные жители не могут из-за низких зарплат. Если не вводить ограничения на ценообразование билетов, то вся концепция дальневосточной авиакомпании теряет смысл, считает сенатор.
— Осенью я направлю правительству предложение установить ограничения на стоимость билетов дальневосточной авиакомпании, которая создается по поручению президента. Цена перелета из ДФО в центральную часть страны не должна превышать 10 тыс. рублей. Эту цель можно достигнуть в том числе с помощью дополнительного субсидирования, — сообщил политик.
Ежегодная сумма господдержки может составить несколько миллиардов рублей, однако точную цифру должны определить профильные ведомства, отметил сенатор. Особенно актуальна эта помощь, по его словам, сейчас, в период восстановления после пандемии, ведь многие россияне потеряли работу. Разброс цен на билеты очень велик. Например, по данным «Туту.ру», стоимость прямых рейсов из Москвы во Владивосток колеблется в среднем от 10 тыс. до 168 тыс. рублей.
За тридевять земель
Объем субсидий, которые будут выделены перевозчику для осуществления полетов по социально значимым маршрутам, пока прорабатывается, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса.
«Создание дальневосточной авиакомпании направлено на рост мобильности и повышение доступности авиаперевозок для жителей ДФО. Концепция функционирования перевозчика предусматривает двукратное увеличение объемов перевозок по 535 социально значимым маршрутам к 2025 году», — отметили в ведомстве.
Пресс-служба полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева переадресовала вопросы «Известий» в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова. Однако его представители, а также пресс-службы Минфина и Минпромторга запрос перенаправили в Минтранс. В авиакомпании «Аврора» не смогли предоставить точную информацию. Число билетов в продаже будет зависеть от количества провозных емкостей на маршрутах, сообщили «Известиям» представители предприятия. Уровень тарифов на социально значимых направлениях, в свою очередь, будет зависеть от объема субсидирования из федерального и региональных бюджетов. Сумму господдержки знают в региональных и федеральном кабминах, подчеркнули в компании.
Создаваемая авиакомпания будет в первую очередь заниматься перелетами между субъектами ДФО и внутри них, сообщил «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Проблема высокой стоимости билетов даже на внутрирегиональных перевозках актуальна для ряда дальневосточных субъектов. Однако еще более важен вопрос увеличения частоты полетов и охвата населенных пунктов, связанных авиасообщением. Сейчас местные жители покупают билеты сильно заранее. Что же касается перелетов между Дальним Востоком и центральной частью России, власти должны увеличивать объемы субсидирования. Периодически наблюдается дефицит билетов по сниженным ценам, напомнил эксперт.